Мультипликация как средство художественно-эстетического развития детей. Подготовила воспитатель МБДОУ № 54 г.Армавир - Петрушенко Евгения Дмитриевна.
проект (старшая группа) на тему

Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору. В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Как правило, просмотр мультфильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников, занимает определенное место в их досуге и оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_multfilm.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мультипликация как средство

художественно-эстетического развития детей.

Петрушенко Евгения Дмитриевна, воспитатель МБДОУ № 54 г.Армавир

Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору. В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Как правило, просмотр мультфильмов по телевидению пользуется большой популярностью у дошкольников, занимает определенное место в их досуге и оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям.

- социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.);

- гедонистическую: (от греч. hedone - наслаждение) для восприятия мультфильмов детям характерны радость и удовольствие. Особенности телевизионного изображения мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни;

- воспитательную: воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера;

- эвристическую (побуждающую к деятельности): мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, стимулируя возникновению определенной деятельности ребенка.

Т.к. мультипликация является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка, то, проведя анализ литературных источников, интернет-материала, мною совместно с детьми был разработан среднесрочный (3 недели) групповой совместный детско-родительский творческий практико-ориентированный (с вариативным результатом) проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильмы своими руками». Участниками проекта стали воспитанники старшей группы № 7, родители, воспитатель.

Актуальность данного проекта. В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, вследствие отсутствия жизненного опыта, благодаря целенаправленному воздействию создателей мультфильмов дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Несомненно, существует ответственность взрослых, от которых зависит «мультрацион» детей. Но если в раннем детстве можно контролировать качество мультфильмов, которые смотрит ребенок, то в дальнейшем нам не удается полностью оградить ребенка от воздействия СМИ. Поэтому возникает необходимость противостоять обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде, чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов.

Гипотеза проекта: Мы предполагаем, что при создании коллективного мультфильма у детей происходит не только развитие художественных способностей, мелкой моторики рук, а также раскрепощение мышления, совершенствуются навыки общения друг с другом, с взрослыми.

Основная цель работы над проектом: формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющего коллективный опыт создания мультфильмов в контексте образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС ДО.

 Задачи проекта:

- воспитательные: воспитывать интерес, внимание и проектировочные действия в процессе создания мультфильма, общую культуру, умение договариваться, распределяя роли в совместной игре, коллективизм и гуманизм;

- развивающие: развивать познавательную активность детей, расширять кругозор при реализации данного проекта, развивать художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира старших дошкольников средствами мультипликации;

- образовательные: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогащать словарный запас детей, способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества потребляемой им мультпродукции.

Предполагаемый результат:

1. Создание мультфильмов в разных техниках исполнения (техника мозаичного рисунка, живая аппликация, мини театр киндер-игрушек).

2. Создание творческой выставки рисунков «Мой любимый герой мультфильма» (совместно с родителями).

3. Совершенствования навыка общения.

 Этапы работы над проектом:

1. подготовительный - подбор тем и техник исполнения мультфильма, необходимого оборудования для работы над проектом;

2. мотивационно-информационный - создание педагогом мотивации, принятие задачи детьми;

3. практико-ориентировочный - первичный анализ задачи, разработка и создание декораций, оживление персонажей, съемка мультфильма;

4. рефлексивно-обобщающий - монтаж мультфильмов с помощью программы Pinnakle Studio 14; демонстрация результата проекта на родительском собрании и в группе, транслирование опыта работы по теме проекта для педагогов ДОУ.

Подготовительный этап данного проекта заключался в создании вариативной формы планирования организованной деятельности детей; подборе тем и техники исполнения мультфильмов, соответствующей возрасту детей. Было выбрано несколько техник создания мультфильма: техника мозаичного рисунка, живая аппликация, мини театр киндер-игрушек, последняя из которых являются разновидностью кукольной анимации. Для создания мультфильмов были выбраны темы: «Времена года» (Раздел «Природный мир», ОО «Познавательное развитие»), «Флаг России» (Раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», ОО «Социально-коммуникативное развитие») и «Драматизация стихотворения В.Степанова «Белкин орех»», (Раздел «Речевое развитие», ОО «Речевое развитие»). Эти темы выбраны не случайно. Например, по теме: «Времена года» дети имеют определенные представления (последовательность времен года, характерные отличия и т.д.) и, при создании сюжета будут, в первую очередь, опираться на свои знания. А тема мультфильма: «Флаг России» даст простор воображению и творчеству.

