Развивающие игры - один из методов воспитания детей.
статья на тему

Курманжанова Лилия Шайхельисламовна

В данном материале расскрывается тема о развивающих играх.Об их многофункциональности и влиянии на воспитание ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx442.2 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ детский сад № 27  комбинированного вида

                   «Золотой ключик»  город Бугульма.

                     

                       Развивающие игры –

    один из методов обучения детей

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Б.П.Никитин

Ребенка не приходится заставлять что-либо делать без интереса, по принуждению. Поэтому, развивающие игры помогают воспитать детей         умными , жизнерадостными и любознательными. Они учат организации ребенка, всесторонне развивают его, учат находить общий язык с другими людьми, формируют мышление и логику. Развивающие игры помогают очень хорошо подготовить детей к школе, что положительно сказывается и в целом на его успеваемости в учебном процессе.

 Построить обучение в виде игры – это гораздо интереснее для малышей, чем применение планового обучения за столом. Такова особенность детской психики. Информация в процессе игры лучше закрепляется в их голове, а также легче давать знания в игровом процессе. Ведь игра их увлекает, поэтому освоение новых знаний происходит естественно, без взрослого давления, что способствует укреплению информации. Например, какие-то дети любят   пазлы, рамки-вкладыши, шнуровки, отвечающие за моторику, а кто-то более усидчив и предпочитает исключительно логические игрушки, которые развивают логику аналитическое мышление и умение решать задачи. Кто-то из малышей очень любит петь и танцевать, тогда им подойдут музыкальные развивающие игры, направленные на развитие слуха и голоса. Кто-то больше любит рисовать, тогда для такого ребенка лучше приобрести раскраски. Кстати, такие игрушки прекрасное формируют эстетическое понимание у детей, что красиво, а что нет.

 

Есть также различные каталки и игры, направленные просто на развлечения. Согласитесь, должны быть и такие игрушки, которые учат детей уметь радоваться и любить жизнь. Куклы воспитывают у девочки заботу, а солдатики – у мальчиков прививается умение постоять за других и защитить тех, кто в этом нуждается. Так что развивающих игрушек существует великое множество, главное – понять, что интересно вашему ребенку.

  Чтобы научиться различать предметы по размерам и формам, пригодятся пирамидки и так называемые «сортировки». Это емкости, в которых прорезаны отверстия определенного размера и формы, а также различные фигурки (кубики, шарики, пирамидки), которые нужно в емкость сложить.                Для тренировки мелкой моторики пригодятся игрушки-шнуровки. Шнурок нужно протянуть через детали, в которых проверчены отверстия. Также пригодятся простые сборные игрушки – крупные пазлы из трех-четырех частей или игрушки-«матрешки». О том, что детские пальчики нужно постоянно тренировать, знает каждая продвинутая мама. Ведь от этого зависит развитие речи ребенка!

Развивающие игры могут быть настольными, психологическими, ролевыми, деятельными, но все они должны быть многофункциональными.

Таковыми являются игры Бориса Павловича Никитина.

"Сложи узор", "Сложи квадрат", "Дроби", "Кубики для всех"

Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года (и даже для совсем маленьких тоже можно придумать задания!), а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Тем более приятно, когда малыши, рано начавшие играть в эти игры, успешно выполняют сложные задания!

Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.

Игра "Сложи узор"

состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

Для начала просто рассматриваем  кубики вместе с ребенком. Обращаем внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки. Сначала строим одноцветные дорожки: "Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?" (При этом повторяем и закрепляем цвета.)

Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, можно предложить    составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: "Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? - Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика".  После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия "как у мамы", затем переходим к составлению узоров, предложенных в пособии. Позже будет самое интересное: самостоятельное придумывание узоров.

Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов.

Игровое пособие "Сложи квадрат"

состоит из квадратов, разрезанных на кусочки различной формы. Игра представлена тремя уровнями сложности, причем чем выше уровень, тем больше составных частей в квадрате. На первом уровне надо складывать квадрат всего из 2-3 деталей. На последующих уровнях изменяется форма и количество частей квадратов. Когда все эти задачи освоены, можно усложнить игру, высыпав и перемешав детали двух или трех наборов.  Игра поможет развить у ребенка пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу - понимание того, что квадрат или другую фигуру можно разделить на различные части и из нескольких частей можно сложить квадрат. Кроме того, развивается мелкая моторика пальчиков - ведь для малышей еще так не просто аккуратно и точно сложить из мелких деталей квадрат; а так же фантазия, творческие и комбинаторные способности детей.

Также многофункциональными можно назвать блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Знакомство дошкольника с миром цифр и математических законов можно сделать простым и интересным, если взять себе в помощники наглядное пособие, придуманное в середине прошлого века бельгийским учителем начальных классов Джорджем Кюизенером. Все мы знаем, что ребята 3-5 лет гораздо успешнее воспринимают информацию, если теоретическое объяснение подкрепляется яркой и понятной практической иллюстрацией.  Учитывая именно эту особенность детской психики, Кюизенер и создал свои знаменитые палочки.

   Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

 

Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, конструкторских способностей.

Все эти игры многофункциональны и надеемся, что они будут способствовать развитию интеллектуальных  личностных способностей у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры один из методов вопитания детей.

В данном материалле расскрывается тема о развивающих играх для детей и их влияют на воспитание ребенка.Какими могут быть развивающие игры и на какими тре...

Консультация для родителей: "Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения ребёнка".

Правильно применяемые поощрения закрепляют положительные способы поведения. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает хара...

Театрализованная деятельность, как один из методов воспитания этнокультурного потенциала детей дошкольного возраста.

Воспитание этнокультурного потенциала детей, необходимо уже начинать с детского сада, а тетрализованная деятельность- это отличный способ знакомства, вовлечения в быт, культуру, в традиции разных наро...

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста

Добрые традиции как один из методов воспитания детей дошкольного возраста ...

Интерактивная развивающая игра «Один-много» по лексической теме: «Растения луга и сада. Цветы» для детей дошкольного возраста

Интерактивная развивающая игра «Один-много» по лексической теме: «Растения луга и сада. Цветы» для детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»

Мастер-класс«Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»...

Статья "Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников".

Поощрение- один из методов воспитания положительного поведения дошкольников....