Главные вкладки

    Учебно-методический материал на тему:
    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям»

    Шлякова Наталья Сергеевна

    Цель семинара - систематизировать знания педагогов в образовательной области "Безопасность". Задача семинара - уточнить знания педагогов об основах безопасности детей дошкольного возраста; упражнять педагогов в умении общаться. В ходе семинара рассматриваются следующие вопросы: актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей; формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций; интеграция образовательной области "Безопасность" с другими образовательными областями; практический материал по формированию навыков безопасного поведения дошкольников; тесты для определения усвоения знаний дошкольников по данной теме; консультация для родителей по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass_s_pedagogami_sayt.doc423.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема по самообразованию:

    «Формирование у дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям»

    Форма отчёта:

    Семинар-практикум для воспитателей

    ГБУЗ НПЦ детской психоневрологии ДЗМ

                       Выполнила:

                                              воспитатель группы № 2

                                                       Шлякова Наталья Сергеевна

    Москва 2014 г.

    Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Безопасность»

    Задачи:

    - Уточнить знания педагогов об основах безопасности детей дошкольного возраста;

    - Упражнять педагогов в умении общаться;

    Ход:

         

    • Актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей.
    • Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.
    • Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями.
    • Практический материал по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.
    • Тесты для определения усвоения знаний дошкольников по данной теме.
    • Консультация для родителей по данной теме.

    1.Актуальность темы организации безопасной жизнедеятельности детей.

    В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной  из образовательных областей является «Безопасность».

      Суть этой области состоит в том, что безопасность жизнедеятельности  в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

    Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

    Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений.


    2. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

    Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь  с  повышенной  любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

    Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, которые носят разъяснительный, познавательный и определяющий характер, темы могут быть разнообразные: «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых» или «Что я умею чувствовать» и т. д. (см. п. 4.1. «Картотека бесед»); занятия, с использованием различного игрового и наглядного материала; экскурсии, целью которых может быть как ознакомление детей с улицей, перекрёстком и т.д., так и наблюдение за пешеходами, животными; рассматривание иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением; чтение и драматизация детской художественной литературы (стихи, народные сказки, рассказы и т.д.); прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т.д.; сюжетно-ролевые игры, которые на практике помогают детям закрепить пройденный материал, игры подбираются с учётом возраста и пола детей; используется конструктивная деятельность, которая позволяет создавать разные постройки и обыгрывать различные ситуации с ними.

      Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей. Особое место следует уделить дидактическим играм (см. п. 4.2. «Дидактические игры»), главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игры сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

     Ещё более эффективным и современным методом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих  ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.

     Особенность данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

    • использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
    • предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
    • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
    • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
    • поддержание адекватного эмоционального фона.

    Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях (см. п. 4.3. «Модели игровых ситуаций»), близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза»  из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.


    3. Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями

    Образовательная область

    Задачи и содержание интеграции

    «Физическая культура»

    Задачи:

    – развитие физических качеств;

    –накопление и обогащение двигательного опыта детей;

    –формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом     совершенствовании.

    1. Формирование у детей представления об осторожном и осмотрительном поведении в ходе занятий физической культурой.
    2. Формирование у детей необходимых способов поведения в опасных ситуациях в процессе развития физических качеств (выносливости, координации движений).

    «Здоровье»

    Задачи:

    –сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

    – воспитание культурно-гигиенических навыков;

    –формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

    1. Расширение и уточнение представлений у детей о некоторых ситуациях, опасных для здоровья, в ходе решения проблемных задач.
    2. Закрепление у детей навыков безопасного поведения в ходе выполнения гигиенических процедур в умывальной комнате.

    «Социализация»

    Задачи:

    –развитие игровой деятельности детей;

    –приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

    – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    1. Приобщение детей к правилам безопасного поведения через знакомство с элементарными нормами и правилами взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
    2. Учить детей элементарным простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях в ходе игровой деятельности.

    «Труд»

    Задачи:

    – развитие трудовой деятельности;

    –воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

    – формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

    1. Формирование у детей способов безопасного поведения в ходе организации трудовой деятельности:

    – организация дежурства;

    – труд в природе;

    – самообслуживание;

    – труд в уголке природы.

    «Познание»

    Задачи:

    – сенсорное развитие;

    –развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

    –формирование элементарных математических представлений;

    –формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    1. Формирование у детей представлений об опасных предметах и ситуациях посредством расширения кругозора, формирования целостной картины мира в ходе НОД.
    2. Формирование у детей навыков безопасного поведения в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности (опыты, эксперименты).