В проекте представлена интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, и физическое развитие.

В организованной образовательной деятельности по теме: «Тайны мультипликации», дети узнали, как создаются мультфильмы, какие они бывают, из чего их можно сделать, как оживают персонажи. Познакомились с профессиями «мультипликатор», «художник-аниматор», «режиссер», «звукооператор»  и др.

В начале проекта с детьми проведена беседа «Мой любимый мультфильм», цель которой подведение детей к проблемным вопросам данного проекта. Во время беседы дети рассказывали про свои любимые мультфильмы, героев этих мультфильмов. И когда я задала вопрос: «А вы знаете, как создаются мультфильмы?», многие начали придумывать, сочинять, а большая часть детей ответили «нет». Тогда я предложила им узнать, как создаются мультфильмы. Также в беседе был сформулирован ещё один вопрос нашего проекта: «Сможем ли мы создать мультфильм?" При работе над проектом использовались дидактические игры: «Времена года», «Найди флаг», «Разрезные картинки», и др. Цель: уточнение представления детей по теме проекта, а также проверка полученных знаний в организованной образовательной деятельности. Для развития творческого воображения детям было дано задание: предположить «Где и как находит своё отражение флаг России?». Цель задания: наполнить содержанием мультфильм, учить соблюдать логику сюжета, придумать конец мультфильма. Все это послужило погружением в работу по созданию сценария будущих мультфильмов. В ходе проекта ребята не раз переосмысливали поступки героев, а также придумывали различные варианты развития и окончания сюжета. После прочтения стихотворения В. Степанова «Белкин орех», детям было предложено, инсценировать прочитанное при помощи мини-театра киндер-игрушек, а затем озвучить стихотворение. Дети знакомились с художественной литературой по теме проекта, создана выставка книг, написанных по сюжетам мультфильмов.

При создании декораций дети были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Маленькие художники-мультипликаторы». Это помогло им понять, чем занимаются художники-декораторы при создании мультфильмов и создать свои собственные декорации и героев для наших будущих мультфильмов. При работе над первым мультфильмом ребята могли лишь в общих чертах охарактеризовать персонажа и место действия. Но в дальнейшем, при работе по созданию следующего мультфильма они смогли самостоятельно определить, какие декорации им потребуются, из чего их изготовить.

Оживление персонажей. В силу особенностей своего возраста детям трудно дождаться, когда все будет готово, они с удовольствием играют со своими поделками.

Съемка мультфильма осуществляется покадрово на фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, т. е. необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах персонажей. В ходе реализации проекта появились  некоторые трудности: отсутствие жесткого крепления для фотоаппарата (штатива) и перемещение персонажей детьми на минимальные расстояния. Ребятам это давалось с большим трудом, поэтому, приходилось откладывать фотоаппарат и помогать им. А в совокупности эти две трудности привели к ухудшению качества визуализации изображения первого созданного нами мультфильма. Однако, это не стало препятствием для прекращения проекта, потому что интерес детей был очень высоким. И, видя желание детей заниматься мультипликационной анимацией, родители нашей группы пообещали приобрести нам штатив. Дети были также вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Мы мультипликаторы», распределены роли, всё это способствовало успешной съемке мультфильма. Ведь съемка мультфильма самый трудоемкий, но в тоже время завораживающий процесс, когда дети по праву чувствуют себя настоящими мультипликаторами.

При работе с родителями в рамках проекта составлена памятка по просмотру мультфильмов дома, а также представлен небольшой список мультфильмов, которые не только могут развлекать, но и учить. Детьми совместно с родителями организована выставка рисунков на тему: «Мой любимый герой мультфильмов».

Заключительный этап. Монтаж мультфильмов из фотографий, которые можно сделать почти в любой программе для работы с фото и видео, даже  Windows Movie Maker, которая есть во всех стандартных операционных системах Windows.  Я использовала программу Pinnacle Studio 14.

Таким образом, в ходе проекта мы работали не только с наложением музыки на видео и фото, но и с озвучиванием героев детьми, используя диктофон.

Проект «Мультфильм своими руками» - предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки.

В перспективе – продолжение работы над проектом «Мультфильм своими руками» в уже известных нам техниках, а так же разработка и воплощение нового проекта по созданию мультипликационных фильмов сроком в 2 месяца в новых техниках – пластилиновая, песочная анимации,  силуэтная аппликация, теневой театр и мультфильмы из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты