Развитие и воспитание ребенка 4 лет
консультация (средняя группа) по теме

Топольскова Фатима Владимировна

Наверное,   каждый  родитель  желает  видеть  своего  ребенка  успешным  в  будущем. "Кирпичики  развития"  создаются  не  сразу, они  появляются еще  в  раннем  возрасте. От  совместных  усилий  при  взаимодействии  педагогов, родителей  и  детей. Успешность  ребенка  во  многих  видах  деятельности  зависит  от  способности  проявить  самостоятельность,  управлять  своими  действиями,  добиваться  поставленных  целей,  которые  ставятся  перед  ребенком  в  воспитании  и  обучении. Все  это  приобретается  постепенно  и  только  с  помощью  взрослого,  родителя. Будучи  еще  совсем  маленьким,  ребенок  как  губка  начинает  впитывать  в  себя  всю  информацию. В  силах  взрослых  сделать  так,  чтобы  ребенок  впитал  в  себя  как  можно  больше  полезного и позитивного.                            С  4-5 лет  начинается  новый  этап  развития – этап  становления  личности. В этом  возрасте  ребенок  уже  стремится  сам  решать  вопросы  и  задачи. Хотя  еще  совсем  недавно  он  прибегал  к  помощи  родителей  при  решении  любых  возникающих  трудностей. Родители  должны  научиться  прислушиваться  к  мнению  ребенка,  считаться  с  ним. Ведь  ребенок  хочет  быть  услышанным. Дело в  том,  что  психика  ребенка  сейчас  крайне  уязвима. Он  способен  испытывать  такие  эмоции,  как  обида,  разочарование,  стыд,  грусть – то,  что  раньше  было  ему  незнакомо  в  силу  того,  что  основным  двигателем  развития  были  инстинкты,  а  не  сознание.  И  хвалить,  и  ругать,  и  наказывать  детей  необходимо.  Недостаток  похвалы  ощущается  детьми  очень  остро,  а  без  наказаний  воспитание  проходит  труднее. Но  имейте  в  виду,  что  наказывать  нужно  строго  по  делу, и   делать  замечания  следует  так,  чтобы  ребенок  понял,  чего  от  него  хотят.  Хвалить  ребенка  нужно  не  за  то,  что  он и  так  умеет  делать, а  за  новые  достижения  или  большое  старание  в  каком-то  деле.  И не  забывайте  говорить  своему  ребенку  о  том,  как  вы  его  любите,  даже  если  его  поведение  оставляет  желать  лучшего.                                                                                                                               С  возрастными  потребностями  ребенка  растут  и  обязанности  родителей. Ничто  так  не  может  научить  ребенка,  как  собственный  пример  родителей. Никогда  не  выясняйте  отношения  в  присутствии  детей. Любая  грубость  со  стороны  взрослых  пагубно  влияет  на  маленького  человека. У  ребенка  подсознательно  формируется  модель  семейных  отношений,  в  которой  есть  место  грубости,  жестокости  и  неуважению  к  окружающим.  Старайтесь  создать  доброжелательную  атмосферу  в  семье  и  уютный  домашний  очаг – это  является  основой  воспитательного  процесса.   Ребенок  должен  постепенно  сам  учиться  разделять  добро  и  зло. Родители  и  воспитатели  должны  лишь  помочь  ему  правильно  ориентироваться  в  жизни. Свой  жизненный  путь  ребенок  должен  пройти  сам  и  учиться  на  примере  собственных  ошибок.                                           Любя  своего  ребенка,  не  забывайте,  что  он  такой  же  член  семьи,  как  и  другие. Не  делайте  из  него  объект  поклонения.  Иначе  он  вырастет  избалованным  любимчиком. Не  позволяйте,  чтобы  ребенок  управлял  всеми  живущими  в  доме. Он  должен  научиться  уважать  мнение  окружающих. Для  воспитания  достойного  человека  очень  показателен  собственный  родительский  пример. Поэтому  будьте  сами  лучше,   достойно  ведите  себя  в  присутствии  ребенка,  справедливо  решайте  возникающие  проблемы  и  вопросы. Ведь  только  в  силах  родителей  вырастить  из  ребенка  полноценную,  всесторонне  развитую  личность .         От  родителей  потребуется  максимум  деликатности,  чтобы  мягко и  незаметно  для  ребенка  корректировать  его  характер.                                                                                                   У  ребенка  постепенно  смещается  акцент  с  двигательной  активности  на  умственную  деятельность. Ему  уже  не  интересно  бегать и прыгать  часы  напролет, а чаще  хочется  заняться  более  спокойными  играми.  Поощряйте  такое  поведение,  особенно  если  ваш  ребенок  не  усидчив, и  обязательно  принимайте  участие  в  его  играх и занятиях.                                                                    В  познавательной  деятельности  при  помощи  активности  зрения,  слуха,  тактильных  ощущений  тела,  рук,  ног,  ребенок  не  может  длительное  время  подчинять  свое  внимание  и  поведение – правилам  предложенным  взрослыми. Отсюда,  необходимо  развивать  у  ребенка  познавательный  интерес  к  длительным  видам  деятельности,  объектам  природы,  учите  наблюдательности,  усидчивости.                                                                         Чтобы  ребенок  понимал  вас, ваши  требования:  они  должны  быть  четкими,  конкретными  и  не  длительными  по  содержанию. По  словесной  инструкции  ребенок  еще  не  может  выполнять  сложные  действия. Можно  давать  их пошаговыми  инструкциями,  где  переход  от  одних  действий  к  другим.                                                                                                                                   В  дошкольный  период  очень  важно,  чтобы  у  ребенка  развивался  положительный  образ "я" – чувство  собственного  достоинства,  формирование  которого  зависит  от  условий  жизни  и  воспитания,  прежде  всего  в  семье. Наиболее  правильный  ответ  на  самый  трудный  вопрос  всегда  будет  связан  с  осознанием  родительской  любви  к  ребенку. Самые  главные  слова,  которые  нужно  сказать  своему  ребенку: "Я  тебя  люблю,  мы  вместе,  мы  все  преодолеем".                                                                               Любить  ребенка – это  не  значит  обладать  им  или  жить  рядом,  а  скорее  чувствовать,  угадывать,  что  ему  нужно,  и  доверять  ему. Доверие  же  всегда  связано  с  риском. Но  воспитание  на  доверии  принесет  гораздо  больше  положительных  результатов  и  радости,  как детям,  так  и  взрослым.                                                                                                                                    Дети  взрослеют,  становятся  умнее,  и  нам  с  вами  хотелось  бы,  чтобы  проблем  в  общении,  во  взаимодействии  с  ними  становилось  меньше.