    «Коммуникация»

    Задачи:

    – развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

    –развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

    –практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    1. Формирование у детей осмотрительного отношения к окружающему миру в специально созданных ситуациях общения со взрослыми и сверстниками.
    2. Учить детей правилам дорожной безопасности в качестве пассажира и пешехода, используя диалог.

    «Чтение художественной литературы»

    Задачи:

    –формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

    – развитие литературной речи;

    –приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    1. Формирование у детей безопасного поведения на примерах поступков героев из произведений художественной литературы.

    «Художественное творчество»

    Задачи:

    –развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

    –развитие детского творчества;

    –приобщение к изобразительному искусству.

    1. Закрепление у детей знаний о правилах безопасного поведения в ходе организации продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

    «Музыка»

    Задачи:

    – развитие музыкально-художественной деятельности;

    –приобщение к музыкальному искусству.

    1. Формирование у детей безопасного поведения в процессе участия их во всех видах музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, праздники и развлечения).

    4. Практический материал по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

    4.1. Картотека бесед (для всех возрастных групп)

     

    1. Тема: «Безопасность в нашей группе»

    Цель: закрепить знания о своей группе, развивать умение ориентироваться в групповом пространстве, чувство безопасности и самосохранения; обогащать представление о доступном предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования; воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в группе.

    2. Тема: «Самообслуживание»

    Цель: обогащать представление детей о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их; развивать умение одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого, способствовать развитию стремления к самостоятельным действиям; способствовать формированию элементарной культуры поведения и безопасности во время еды за столом.

    3. Тема: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

    Цель: рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях.

    4. Тема: «Безопасное поведение»

    Цель: рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации безопасного поведения; организовать совместную проектную деятельность детей.

    5. Тема: «Светофор»

    Цель: дать представление о работе прибора «светофор»; рассказать о сигналах для машин и людей; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

    6. Тема: «Помощник на дороге»

    Цель: продолжить знакомство с работой светофора; развивать знания о сигналах для машин и людей; продолжать учить различать сигналы светофора и подчиняться им.

    7. Тема: «О пожарной безопасности»

    Цель: дать понятие об использовании огня в хозяйстве, промышленности; закрепить знания о том, какие материалы легко воспламеняются, какие являются огнестойкими; сформировать понятие о том, что необходимо быть всегда осторожными с огнем; формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

    8. Тема: «Бытовые опасности»

    Цель: развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения в быту; обогащать представление о доступном ребенку предметном мире, назначении предметов, правилам их безопасного использования; формировать


    осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

    9. Тема: «Балкон»

    Цель: расширить представление о ситуациях, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых выходить на балкон и играть там.

    10. Тема: «Открытое окно»

    Цель: расширить представления о ситуациях, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых открывать окна и выглядывать из них.

    11. Тема: «Контакты с животными»

    Цель: развивать интерес к правилам безопасного поведения; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; развивать умения отражать в игре при участии взрослого культурно-гигиенические навыки, правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.

    12. Тема: «Бездомные животные»

    Цель: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; вовлекать детей в простейшую игровую деятельность.

    13. Тема: «Отношение к больному человеку»

    Цель: по возможности не оберегать детей от знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности; способствовать появлению чувства сострадания, стремления помочь больным, одиноким, пожилым людям.

    14. Тема: «Здоровье и болезнь»

    Цель: способствовать формированию представлений о здоровье, болезни, здоровом человеке, о том, что помогает быть здоровым; развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения; создать условия для участия в коллективной игровой деятельности.

    15. Тема: «Уроки Айболита»

    Цель: научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

    16. Тема: «Режим дня»

    Цель: провести беседу с привлечением наглядности, рассмотреть совместно с детьми алгоритм процессов личной гигиены (мытье рук, чистка зубов, обратить внимание детей на последовательность режимных моментов).

    17. Тема: «Личная гигиена»

    Цель: развивать умения выполнять гигиенические процедуры; закреплять понимание значимости и необходимости гигиенических процедур.

    18. Тема: «Личная гигиена»

    Цель: обогащать представления детей о процессах умывания, купания; совершенствовать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, выполнять элементарные приемы ухода за собой, пользоваться носовым платком, туалетом; развивать умение отражать в игре культурно-гигиенические навыки.

    4.2. Дидактические игры (Для среднего и старшего дошкольного возраста).

     В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

      В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.

      К примеру: «Скорая помощь». Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.

    «Большая безопасная прогулка». Цель игры: закрепить у детей правила дорожного движения; довести до сознания детей, к чему может привести их нарушение; воспитывать внимание, чуткость, умение оказать помощь друг другу. Оборудование: макет проезжей части, игрушки – машины, знаки, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика, кубик с цифрами.

    Настольно-печатные игры – они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.

      Например: игра «Валеология или здоровый малыш. Зубы, зрение, слух». Цель: прививать детям культурно-гигиенические навыки. Объяснить, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровые зубы, не испортить зрение и слух. Формировать осознанное отношение к необходимости охранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.  Оборудование: игровые поля с позитивными и негативными картинками, разрезанные картинки с изображением вредных и хороших привычек. Ход игры: детям раздаются поля, разделённые на квадраты, в центре поля изображена картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо». Выигрывает тот, кто первым закроет своё поле картинками.

     Игра «Как избежать неприятностей дома», цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев. Оборудование: набор сюжетных картинок с изображением различных опасных ситуаций дома, карточки со стихами к данным картинкам. Ход игры: играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

      Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.


     Например: «Загадай, мы отгадаем», цель этой игры: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

     Игра «Что делать?», цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

         4.3. Модели игровых ситуаций. (Для старшей и подготовительной к школе группы)

    Игра «Гроза»

    Цель. Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

    Вопросы:

    Когда чаще бывает гроза?

     В какое время года?

    По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

    Что бывает вначале - молния или гром?

    Знаете ли вы правила поведения во время грозы в лесу? В поле? В огороде?

    Загадка:  Грохочет без рук, горит без огня. (гром и молния.)

    Пословица: Та гроза не страшна, которая прошла.

                       

                                   

    Стихотворение:

                                          ГРОЗА.

    Начинается гроза, потемнело в полдень,

    Полетел песок в глаза, в небе – вспышки молний.

    Ветер треплет цветники на зелёном сквере,

    В дом ворвались сквозняки, распахнулись двери. А. Барто.

                     

                           

    «На заметку воспитателям»

     Большее число гроз бывает во вторую   половину лета, при чём после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета. На море грозы бывают чаще ночью. Гроза является самым ярким летним явлением природы, но иногда бывает и зимой. Гроза наступает обычно внезапно. При ясной и тихой погоде небосклон быстро заволакивается  нагромаждающимися друг на друга свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, воздух становится душным и влажным, начинается сильный, порывистый ветер, бывает ливень, сверкает молния и раздаётся гром.                       Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы:

     -лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков, так как молния обычно проходит  в землю  по поверхности здания и может проникнуть в открытые окна в помещение;

    - в деревне, в доме нельзя подходить близко к топящейся печке, так как горячий дым является горячим проводником электричества;


     - если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге можно лечь, металлические предметы из рук выбросить;

    - нельзя бежать по полю, стоять под деревом;

    - в лесу укрываться  во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.

                               

                         ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ

    Цель: учить детей узнавать ядовитые растения; дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

                         Игра « Распутай путаницу»

    На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

    Вопросы: какие растения вы знаете?

    Какие из названных растения ядовиты?

    Загадка:  на зелёном шнурочке - белые звоночки. (ландыш)                          

                         Игра с воспитателями.

     Мальчик Петя гулял по лесу и увидел красивые белые цветы: «Какие красивые и душистые цветочки у ландыша! Наверное и ягоды вкусные?» - воскликнул Петя.

    Прав ли мальчик Петя? (Не прав.)

    Почему? ( у ландыша ягоды ядовитые, их есть нельзя.)

    Какие ещё ядовитые растения вы знаете? (Лютик, вороний глаз, белена, дурман.)

    Нужно их уничтожать? (Нет. Это пища для птиц и зверей. Растения очищают воздух, имеют лечебные свойства. Некоторые занесены в Красную книгу.)

    Как нужно обращаться с ядовитыми или незнакомыми вам растениями? (Не рвать.)

    Думаю, что мы ответили на вопрос Пети. Если он встретит ландыши в лесу, то не будет их трогать.

                                                             

                           

                                Стихотворение.

                                     

                                      ЛЮТИК.

    Звать его нам нечего, он и так придёт,

     Расцветёт доверчиво прямо у ворот-  

     Солнцем налитой лютик золотой.

                                 

        

      На заметку воспитателям. 

     Среди дикорастущих трав и кустарников встречаются  ядовитые, по внешнему виду напоминающие  культурные съедобные растения, некоторые привлекают детей ягодами


    или интересными семенами.  Это – ландыш, болиголов, собачья петрушка, белена чёрная, пижма обыкновенная, волчье лыко.

              Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу.

                   

      - Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать:   оно может быть ядовито;  

       - нельзя жевать первую попавшую травинку;

       - приди с прогулки из леса, парка, обязательно вымой руки.               

                     

               

                 Съедобные и несъедобные грибы.

     

    Цель: учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том. Что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).  

                   Игра. Слепи грибок.

    Предлагается пластилин. Даётся задание; вылепите настоящий опёнок и ложный. Важно отметить их отличительные особенности.

    Загадка: очень похож он на белый гриб, но в отличие от него всегда ядовит, у него желтоватая  ножка , если его ты разломишь, то сразу краснеет, потом посинеет, а белый грибок постоянно   белеет. (Желчный гриб.)

                             

                          Стихотворение.

                       

                         ГРИБНОЙ ПОСЁЛОК.

     

    Как сказочные гномики, повырастали домики,

    За день готов посёлок из домиков весёлых.

    В посёлке крыши разные: боровики - под  бурою,

    Опёночек – под серою. А мухомор – под красною.

                     

                                       

    На заметку воспитателям.

     

    Опёнок настоящий –шляпка желтовато-грязно-бурая, в молодом возрасте пластинки шляпки покрыты белой плёнкой, которая, отрываясь от краёв шляпки, повисает на  ножке в виде кольца. Растёт со второй половины лета до половины октября. Пластинки шляпки не меняют цвета: белые или слабо-жёлтые. Ложноопёнок- ядовит, нет кольца на ножке, окраска пластинок шляпки жёлтая, позднее становится зеленоватой, потом фиолетово-чёрной или коричневой.

                                   


    Советы детям.

    Никогда     не собирайте для употребления в пищу незнакомые грибы.                      

    Никогда не берите в рот сырых грибов.

    Внимательно осмотрите место, где нашли грибы, там могут быть ещё грибы.

    Старые грибы не срывайте: пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на следующий год.

    Не съедобные грибы (мухоморы, поганки и другие) оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.                               

                                       

                                   Н А С Е К О М Ы Е .

    Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

     Вопросы :

    Каких насекомых вы знаете?

    Когда появляются насекомые?

    Где живут насекомые?

    Чем отличаются насекомые от птиц?

    Что случится, если не будет насекомых?

                            Игра. « Кто где живёт»

    Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых. По сигналу «В дома» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».  

                                   

     Загадка.

    Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – больше плотника оно. (муравей)

     Кто над нами вверх ногами? (мухи на потолке)

                                             Стихотворение

                                             

                                               Муравьишко.

     Муравьишко на лугу  брёвна тащит на весу, Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу» Отвечает муравей: «Тяжело, но сам снесу!»

                                             

                                              Поговорка.

     Одна пчела много мёда на наносит.

                                       

                                          Народные приметы.

    Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.

    Когда появляются комары – пора сеять рожь.

                                 

    На заметку воспитателям.

     На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных да и растений, вместе взятых. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки длинный хоботок. Комар -кусак своим хоботком прокалывает кожу слона. У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок. Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Малышей привлекает всё живое, движущееся,  они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.

              Правила поведения в природе при встрече с насекомыми.

     Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть ещё ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких    животных осы могут зажалить до смерти.   

    Игра “Крестики-нолики”

    А сейчас мы вспомним как надо вести себя с незнакомыми людьми. На доске игровое поле. Игрок достает и читает вопрос. Если он правильно ответил на вопрос, то ставит свой знак в клеточку, а если неправильно - знак противника.

    Разыгрывается право первого хода.

    Вопросы для игрового поля:

    1. На улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя воспитательница прислала его за тобой. Как ты поступишь?

    2. Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать?

    З. Если около тебя затормозила машина, и тебя приглашают поехать на съемки какого-либо фильма. Твои действия.

    4. Если незнакомый человек взял тебя за руку и пытается увести с собой, что ты будешь делать?

    5. 0пиши как выглядят современные злодеи.(можно нарисовать)

    6. Назовите самые опасные места во дворе.

    7. Если к тебе подошли незнакомцы и спрашивают, как найти улицу или дом, что ты будешь делать?

