Авторская программа "Зернышки знания". Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет. Автор: Ломова Елена Анатольевна , соавторы: Родичева Галина Владимировна, Лошина Ираида Валентиновна.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Родичева Галина Владимировна

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонематического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятиях присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи, они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя:  загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа "Зернышки знания".

Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонематического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятиях присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи, они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя:  загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.

В процессе занятия происходит развитие познавательных психических процессов:

Памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Простота и доступность позволяют с интересом усваивать материал. Материал систематизирован и представлен в определенной последовательности.

В 6 - 7 лет у детей преобладает наглядно - действенное мышление, но сохраняется и наглядно-образное, поэтому широко используются сюжетные и предметные картинки, фишки, карточки, дидактический материал, звуковые часы, звуковая линейка. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так как образование у нас носит вербальный характер,  то успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития. От сюда следует, что самым важным является развить речь у детей и научить их связно высказаться и обосновывать свои суждения.

Количество проведения занятий: 4 - 5 занятий в месяц.

 Цель программы: обучение дошкольников грамоте и чтению.

Задачи программы:

  • Привить интерес к знаниям, опираясь на интересный и в то же время содержательный  материал;
  • Развить мышление ребенка, его умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, внимание, образовательные и творческие способности (фантазию, воображение);
  • Дать необходимые знания по предмету;
  • Развить фонематический слух;
  • Уметь делить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слышать звучание слова, выделять отдельные звуки, находить данный звук в слове, ставить ударения;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Составлять схему слов и предложений;
  • Обучать детей чтению;
  • Развивать мелкую моторику;

Предполагаемые результаты.

 К концу года дети должны уметь:

  • Составлять из слов предложения;
  • Придумывать предложения с заданным словом;
  • Составлять схему данного предложения;
  • Уметь делить слова на слоги. придумывать новые слова с заданным слогом;
  • Выделять ударный слог и правильно ставить ударение;
  • Слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки;
  • Различать гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки, самостоятельно проводить анализ слов. Давать характеристику звукам. Составлять схему слова, используя графическое изображение;
  • Приобрести элементы обучения навыкам письма;
  • Уметь читать;

Перспективный план проведения занятий на учебный год.

(сентябрь - май)

 Занятие №  1

Понятие слов "длинное, короткое".

Цель: познакомить детей  с многообразием слов, с простейшим моделированием.  Слово можно нарисовать в виде прямоугольника. Объяснить детям значение термина "Слово". Знакомить детей  с протяжностью слов (длинные и короткие). Познакомить с  тем, что слова могут звучать похоже.

Занятие № 2

 Понятие слов "живое, неживое".

Цель: познакомить со словами - предметами, которые отвечают на вопрос "что?". Продолжать знакомиться с моделированием слов - "слово"  обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Занятие  №3

Понятие слова "действие".

Цель: дать детям понять, что слова действия отвечают на вопрос " что делает?". Продолжать знакомить с разнообразием слов . Развивать навык в различии близком по звучанию слов (громкие, тихие, звонкие).

Занятие №4

 Знакомство с понятием "предложение", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие№ 5

 Понятие "предложения", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие №6

Знакомство с разнообразием слов.

Цель: учить делить слова не слоги. Дать понятие "слог", сказать, что слова состоят из частей, которые называются " слоги", используя схему слова. Учить подбирать слова к схеме.

Занятие № 7

Понятие звук, гласный звук "А", буква "А". Уметь читать слоги, выделять  их в словах, учить читать слоги с буквой "А".

Занятие № 8

 Понятие звука "У-А".

Цель: учить детей различать звуки "У-А". Формировать навыки словоизменения.

Учить дифференциации звуков "У-А" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие №9

 Звук и буква "И".

Цель: дать понятие о механизме образования звука "И". Учить детей выделять звук "И" из состава слогов, слов и предложений.

Занятие №10

Звуки "П-Пь". Буква "П".

Цель: дать понятие о механизме образования звука "П-Пь". Работать над развитием фонематического слуха.

Занятие № 11

Звуки "К-Кь" и буква "К".

Цель: научить детей давать характеристику звуков "К-Кь". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы.

Занятие №12

 Звуки "Т-Ть" и буква "Т".

Цель: научить детей давать характеристику звуков "Т-Ть". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы. Закрепить умение делить предложения на слова.

Занятие №13

 Звуки "Х-Хь" и буква "Х".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Х-Хь".  Дифференцировать звуки "Х-Хь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие 14

Звук и буква "Ы".

