не бойся сказок -бойся лжи
консультация (подготовительная группа) на тему

Васкина Алсу Нурулловна

психоллого-педагогический потенциал сказок в развитии криативного мышления детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_boysya_skazki.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Не бойся сказок, бойся лжи!

Васкина А. Н.

воспитатель МАДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 58»,

Нижнекамск

Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. С помощью сказок ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, с помощью любимого героя выстраивает собственную линию поведения в той или иной ситуации. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам.

Да, в реальном мире не всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать. Благодаря сказкам его психика окрепнет и в дальнейшем, он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к своему ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.

Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, его необходимо воспитывать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, криативность мышления, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их не захватила в свои сети.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка. Но сегодня мне хотелось бы поговорить о влиянии сказок в развитии креативного мышления. У детей дошкольного возраста все еще значительную роль играет действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Круг мыслительных задач расширяется в этом возрасте особенно быстро. Существуют много методов, способов, задач, целей для развития креативного мышления детей дошкольного возраста. Работая, в старших и подготовительный группах мы  часто используем именно сказки, как способ развития  креативного мышление. Дети любят слушать, смотреть, играть в сказки. Это традиционные сказки, где обязательно добро побеждает зло. А если предложить детям  придумать сказку самостоятельно. Это здорово! Здесь появятся и Шрек, Барби, Смешарики, не забудем и нашим старых  сказочных друзей волка, лису, зайца. Появляется замысел, сюжет, распределение ролей, озвучивание  героев, продумывание дальнейших действий и обязательно счастливая концовка. И все они благоприятно влияет на развитие криативного мышлении,  включаются мыслительные операции такие как анализ, сравнение, суждение, умозаключение, обобщение, развитие психических процессов.  Это наблюдалось в сказке «Сказка, о том как фея искала сокровище», которую мы сочинили с детьми.

Так же я в своей работе использую рассказы или показы сказки не с начала и до конца, а наоборот, то есть «Вытянули репку, тянут-потянут, прибежала мышка.» и т.д. получается так, что герои сказки выполняют все действия в обратном порядке, детям это очень нравиться. В этой постановке смех и радость не покидает все представление, организованное самими детьми. Казалось бы не чего сложного, а ведь сколько мыслительных операций происходить в данной постановке.  

С большой охотой дети так же придумывают сказочные  словосочетания и выражения перевертыши- И была у них..волшебная видеокамера. Как то раз..и еще много много раз ,  я там был, сок –пиццу ел и т.п.

Довольно часто я использую в своей работе сказки в стихах, используя следующее приемы «расскажи без слов, покажи руками, при помощи схем», дети очень быстро запоминали сказки. Это помогло им в развитии образного мышления и ассоциативного, внимание, памяти.

Одним из приемов, который я часто использую в своей работе это умение найти выход из сложившейся ситуации. Например, я прерываю сказку  на самом интересном месте, детям нужно восстановить ее сюжет. Это интересно, у детей формируется креативное мышление.

В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развивать логическое мышление.В ФГОС  подчеркивается, что основное значение имеет поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторяются и то, что будет недобрано здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании и др. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания. Любимое занятие каждого ребенка – игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Сказка позволяет приобщить детей к  культуре своего народа и жить в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заморочки из логопедической бочки

Информация для родителей...

Мама, я боюсь!

Профилактика тревожности у детей...

Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься

Представьте, чтобы было, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто бы из нас не доживал до глубокой старости, да и жизнь на земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкты самосохранения и страхи ...

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

Иногда случается так, что возрастной страх не проходит, а закрепляется и перерастает в невротический.  Такой страх может преследовать ребенка в течение длительного времени и чаще всего явля...

"Мы мороза не боимся"

Семейный праздник (групповое развлечение в средней группе )....

Не бойся сказок, бойся лжи.

Не бойся сказок, бойся лжи.Сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи –На свете правды больше станет....

Детские страхи. Учимся не бояться бояться

Причины возникновения детских страхов. Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников о том, как справиться со страха и чего не стоит делать, разбираясь с детскими страхами....