    8. Звонят в дверь и говорят “Телеграмма. Нужно расписаться”. Что ты сделаешь?

    9. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Как вы поступите?


    Игра «Смелые пожарные»

    От каждой команды выбирается один игрок.

    По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

    Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

              Дидактическая игра с мячом «Можно и нельзя»

    Воспитатель бросает одному мяч из детей и говорит, что дети делают на улице. Дети ловят мяч и говорят: «Можно или нельзя так делать» и возвращают мяч обратно воспитателю.

    1. Дети перебегают улицу. Можно или нельзя?

    2. Можно переходить улицу, когда на светофоре горит красный свет?

    3. Дети переходят улицу по пешеходному переходу и держат маму за руку. Можно или нельзя?

    4. Можно детям играть в мяч на дороге?

    5. Можно или нельзя кататься на велосипеде во дворе?

    6. Чтобы перейти дорогу, люди спускаются в подземный переход. Так делать можно или нельзя?

     

    «Волшебные знаки»

    Цель: Закрепить знания детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения.

    Развивать внимание, логическое мышление, умение составлять рассказы и не большие сказки по карточке - схеме.        

    Материал: карточки - схемы с рисунками различных значков размером 21 х 21 см.; карточки с пустыми клетками таких же размеров; значки соответствующие рисункам схем.

    Методические указания. Количество карточек и значков зависит от числа играющих. На каждого игрока 3 карточки схемы, 11 значков и одна карточка с пустыми клетками.

    Ход игры:

    Игру можно проводить индивидуально и с группой детей. Ведущий игры предлагает детям в течение минуты внимательно рассмотреть карточку - схему, запомнить все значки. По окончании времени ребёнок должен перевернуть карточку схему и заполнить карточку с пустыми клетками соответствующими значками. Среди значков дорожные знаки, транспорт, пешеход, светофор, здания и т.д. перевернув снова карточку схему, ребёнок проверяет правильность выполнения задания, исправляет свои ошибки.

    Поиграв с одной карточкой - схемой, ребёнок берёт другую, на которой значки поменялись местами, а некоторые значки заменены на другие. Ребёнок должен заметить разницу и воспроизвести те же игровые действия, что и с первой карточкой - схемой. Аналогично действует и с третьей карточкой - схемой. Усложнение игры: составить рассказ или сказку по карточке - схеме, оживив значки.


    Примерные варианты рассказов

    Карточка № 1.

    Девочка Маша решила навестить тётю, которая работала в детском саду. Вышла она из дома, а на дороге столько разных машин, тут и грузовые и легковые. Как же перейти улицу? Неподалёку Маша увидела перекрёсток, на котором стоял милиционер -регулировщик. По пешеходному переходу Маша благополучно перебралась на другую сторону улицы. Тут она увидела телефон и решила позвонить маме. Предупредила её, что будет в детском саду.

    Карточка № 2.

    На перекрёстке «светофор» с помощью «пешеходного перехода» благополучно проводил Машу до детского сада. Кругом так много разных машин, что Маше даже стало немного страшно. Но всё уже позади. Она решила позвонить маме, которая работала на бензоколонке.

    Карточка № 3.

    Детский сад расположен вблизи перекрёстка, по которому то и дело проезжают много разных машин, среди них легковые и грузовые. Маша внимательно посмотрела на светофор, потому что попасть в детский сад можно только через пешеходный переход, а потом и маме можно позвонить.

    ИГРЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Игра «На пожар»

    От каждой команды выбирается один игрок.

    По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»:

    например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду – облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

    Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков – например, три.

    Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу.

    Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта.

    Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки – «одевающиеся пожарные», другие – «готовящие пожарную машину».

    После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету игрокам другой группы. В задачу последних входит собрать разрезную картинку – изображение пожарной машины.


             
    Игра «Смелые пожарные»

     

    От каждой команды выбирается один игрок.

    По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым.

    Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами.

     

    Игра «После пожара»

     

    От каждой команды выбирается два игрока.

    Они садятся на стульчики и берут в руки катушку, к которой одним концом прикреплен шнур. По команде играющие  начинают наматывать шнур. Побеждает тот, кто закончит первым.

    Игру можно повторить несколько раз – с участием других членов команд.

    Игра «Тушим пожар»

     

    Правила игры: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить ( большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли – бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар.

     

    Игра «Костер»

     

    Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е. лучше «потушит» костер.

     

    Спортивная  игра «Пожарные учения»

     Ведущий приветствует всех участников, болельщиков, гостей и сообщает, что спортивная игра посвящена людям, профессия которых – пожарный.

     

    Ведущий. Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом. На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди – пожарные. Они борются с огнем, спасают пострадавших.

    Затем ведущий представляет команды детей, называет судей и объявляет о начале игры.

     

    Предлагаем примерные игры и эстафеты.

     

    Игра «Что нужно при пожаре»

    Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

     


    Игра «Кто быстрее оденется»

    Ход игры. Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги. По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи и возвращается к команде и т.д.

     

    Эстафета «Верхний этаж»

    Дети взбираются по наклонной скамейки на гимнастическую стенку, перелезают на соседний пролет, затем спрыгивают на мат.

     

    Эстафета «Разборка брандспойтов»

    Стоящий в колонне каждой команды первый ребенок бежит к пирамиде, на которую намотан канат, разматывает его и возвращается обратно. Второй бежит и наматывает канат на пирамиду. И т.д.

     

    Эстафета «Тушение пожара»

    В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.

    Эстафета «Задымленный коридор»

    Участники каждой команды выстраиваются перед своим туннелем, по очереди ползут по нему, затем бегом возвращаются назад.

     

    Эстафета «Тушение пожара»

     В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Он должен пробежать по скамейке, пролезть в «окно» (обруч), преодолеть расстояние, перешагивая через предметы, «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняет следующий игрок.

     

    Игра «Да» и «Нет»

     

    Игра называется «Да» и «Нет»

    Их я хочу услышать в ответ.

    Все внимательно играйте,

    Думайте и отвечайте.

    На вопросы дайте ответ,

    И скажите «Да» иль «Нет».

    Всем ребятам нужно знать,

    Что с огнем нельзя играть.

    Это все ребята знают?     (Да)

    А с огнем они играют?

    Для ребят пожары шутка?

    Все ли дети тут послушны?

    На печи кипит варенье.

    Можно ли без разрешенья

    детям к печке подбегать,

    Чтоб варенье помешать?

    Палит листья мальчик Тихон,

    У костра он скачет лихо.

    Дети дайте мне ответ,

    Хорошо ли это?

    Под столом играет света,

    Зажигает она свечи.

    Дети дайте мне ответ,

    Хорошо ли это?

    Вова спичками играет,

    Мама это запрещает.

    Дети дайте мне ответ,

    Прав наш Вова или нет?

    Непослушный мальчик Вова,

    Спичками играет снова.

    Пусть мне дети отвечают,

    Маму Вова огорчает?

    Вот свеча, горит огонь,

    Ты огонь попробуй – тронь!

    Дайте, дети мне ответ,

    Будет больно или нет?

    Нам пожары не беда? (нет)

    Друга выручим всегда?

    Врать не будем никогда?

    Маму слушаем всегда?

    Можно спичками играть?

    Детям свечи зажигать?

    Причиняет огонь зло?

    А дает огонь добро?

    Ты труслив, когда беда?

    Силы жалко для труда?

    С огнем всегда ты осторожен?

    Что ж завершать игру мне можно?

     

    Игра «Топаем, хлопаем»

    Условие:

    Если дети поступают правильно - хлопают,

    Если неправильно – топают.

    Ведущий:

    Знаю я теперь, друзья,

    Что с огнем играть нельзя!  (хлопают)

    Спички весело горят,

    Буду с ними я играть. (топают)

    Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)

    Он опасен, Лена знает,

    Утюг больше не включает (хлопают)

    Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают  (топают)

    Клим увидел: дом горит,

    Мальчик «01» звонит.  (хлопают)

     

     Игра «Что нужно при пожаре»

     

    Ход игры. Участники каждой команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены предметы или изображения, связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т.д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.


    Игры по правилам дорожного движения

    Угадай знак

    Содержание игры. Дети стоят в ряд. Перед каждым таблички с дорожными знаками (перевернутыми вниз). Такой же комплект у ведущего. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее отыщет знак у себя и правильно назовет его значение. 

    Светофор

    Содержание игры. Ведущий включает то один другой сигнал светофора (вариант: взрослый показывает шарики красного, желтого и зеленого цвета). Зеленый свет — дети маршируют, имитируя ходьбу, желтый — хлопают в ладоши, красный — стоят тихо. 

    Продолжи ряд слов

    Содержание игры. Взрослый говорит любое слово из лексических тематических групп «Транспорт», «Улица», «Знаки дорожного движения». Ребенок повторяет это слово и называет свое, следующий ребенок называет два предыдущих слова и добавляет другое слово.

    Поставь дорожный знак

    Материал: Игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, жилых домов и административных зданий. 

    Содержание игры. Дети расставляют дорожные знаки: у школы — знак «Дети», у больницы — знак «Больница», у столовой — знак «Пункт питания» и т. д.

    Лишние предметы

    Материал: атрибуты игры «Азбука дорожного движения: руль, жезл, свисток, накидки «ДПС», «Автобус»; ножницы, весы и другие предметы. 
    Содержание игры. Педагог говорит о том, что среди предметов, необходимых регулировщику, имеются «лишние». Он просит детей помочь ему и убрать ненужные для работы регулировщика предметы. Дети поясняют свой выбор. 


    Инспектор ГИБДД и водители

    Материал: таблички со знаками дорожного движения на штативах, фанты (пуговицы, картинки и т. п.), накидки — транспортные средства, рули. 

    Содержание игры. Несколько детей изображают водителей, один ребенок — инспектора ГИБДД. Водители ставят свои автомобили в гараж. Инспектор ГИБДД с дорожными знаками встает напротив них. Он поочередно показывает знаки. Водители, выезжая из гаража, должны двигаться в соответствии со знаком или объяснить, что он означает. Тот, кто не может это сделать, получает штраф — фант (картинку, пуговицу и т. п.) Побеждает тот, кто доедет до финиша с наименьшим количеством штрафных фантов. 

    Веселый трамвай

    Материал: две накидки с изображением трамваев, обручи. 

    Содержание игры. Дети делятся на две команды. Это пассажиры. Они ждут трамваев на остановках. Двое детей играют роли водителей трамваев. Они держат в руках по обручу. «Перевезти» можно только одного пассажира, на которого водитель накидывает обруч. Побеждает команда, которая быстрее всех окажется на другой остановке (в противоположном конце зала). 

    Грузовики

    Материал: накидки с изображением грузовых автомобилей, рули, светофор, мешочки с опилками.

    Содержание игры. На плечах у детей накидки с изображением грузовиков, в руках — рули. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого ребенка — мешочек с опилками или песком. Один из детей переключает светофор. Детям поясняется, что водители должны соблюдать правила движения. Победит тот, кто быстрее доставит груз до места назначения. 

    Если дети, начиная движение, не могут удерживать равновесие с грузом, то взрослый поясняет: начинать движение надо, плавно набирая скорость, двигаться ровно, тормозить не резко и т. п.

    Делай, как я

    Материал: накидка-регулировщик, жезл. 

    Содержание игры. Ребенок в накидке регулировщика с жезлом в руках стоит напротив шеренги детей. Он показывает основные движения (красный свет: руки вытянуты или опущены — стой, желтый — правая рука с жезлом поднята вверх — приготовиться, зеленый — регулировщик стоит боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены — иди). Дети повторяют движения. 

    Светофор

    Содержание игры. Ведущий находится в центре игрового поля. Он называет цвет (красный, желтый, зеленый). Игроки, у которых в одежде есть данный цвет, переходят на другую сторону поля. 

    Разложи правильно (игра для детей 5-7 лет)   

    Цель. Расширять знания детей о дорожных знаках, упражнять в их названии и классификации по группам: указательные, запрещающие, знаки сервиса; развивать ориентировку в пространстве.

    Оборудование. План - схема «перекрёстка» или ближайшей улицы, микрорайона; карточки с дорожными знаками по количеству играющих.

    Методические указания. Игру можно проводить в групповой комнате и на участке детского сада, с любым количеством детей.

    Ход игры:

    Начертить «перекрёсток» или план - схему улицы, микрорайона. Из набора карточек, на которых изображены дорожные знаки предложить детям взять по одной карточке, внимательно рассмотреть её, вспомнить название знака и найти её расположение по указанию воспитателя: «Прямо пойдёшь - к знакам сервиса попадёшь, направо - к указательным знакам попадёшь».

    По окончании игры выяснить правильность классификации дорожных знаков.

    Фотограф - любитель (игра для детей 5-7 лет)

    Цель. Вызвать у детей интерес к дорожным знакам, закрепить их названия, уточнить представления об их назначении.

    Материал. Карточки - образцы дорожных знаков. Листы бумаги размером фотографий, гуашь, тушь, шампунь, кисти, ванночка для воды.

    Ход игры.