Цель: учить детей давать характеристику звука "Ы". Автоматизировать звук "Ы" в слогах, словах и предложениях. Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов.

Задание 15

 Звук и буква "О".

Цель: учить детей давать характеристику звука "О" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "О" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие № 16

Гласные звуки "А-У-И-Ы-О".

Цель: закрепить понятие " Гласный звук", формировать у детей умение различать гласные звуки. Развивать у детей звуковой анализ слов.

Занятие №17

 Звуки "М-Мь" и буква "М".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "М-Мь".  Дифференцировать звуки "М-Мь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие №18

 Звуки "Н-Нь" и буква "Н".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Н-Нь".  Дифференцировать звуки "Н-Нь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие №19

Звуки "Б-Бь" и буква "Б".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Б-Бь".  Дифференцировать звуки "Б-Бь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие № 20

Звуки "С-Сь" и буква "С".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "С-Сь".  Дифференцировать звуки "С-Сь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "С-Сь".

Занятие № 21

 Звуки "З-Зь" и буква "З".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "З-Зь".  Дифференцировать звуки "З-Зь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "З-Зь".

Занятие № 22

 Звук "С-З","Сь-Зь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Сь-Зь","С-З" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Сь-Зь","С-З" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие  №23

 Звуки "В-Вь" и буква "В".

Цель:  учить детей давать сравнительную характеристику звуков "В-Вь".  Дифференцировать звуки "В-Вь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "В-Вь".

Занятие № 24

 Звуки "Д-Дь" и буква "Д".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Д-Дь".  Дифференцировать звуки "Д-Дь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Д-Дь".

Занятие №25

 Звук "Т-Д","Ть-Дь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Ть-Дь","Т-Д" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Ть-Дь","Т-Д" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие № 26

 Звуки "Г-Гь" и буква "Г".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Г-Гь".  Дифференцировать звуки "Г-Гь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Г-Гь".

Занятие № 27

 Звук "Г-К","Гь-Кь".

Цель: учить давать характеристику звуков "Гь-Кь","Г-К" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Гь-Кь","Г-К" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Задание № 28 

Звук и буква "Э"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Э" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Э" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание  №29

Звук и буква "Й"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Й" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Й" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание  №30

 Звук и буква "Е"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Е" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Е" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание № 31

Звук и буква "Я"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Я" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Я" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие  №32

 Звуки "Ш-Шь" и буква "Ш".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ш-Шь".  Дифференцировать звуки "Ш-Шь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ш-Шь".

Занятие № 33

 Звуки "Ж-Жь" и буква "Ж".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ж-Жь".  Дифференцировать звуки "Ж-Жь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ж-Жь".

Занятие  №34

 Звуки "Л-Ль" и буква "Л".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Л-Ль".  Дифференцировать звуки "Л-Ль" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Л-Ль".

Занятие № 35

Звуки "Ц-Ць" и буква "Ц".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ц-Ць".  Дифференцировать звуки "Ц-Ць" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ц-Ць".

Задание№  36

 Звук и буква "Ю"

Цель: учить детей давать характеристику звука "Ю" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Ю" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие  №37

Звуки "Р-Рь" и буква "Р".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Р-Рь".  Дифференцировать звуки "Р-Рь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать  фонематический  слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Р-Рь".

Занятие №38

 Звуки "Ч-Чь" и буква "Ч".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ч-Чь".  Дифференцировать звуки "Ч-Чь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ч-Чь".

Занятие №39

Звуки "Ф-Фь" и буква "Ф".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ф-Фь".  Дифференцировать звуки "Ф-Фь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ф-Фь".

Занятие № 40

Звуки "Щ-Щь" и буква "Щ".

Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Щ-Щь".  Дифференцировать звуки "Щ-Щь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развивать фонематический слух. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Щ-Щь".

Занятие № 41

Мягкие и твердые согласные.

Цель: закрепить у детей понятие "твердые-мягкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.

Занятие № 42

 Глухие и звонкие согласные.

Цель: Закрепить у детей понятие "глухие и звонкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте в детском саду

Обучение грамоте в детском саду     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамо...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Авторская программа "Ростки знаний" Обучение грамоте в детском саду для детей 6-7 лет.

Данная программа направлена на развитие речи, обучение детей чтению. Развитая речь  - основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли - это речевая культура....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду

Последовательность в работе по обучению детей дошкольного возраста грамоте...