Мама, я боюсь!
статья по теме

Баталова Ольга Владимировна

Профилактика тревожности у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Mama_ya_boyus.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мама, я боюсь.

Письмо тревожного ребенка.

Дорогие мамочка и папочка!

Пишет вам Мишенька. Живу я хорошо.

Кушаю тоже хорошо, но бабушка

заставляет меня есть рыбу, а я не хочу,

потому что боюсь: там косточки.

Дом у бабушки с дедушкой очень большой,

я даже заблудился в нем один раз, а вечером

я боюсь выходить из спальни, потому что

во всех коридорах темно.

Спасибо вам, мама и папа, за велосипед.

Я давно мечтал о таком. Только кататься на

нем я буду на следующий год, так как сейчас

мне кажется, что сидение очень высокое, педали

тугие и руль непослушный. Бабушка сказала,

что у меня еще очень плохая координация.

Дедушка каждое утро ходит на рыбалку,

но я с ним не хожу, хотя мне очень хочется.

Бабушка сказала, что на речке сыро и я

простужусь, а тогда я не смогу заниматься и

готовиться к поступлению в математический

класс и, чего доброго, провалюсь на экзаменах.

Приезжайте скорее, а то я за вас очень беспокоюсь.

Ваш сын Михаил.

  Современные исследования отмечают увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым.

  Главной причиной возникновения тревожности у ребенка считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. «Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите».

  Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, когда мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» его к себе, предохраняя от несуществующих, но воображаемых ею опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.

  Отмечается также, что если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.

   Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось болезни, не сломалась игрушка, не потерялись ключи, не …то все было бы иначе.

  Тревожность отмечается в условиях, создавшихся в семье после появления второго ребенка; при плохой приспособленности ребенка – неумении одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.

    Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Такие родители либо неудовлетворены собственным положением, желают воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке, либо, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желают видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Ребенок начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником.

   Детские страхи – это серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают страшные фантазии, переживания. А, узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Чепуха, разве этого можно бояться?», «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх – страх откровения со взрослыми.

  Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.

 Создавайте для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т.е. старайтесь облегчить страдания от страха. Например, оставляйте приоткрытой дверь в комнату, где спит ребенок, включайте светильник – если ребенок боится темноты. Возьмите крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта, заранее подготовьте ребенка к разлуке, если она неизбежна. Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок может решить, что его обманули, бросили, предали.

  Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится. Не запугивайте ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т.п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.

  Дорогие родители, обратите внимание на себя. Возможно, именно ваше поведение является причиной беспокойства вашего ребенка. Приглядитесь к себе, к своему отношению к ребенку.

  Помните, что благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Педагог-психолог                                                              Баталова Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания. «Я боюсь, мама!»

Рекомендации родителям.1.     Важно относиться  к детским страхам спокойно. 2.     Выслушайте своего ребенка. Даже это принесет ему некоторое успокоение.3....

"Мама, я боюсь" -слайдовая презентация

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемою как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продол...

«Мама! Я боюсь!» Причины возникновения детских страхов

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами....

Ребенок, который боится разлуки с мамой. Памятка для воспитателей.

Ребенок который боится разлуки с мамой, может долго сторониться воспитателя, не признавать и не принимать его......

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми и их родителями по теме: «Мы мороза не боимся – с мамой, папой веселимся» для детей младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий: подвижные игры и эстафеты.

Цель:  Закрепить представления детей о зимних развлечениях, спортивных играх; создать положительный эмоциональный настрой в процессе приобщения детей к культуре здорового образа жизни....

Памятка для родителей дошкольников "Мама, я боюсь..."

В детстве многие дети испытывают страхи. Это обстоятельство довольно осложняет жизнь малым крохам. О том, как родители сами в легких случаях могут помочь своему ребенку, рассказывается в данной памятк...

"Мама, я боюсь!"

Советы родителям дошкольников о том, как нужно вести себя с ребенком, испытывающим чувство страха....