Методические рекомендации родителям по разделу "Коммуникация (грамота)"
консультация (подготовительная группа) на тему

Сафьяненко Алена Константиновна

В рубрике методические рекомендации родителям представлены материалы и серии заданий, направленные на закрепление речевого материала по изучаемой темы грамматики. Материалы направлены на совершенствование и развитие фонематического анализа и синтеза, внимания, памяти, мышления, графического образа и символа буквы, словесного чтения и мелкой моторики руки, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речевых функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям

по изучению грамматики с детьми старшего дошкольного возраста

Составитель:

учитель-логопед, воспитатель

А.К.Сафьяненко

Уважаемые родители!

Перед Вами серия заданий по изучению Буквы Ы.звука [Ы].

Задания включают в себя упражнения на знакомство и закрепление с вашими детьми буквы Ы и Звука [Ы].  Задания направлены на развитие фонематического анализа, внимания, мышления, графического образа и символа буквы, словесного чтения. мелкой моторики, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речевых функций.

Тема Буква «Ы». «Звук [Ы] » 

  • Раскрась картинки. Определи, в каких словах слышится звук  [Ы]. Проведи стрелку от каждой картинки к соответствующей букве:

                                     

 

            Ы

  • Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком Ы.

  • Подчеркни  букву Ы,                             Обведи в кружок все буквы Ы.

как внизу.

       

  • Прочитай:

МЫ    ТЫ    ПЫ    КЫ    ХЫ    ЛЫ   КО-ТЫ  

МИ    ТИ     ПИ     КИ     ХИ    ЛИ    КИ-ТЫ   МУ-ХИ

У  ма-мы  ма-ки.    У  па-пы  ко-тик.    У  ма-мы  То-ма.

У  То-мы  му-ка.    Э-то  му-хи.    У  Ти-мы  май-ка.

  • Расскажи  пальчиковую гимнастику. Контролировать правильное  произнесение звуков.

Раз, два, три, четыре, пять,        - загибают пальчики по одному

      Мы во двор пошли гулять.        - идут пальчиками по столу

      Бабу снежную лепили,                    - «лепят» комочек

      Птичек крошками кормили,            - «кормят всеми пальчиками

      С горки мы потом катались,            - показать ладонями катание

      А ещё в снегу валялись.       – перемещают ладони разными сторонами по столу

      Все в снегу домой пришли,       - отряхивают ладошки

      Съели суп и спать легли.           – ладошки под щёку

Снежок

Раз, два, три, четыре,                        - загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили.           – «лепят снежок», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий,  - показывают круг, сжимают ладони вместе,

                                                                гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий.                  – грозят пальчиком

Раз – подбросим,                                    - «подбрасывают снежок» двумя руками

Два – поймаем,                                      - приседают  - «ловят» (ладони ковшиком)

Три – уроним,                                - встают, «роняют снежок» (раскрывают ладони)

И … сломаем!                                        - топают ногой



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45                комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

«Буква Ы. Звук [Ы]»

Старший дошкольный возраст

Сафьяненко Алена Константиновна,

учитель-логопед, воспитатель

ГБДОУ № 45 Центрального района СПб

Форма: непосредственно-образовательная деятельность

Цель: формирование у детей грамматических основ буквы Ы и звука[Ы], графического образа буквы, правильного артикуляторно-акустического уклада (характеристики), навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Познакомить детей с буквой Ы и Звуком [Ы]
  2. Развивать фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие, графический образ и символ буквы.
  3. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
  4. Развивать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • графические картинки
  • печатная буква Ы
  • задание на каждого ребенка
  • цветные карандаши, фломастеры

Оформление группы:

  • демонстрационный материал звуки и буквы Е.В.Колесникова  - лист 6 - буква Ы
  • алфавит

Предварительная работа: знакомство детей с алфавитом, работа над устной речью,  занятия по грамоте «Что такое буква, что такое звук?», «Мир звуков», «Гласные и согласные звуки».

Список используемой литературы:

1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2011г.

2.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –М.: Творческий центр, 2012г.

