Вышитое полотенце
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Найденова Ирина Антоновна

Конспект организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyshitoe_polotentse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Вышитое полотенце»

Цель:

-дать представление о полотенце как русском обрядовом предмете

Задачи:

 -продолжить знакомство с народной вышивкой;

- познакомить с полотенцем как обрядовым атрибутом;

- побуждать создавать изображение на основе вышивки, закреплять умение ритмично располагать узор;

- развивать мелкую моторику;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

 -развивать стремление порадовать близких подарками.

Материал и атрибуты: национальный русский праздничный женский костюм, конверт с письмом, сундучок стилизованный под старину, в котором находятся 2 вышитых полотенца (простое, вышитое просто на концах и с богатой вышивкой, праздничное), картина с изображением русского свадебного обряда, листы клетчатой бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши. Можно использовать образец рисунка, если подобная работа выполняется впервые.

Ход занятия:

Входит воспитатель, одетый в праздничный русский народный костюм:

  - Здравствуйте, добрые молодцы да красные девицы! Я-Марья-Искусница. Пришла я к вам из времени дальнего. Посмотрите, что на мне надето. Сарафан вышитый, кофта с узорами, да лопаточки новые. А на голове у меня кокошник, расшитый бисером (сопровождает показом). А как называется эта вещь? (показывает на фартук) Правильно, это фартук. Посмотрите, какой он красивый - по низу узоры вышиты, цветы да птицы разные. А как вы думаете, куда я собралась-на работу в поле или на праздник? Да, я приглашена на праздник- свадьба у моей подруги близкой, Варвары-Красы, ныне намечается. Выходит она замуж за Иван-Царевича. Только не знаю я, что подарить подруженьке любимой на свадьбу. Может, вы мне подскажете? (ответы детей). Да, это хорошие подарки, только вот выбрать самый лучший никак не могу. Может, мне у самой невесты спросить?(Громко): Подруженька милая,  Варварушка, подай хоть знак, какой подарок ты на свадьбу получить хочешь? (раздается стук в дверь, «влетает» голубь, в клюве-конверт) Ой, смотрите-ка, письмо.(Смотрит на конверт). От подружки моей, Варвары-Красы (вскрывает). Что же пишет мне она? Давайте прочитаем:

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою —
Что это такое?

(Ответ детей – «Полотенце»)

     Ах, я ведь  совсем забыла, что раньше на свадьбу всегда дарили полотенца. В русской культуре полотенце связывали с культом предков, поэтому оно было важным элементом свадебных обрядов. У меня в сундучке есть несколько очень красивых полотенец, я их соткала  и вышила сама, ведь недаром люди меня прозвали искусницей. Вот они (достает, разворачивает, показывает детям).

     Наши предки верили, что полотенце приносит новой семье счастье, детей и достаток. Раньше полотенце представляло собой кусок ткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).

     Обычные полотенца, которыми вытирались после умывания, называли утирками или утиральниками. Их украшали лишь скромным орнаментом.

К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Родители жениха и невесты тоже должны были украсить свои пояса такими полотенцами.

     На 2-й день после свадьбы молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие. (Рассмотреть полотенца по одному коротко)

А вы знаете, что на свадьбе поют веселые песни и водят хороводы? Приглашаю всех встать в хоровод (проводится физкультминутка)

Физкультминутка - хоровод «Земелюшка-чернозем»

Земелюшка – чернозем – 2р.

Чернозем-чернозем

Земелюшка – чернозем.

Там березка выросла – 2р.

Выросла- выросла

Там березка выросла.

На березке листочки – 2р.

Листочки – листочки

На березке листочки.

Под березкой травонька – 2р.

Травонька – травонька

Под березкой травонька.

На траваньке цветики– 2р.

Цветики - цветики

На траваньке цветики.

Рвали цветы со травы – 2р.

Со  травы – со травы

Рвали цветы со травы.

Вили венки из цветов – 2р.

Из цветов – из цветов

Вили венки из цветов.

А теперь  садитесь да на славу потрудитесь. Раньше полотенца дарили не только на свадьбу, но и просто вышивали их в подарок близким и дорогим людям. Предлагаю и вам вышить вот такие красивые полотенца для ваших любимых родных. Вышивать мы будем швом, который называется «крестик». Как выдумаете, почему его так назвали? Правильно, в основе узора лежат крестики, нитки накладываются одна на другую из одного угла клеточки в другой. Давайте посмотрим на узор. Нитки какого цвета в нем используются? (ответы детей). Но мы с вами  «вышивать» будем не нитками да иголками, а карандашами цветными да яркими.

(Дети рисуют, педагог ходит, хвалит).

   

Рефлексия:

     После завершения работы устраивается выставка нарисованных «Полотенец», дети вместе с педагогом рассматривают работы, отмечают особенности и неповторимость каждой.

     Потом продолжает:  Ребята, посмотрите, какие красивые, яркие  и непохожие полотенца у нас получились. Вы их подарите своим любимым людям. Давайте теперь все вместе вспомним, кому еще принято было дарить полотенце в далекие времена (дети отвечают). А что означал этот подарок?

 (пожелание всего хорошего, счастья). Кто вышивал полотенца? (невеста с подружками). Правильно, все девушки в те далекие времена умели вышивать, были мастерицами и рукодельницами. Теперь и вы умеете. А когда вы еще немного подрастете, то сможете научиться вышивать нитками по ткани. И некоторые из вас, возможно, смогут вышить такие полотенца, как у меня. А теперь мне пора поторопиться, а то я боюсь на свадьбу Варвары и Ивана-Царевича опоздать (прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

Цель проекта: Привлечь  внимание детей к последовательности умывания. Способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Развивать интерес детей раннего возраста к художествен...

"Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое..."

Интегрированная НОД для детей средней группы(4-5лет)...

Тема: «Узорчатое полотенце» Задачи НОД О/о «Художественное творчество» - Продолжать знакомство с традициями русского народа.

Задачи НОДО/о «Художественное творчество»- Продолжать знакомство с традициями русского народа.- Вызвать желание создавать узор, состоящий из геометрических фигур.- Учить располагать узор ритмичн...

НОД с детьми старшего дошкольного возраста "О вышитом полотенце"

в нашем дошкольном учреждении мнго внимания уделяется ознакомлению детей с народными традициями и творчеством. В частности мы знакомим детей с таким видом народного искусства, как вышивка. Предлагаю в...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности т.о. "Золотая игла", Занятие-игра по теме "Вьющиеся розы ,вышитые ленточкой".

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, ручная вышивка, изготовление картин,салфеток, подушечек и разнообразных изделий украшающих интерье...

Выставка в музее "Вышитая картина"

Ежегодно в городском музее проходит выставка "Вышитая картина", я впервые в этом году участвовала в ней....