    Из числа детей выбрать «фотографов - любителей», дать им лист бумаги и предложить обрисовать - «сфотографировать» гуашью какой - либо дорожный знак с образца. Затем тушь смешать с несколькими каплями шампуня и этой смесью покрыть рисунок. Когда «фотография» высохнет, проявить её. Остальные дети должны угадать, какой дорожный знак проявится на листе бумаги, какое его назначение.

    Затем дети меняются ролями. Игра повторяется.


      Волшебник (игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

    Цель. Закрепить знания детей о транспорте, дорожных знаках, их назначении. Упражнять в звукопроизношении. Развивать творческие способности, ориентировку в пространстве.

    Ход игры:

    Вариант № 1.

    Роль волшебника выполняет воспитатель или ребёнок. Он жестом, мимикой, звуком изображает: транспорт, дорожные знаки, милиционера - регулировщика, светофор. Предлагает детям отгадать изображаемый предмет, пояснить его значение.

    Вариант №2.

    В групповой комнате разместить игрушки по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки». Разъяснить детям, что волшебник спрятал игрушки, нужно найти их по указанному местоположению. Например: в правом углу комнаты лежит большой, длинный, прямоугольный, твёрдый, гладкий, красный... (грузовик). Впереди тебя -твердый, железный, круглый, на металлической ножке... (дорожный знак). Слева от первого окна, ближе к двери - железный ящик с тремя цветными глазами ... (светофор).

    После того, как угадали предмет, рассмотреть его и уточнить его название.


    Тесты 

    для определения усвоения знаний дошкольников


    1. Назови знак. (у всех разные)

      

    1. Определи знак

    1. Зачеркни лишний знак.

    4. Распредели транспорт. (воздух, земля, вода)


    5. Помоги детям добраться до школы.


    6. Родительское собрание на тему: «3доровье и безопасность ребенка в наших руках»


        Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18).

       К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач, видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.


          Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? (Высказывания родителей.)

    1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. 

    2. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. 
    Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться - подкрадывается грусть.  Нахмурились — начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись - помогли другому гормону - эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение.
     А наше раздражение механически переходит и на ребенка. 
    Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

     
      3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. 


    Режим дня - это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

    Прогулка - один из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон.

    Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа летом - неограниченно. 
       Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

    4. Полноценное питание - включение в рацион богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. 
     Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

     
     5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. 
    При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, результате чего снижается интерес к учебе.

     

     Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетноролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра - ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых.
       6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

         - Что такое закаливание? (Высказывания родителей.)

        Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. 
    В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.

       Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом.

      - Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия, и какие? (Ответы родителей.)

        - А теперь я предлагаю послушать высказывания ваших детей (Включается магнитофонная запись.)

        Не называя ребенка по имени, педагог просит ответить на вопросы: «Зачем надо закаляться? Закаляешься ли ты дома? Как? С кем ты это делаешь? Каждый ли день? Нравится ли это тебе? А почему ты не делаешь?» 


    Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большее значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные: 
    а) Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).


    б) Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. 

       В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

    в) Контрастный душ - наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд, Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница 
    температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

    г) Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

      При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-З недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.


     Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства.

      Это может привести к невротическим расстройствам.

      - Какой можно сделать вывод по поводу закаливания? (Высказывания родителей.)
     Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым - надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание - это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. (Родителям раздаются памятки по проведению закаливания.)

      Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают 
    некоторые растения - биостимуляторы и адаптогены. Последние 
    приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых 
    вредных физических, химических, биологических факторов, в том 
    числе и к непривычным условиям среды.

       

       7. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. (Выступление врача-педиатра.)

     


      Врач – педиатр. Слово «витамин» происходит от латинского «вита» — «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.

        8. Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети, некурящих.

        9. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. 
    - Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребенка? (Высказывания родителей.)


     Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, броши, булавки). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки), вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как ребенок может отравиться лекарствами. 

       Поэтому родителям следует:


    - постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно; 
    - хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства; 
    - закрывать окна и балконы;

    - запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы. 

       Помните: здоровье ребенка в ваших руках!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

    Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

    консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

    Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

    Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории своего края и села с учетом ФГОС»

    Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духо...

    Задачи работы по формированию осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям в мире людей

    Список задач при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности...

    Задачи работы по формированию осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям в мире людей

    Список задач при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности...

    Буклет для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ"

    Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков с недавних пор ставшее нам знакомым слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетие...

    Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"

    Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...