активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетентности педагогов доу
статья на тему

статья для знакомления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy_metodicheskoy_raboty.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников. Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития. На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

  • четкое видение современных задач дошкольного образования;
  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению новых подходов и технологий;
  • способность к самообразованию.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент. Одной из важных составляющих инновационной культуры педагога является профессиональная компетентность педагога.

Современная система образования, ориентированная на компетентностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.

Активное обучение является способом познания, когда воспитатель становится субъектом учебной деятельности, активно участвует в познавательном процессе, выполняя задания творческого и проблемного характера. В ходе такого обучения обеспечивается высокий уровень активности воспитателя, расширяется кругозор, формируются умения и навыки профессиональной деятельности, происходит развитие творческих способностей, педагогической рефлексии, формируются мировоззренческие установки и т.д.   Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Применение активных методов обучения способствует  развитию самостоятельности, воли, активности, формированию определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитию коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. В активных формах методической работы педагоги занимают активную субъектную позицию. Обратная связь, обмен мнениями, использование игровых ситуаций помогают заинтересовать воспитателей, создать в коллективе психологический микроклимат.

 Исследователями доказана зависимость усвоения материала от методов и форм его сообщения. При слушании лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, технических средств, при проведении дискуссий – более половины, а при разработке конкретных ситуаций, в деловых играх – почти всю.

С использованием различных активных форм методической работы  в нашем ДОУ  проводятся семинары, практикумы, консультации: «Растим патриотов Кубани» (форма проведения интеллектуальная викторина интеллектуальная викторина «Умники и умницы»), педагогическая викторина «Художественная литература в работе с детьми»,семинар – практикум «Художественно-речевое развитие  дошкольников» с использованием приемов игрового моделирования, семинар «Теоретические основы формирования у детей правильной речи и обучения детей грамоте  (форма проведения  «Счастливый случай»), брейн-ринг «Работа с родителями»,  мастер-класс «Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми » и др. Практические действия, проводимые воспитателями в игре, воспринимаются ими гораздо эффективнее, нежели теоретическое сообщение заведующей или старшего воспитателя.

Эффективной  формой повышения профессиональной компетенции педагогов  является работа творческой группы. Творческая группа педагогов – добровольное профессиональной объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.   Формы работы творческой группы разнообразны: коллективно-творческая деятельность, практическая работа по разработке и внедрению педагогических и исследовательских проектов. Задача творческой группы – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «образование для всех, образование через всю жизнь». Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.  Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием. Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".

Разнообразные активные формы методической работы, которые разрабатывает и проводит не только старший воспитатель, но и сами педагоги, способствуют тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Это даёт возможность каждому педагогу реализоваться как личности. Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ

В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию  активных  форм  методической работы с педагогами  дошкольного учреждения при изучении ФГТ....

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Цифровизация образования предполагает широкое использование в обучении мобильных и интернет-технологий, притом не только как инструментов, но и как «среды существования», открывающей новые...

Новые формы методической работы как средство повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ

К новым формам методической работы относят так называемые ролевые игры. Мозговые атаки, инициативные творческие микро-группы педагогов, а также по - новому проводимые обучающие семинары на основе откр...

«Использование диалоговой технологии в методическом сопровождении ДОУ, как средство повышения профессиональной компетентности педагогов, в том числе для выстраивания модели педагогического партнерства с семьями воспитанников»

в статье рассказывается о разнообразных формах методического сопровождения педагогов, в основе которых лежит диалоговая технология с целью повышения педагогического профессионализма педагогов, направл...