3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Воспитываем, обучаем дошкольников. «Центр педагогического образования», 2010

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? примерные ответы детей (Учимся правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.)

 Воспитатель: - А для чего мы учим буквы? примерные ответы детей (Для того, чтобы научиться читать).

Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.  - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в разных словах.

Воспитатель: -Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: ответы детей [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

Воспитатель: Все эти звуки мы произносим свободно, во рту нет препятствий. А сегодня мы познакомимся с вами еще с одним гласным звуком. Послушайте, какую песенку я вам пропою: аы – оы – уы . Дети слушают.                                          

Воспитатель: - Какой новый звук вы услышали? Ответы детей  - Ы. Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук и  обозначается он вот таким символом. Показ  буквы  Ы. (слайд 2)

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Воспитатель: А как мы произносим этот звук.

- Губы открыты или смыкаются? (открыты).

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).

- Где находится язык? (он лежит на дне рта).

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на (слайд 3) и выполним с вами упражнение «Какой звук слышен во всех словах?» Посмотрите внимательно и назовите, что изображено на каждой картинке. Ответы детей (ножницы, шорты, рыба, губы, малыш, тыква, дыня, инструменты). Скажите, пожалуйста, какой же звук есть в названиях каждой картинки, которые вы назвали? Ответы детей – Ы. Правильно звук Ы.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что звук Ы у нас особенный?  Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине или в конце слова. Слова, которые начинаются с  буквы ы,  нет. Давайте посмотрим на картинки и попробуем с вами отгадать, где находится звук Ы на следующих картинках  Упражнение «Найди место звука» (слайд 4,5,6,7,8,9)

Упражнение «Какая картинка лишняя?( Слайд 10)

 Динамическая пауза.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.

 Тыр-пыр, в сыре восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

 В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

Воспитатель: Молодцы, немножко с вами отдохнули. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Вот у меня для вас есть для вас загадки. Готовы?

Воспитатель: -Ребята отгадайте загадки: (слайд 11)

  1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

  1. Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

  1. Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

  1. Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

  1. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка).

  1. Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

Воспитатель: Молодцы ребята, как хорошо вы отгадали загадки, и если вы заметили, то во всех словах –отгадках был звук Ы.

А вот теперь, чтобы запомнить букву Ы, ее графический образ и символ, выполним следующее задание. Детям раздаются листы с заданием (слайд 12, 13)

Задание 1. Раскрасить букву Ы – красным цветом, так как буква гласная.

Задание 2. Написать в квадратике большую и маленькую букву Ы.

Задание 3. Найти и обвести все буквы Ы.

Во время выполнения задания, воспитатель помогает детям, у которых возникают трудности в выполнение задания. Хвалит, всех у кого получается, старается.

Заключение:

Воспитатель:

-Ребятки, с какой буквой и с каким звуком мы сегодня познакомились на нашем занятии?

Ответ детей : Звук ы. Буква Ы.

2. Какая это звук  гласный или согласный? Ответ детей (гласный)

3. Скажите, есть ли слова в русском языке, которые начинаются с буквы Ы? Ответ детей (нет)

4. Ребята, а знаете ли вы, что звук Ы у нас особенный? Ответ детей (да).

 5. Бывает ли звук Ы первым? Ответ детей (он никогда не бывает первым).

6. А где в разных словах звук ы может находиться?  Ответ детей (в середине или в конце слова).

Воспитатель благодарит детей за занятие! Молодцы! (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/

Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте.  С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Картотека   содержит   методические   рекомендации для   родителей,   обучающих   ребенка   грамоте.  С помощью этих рекоменд...

Методические рекомендации родителям, обучающих ребенка грамоте.

С помощью методических рекомендаций можно закрепить навыки по обучению грамоте, сформированные на занятиях  в детском саду, или обучать ребенка самостоятельно....

КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для ро­дителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих ре­комендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...

Методическая разработка «Рекомендации родителям по обучению грамоте и автоматизации звуков»

Одна из форм сотрудничества логопеда, и родителей –это методические рекомендации или домашние задания от логопеда. С помощью них: - родители составляют представление о занятиях, о том, что было ...