Родительское собрание в старшей группе по теме "Как у всех других людей есть права и у детей".
материал (старшая группа) на тему

Ланская Галина Александровна

Родительское собрание построено в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.sobranie_po_pravu_23_gr.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №7

«Сказочная полянка»

Конспект проведения

родительского собрания

« Как у всех других людей, есть права и у детей».

(Форма проведения – деловая игра)

Старшая группа №23 «Сказка»

Воспитатель:

                                                                                                          Ланская Г.А.

                                                                                                           

г.Заринск

2015г.

Цель: Содействовать формированию у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.

Задачи:

  • Ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами в области защиты прав детей.
  • Повысить уровень правовых знаний родителей, познакомить с требованиями образовательной программы к уровню знаний и умений детей в области правового воспитания.

Ход

  Ведущий.

-Добрый вечер, уважаемые родители!

  Мы рады видеть вас и благодарны вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны ваши дети, их благополучие, которое зависит от нас, взрослых.

  Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье детей, осуществляется развитие личности.

  Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от родителей, от действий других людей, потому что ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его защищенность регулируется правом.    

  Сегодня мы с вами поговорим о правах.  

  Тема собрания «Как у всех других людей, есть права и у детей».

  Что же такое право?  (Варианты ответов родителей)

  Ведущий:

  Право – это совокупность обязательных правил, установленных или санкционированных государством. 

  У всех нас есть права. Есть ли они у ваших детей? Если есть, то какие? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться.

  Но сначала подведем итоги домашнего задания - анкетирование, которое мы провели незадолго до нашей встречи .

  В анкетировании приняли участие 18 человек, проанализировано 11 анкет.

 

 Анализ анкет показал, насколько взрослые знакомы с названием нормативных документов.

Название

документа

Конвенция о правах

ребенка

Конституция РФ

Семейный  кодекс РФ

Закон

Об образовании

Кол-во

9

6

8

6

-  Послушайте, пожалуйста, сказку про цветик-семицветик. Вспомните, в одноименной сказке В.Катаева цветок несет символический смысл.

Какая задача была у него? (выполнять желания. 6-бесполезных, одно-важное) У нас тоже не простой цветок…

  В некотором царстве, в некотором государстве жила была маленькая принцесса, которую звали Алисой.

  Гуляла однажды маленькая Алиса в саду и встретила там старую знакомую -мудрую тётушку Сову. Старая Сова очень любила девочку и при каждой встрече с ней делала ей  маленькие подарочки. На этот раз она подарила принцессе цветик-семицветик.

  Каждый лепесток этого цветка не был похож на остальные. Все лепестки были разного цвета, и на каждом из них был знак. Сова попросила Алису внимательно рассмотреть цветок и ни в коем случае не потерять его.

–Милая принцесса, – сказала Сова, – это не простой цветок, он волшебный.     Однажды я летала в далёкую чудесную страну и видела там много таких цветов. Король этой страны дарил цветик-семицветик каждому ребёнку, живущему в его королевстве. Он очень заботился о своих подданных и хотел, чтобы все дети в его королевстве были счастливы.

  Долго рассматривала Алиса цветик-семицветик. Долго думала, глядя на каждый лепесточек, и наконец, решила снова встретиться со своей знакомой Совой.

–Дорогая тётушка, расскажи мне, пожалуйста, для чего король дарит детям своего королевства такие цветы? И что означают его лепестки?

–Я ждала тебя, – ответила мудрая птица, – садись поближе, я всё тебе расскажу.

–Дети – это будущее каждой страны. И в каждой стране существуют законы, которые охраняют детей. И вот король этого государства приказал своим мудрецам издать такой закон. Долго ломали головы королевские мудрецы и, наконец, придумали цветик-семицветик, каждый лепесток которого есть право ребёнка на пользование разными благами.

  Вопросы:

Что символизирует цветик-семицветик? (право)

Вот так я его вам представлю:

корень – Конвенция;

стебель- государство, обеспечивающее существование прав ребенка;

листья- проводники –органы управления;

серединка цветка – ребенок;

лепестки – его права. Лепестки разного цвета, потому что прав у ребенка много.

Задание.    Напишите на лепестках, на ваш взгляд, основные права ребенка, которыми они пользуются, и составьте цветок «Права ребенка».  (Составляют). Прочтите, пожалуйста.

Ведущий.

Вывод. Оторвав один лепесток, цветок перестанет быть полноценным, так  и в судьбе ребенка: разрушив цепную связь, выпадет звено, связующее важные жизненные эпизоды, значимых в жизни людей.

   Однако, документов значительно больше.   

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН (Организация Объединенных Наций) – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г)

Декларация прав ребёнка (1959 г.)

Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

    (Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества).

  • Конвенция по правам ребенка (1989 г.) 

  Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено отмечать как День прав ребенка.

(Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, в них прописаны индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений).

  В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека.

  Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон «Об образовании»;
  • Конституция Российской Федерации;

Региональные нормативные акты:

  • Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации;
  • Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.

  А также существуют правительственные федеральные целевые программы. (Они направлены на создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Например, программа “Дети России” включила в себя разделы: “Одаренные дети”, “Организация летнего отдыха детей”).

  Т.о, правительство  обеспечило общество всеми необходимыми документами, стоящими  на защите  прав ребенка на любом этапе развития и  выступает их гарантом.  

  А теперь давайте все вместе попробуем ответить на следующие вопросы:

 

Вопросы.

  • «ООН считает человека ребенком от рождения до скольких лет?» (Ответ: до 18лет).
  • Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?»

 ( Ответ. «Таких различий нет». Согласно статьи  № 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка. Религии, политических и иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

  • Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?»

(Ответ. Согласно статьи  18 «оба родителя совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь»).

Ведущий. Т.о., родители являются законными представителями ребенка до его совершеннолетия и несут бремя ответственности за все его деяния. Чтобы воспитать ребенка и заложить в него правильное понимание его прав равно с его обязанностями, нужно приложить немало терпения, а главное все, что вы для него делаете, делать  необходимо с любовью.

Вопросы.

-Как вы считаете, нужно ли детям давать знания об их правах?

 -С какого возраста?

  Начиная с дошкольного возраста, необходимо знакомить детей с их правами -  это неотъемлемый компонент для успешной социализации в обществе  детский сад, школа, учебные заведения).    

  -Сначала мы знакомим с правилами. С  какими правилами нужно знакомить детей? (С правилами взаимодействия между сверстниками, взрослыми, а именно: не придумывать прозвищ по расовому признаку, по физическому недугу, по уровню интеллекта. Для чего это нужно? Мы учим их толерантности, состраданию, взаимовыручке.

      Вопросы.

   -   Каким образом можно их донести до ребенка?

    -Как в обычном общении с детьми можно объяснить их права? (Через художественную литературу, сказки, где герои попадают в различные ситуации.

     -На примере сюжетов художественного произведения можно воспитывать   не только нравственные поступки, но и правовые нормы). 

Практическое задание.

Ведущий.

-Предлагаю вам дидактическую игру по сказочным сюжетам.

Раздаю родителям вопросы, даю время для обдумывания. Родители читают вопрос и отвечают на него.

  • Какое право героев нарушено в   сказке «Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)? Назовите статьи Конвенции.

(Нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу)

  • На нарушение каких прав могли пожаловаться  герои скзок«Три поросёнка», «Заюшкина избушка» и др.

( Нарушено право на неприкосновенность жилища)

  • Какое право ребенка нарушено в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»?

(Нарушено право ребенка на заботу и попечение)

  • Какое  право ребенка нарушено в сказке «Золушка»?

(На отдых и развлечения)

  • Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"?

 (Право на жизнь)

  • Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"?

(Право на свободное передвижение)

  • Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"?

(Право на жизнь и личную неприкосновенность)

  • Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"?

 (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

 

  • Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"?

 (Правом на бесплатное образование)

  • Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?

(Право на личную неприкосновенность)

  Как вы уже заметили, все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.

  Усвоение этических понятий в процессе ознакомления и обсуждения литературных произведений помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве. Постепенно эти  разрозненные представления связываются в единое целое – основу будущей системы нравственно-правовых оценок. Именно взрослые (родители и педагоги) должны дать основные понятия о правах через чтение сказок, рассказов, так же через наблюдения, доверительные беседы, сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры.

  В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми.
Формы жестокого обращения с детьми:
 
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку) -
 любое насильственное поведение может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, лишение пищи или питья;


• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми).
Сексуальное насилие - посягательство на половую неприкосновенность жертвы;

 
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
 
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
 Психическое насилие осуществляется тогда, когда упрекают за каждый поступок, критикуют личность или унижают грубой бранью.

• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной

заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию). 

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

-отсутствие должного внимания и заботы и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как распространенная форма насилия может проявляться в следующем:

-недостаточное удовлетворение его потребностей в еде;

-физической и психической безопасности;

-любви;

-отсутствие должной опеки;

-недостаточное обеспечение ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

-причинение умышленного вреда ребенку;

-воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

-воздействие факторов, оказывающих деморализующее влияние на ребенка (алкоголизация, противоправное поведение родителей).

  Как вы считаете, что является причиной жестокости и жестокого обращения?

  Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Поэтому -контролируйте себя, оставайтесь спокойными. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек, и пример подражания для ваших детей.

Расскажу вам притчу. Кого и чему она научила или хотя бы дала повод задуматься над своими поступками?

                             Притча о родителях и детях
  Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.

— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.

   Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу.

   Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:

— Чем ты занимаешься?

  Так же доверчиво мальчик ответил:

— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.

   Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.

В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

   Идет обсуждение, делятся мнением.

   Вопросы.

-Почему теперь взрослые не выговаривали старику-отцу за его неаккуратность? (Получили урок, который родителям преподал их ребенок – урок доброты.  Взрослые поняли, что за молодостью непременно приходит  безрадостная старость,  молодость не вечна).

    Ведущий.

   Уважаемые родители. Не забывайте о том, что дети необыкновенно проницательны. Их глаза всегда замечают, их уши всегда прислушиваются, и их разум всегда тщательно обрабатывает информацию, которую они поглощают. Если они видят нас терпеливыми, поддерживающими атмосферу любви в доме, они будут копировать это поведение всю свою оставшуюся жизнь. Мудрый родитель понимает, что каждый день закладывает кирпичик в будущее своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

"Как у всех других людей есть права у малышей"

В рамках прававой декады "Ребенок имеет право"...

Родительское собрание в старшей группе в форме интеллектуальной игры по ПДД "Знает правила семья - значит знаю их и я"

Родительское собрание в старшей группе в форме интеллектуальной игры по ПДД "Знает правила семья - значит знаю их и я"...

"Как у всех других людей, есть права и у детей"

Сценарий викторины "Как у всех других людей, есть права и у детей", поможет педагогам дошкольных учреждений провести мероприятие с родителями по правам ребенка.  Здесь представлен инфор...

Родительское собрание в старшей группе № 10 Тема: «Подготовка к учебному 2020-2021 году. Возрастные особенности детей 5-6 лет"

Повестка собрания от12 сентября 2020 года: 1. Возрастные особенности детей 5-6 лет2. Задачи  воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста3.   .Распоряжением Комитета п...