Методические материалы "Навыки общения с родителями воспитанников"
методическая разработка на тему

Харченко Наталья Петровна

Изучение опыта работы дошколь­ных учреждений показывает, что ра­боту с семьей педагоги считают необ­ходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положитель­ный опыт педагогов, но чаще общение педагогов строится «на уровне взаим­ных претензий», на формальном об­щении с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyki_obshcheniya_s_roditelyami.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Навыки общения с родителями воспитанников.

Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положительный опыт педагогов, но чаще общение педагогов строится «на уровне взаимных претензий», на формальном общении с родителями.

Без сотрудничества ДОУ с семьей невозможно решать никакие вопросы воспитания и развития ребенка. Важным механизмом социализации ребенка в семье является подкрепление, что предполагает единство и согласованность воспитательных воздействий всех взрослых на ребенка. Если в ДОУ и семье к ребенку не предъявляются единые требования, дается разная оценка его поведения, используются разные подходы к воспитанию, то у ребенка затрудняется формирование навыков поведения, привычек, представлений, он начинает хитрить и приспосабливаться.

В данной статье речь пойдет об оказании методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями. Сейчас нет жесткой регламентации работы с родителями: темы собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 80-е годы Программой педагогического всеобуча родителей. Каждое ДОУ может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей, освещать их в удобной для него форме. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон РФ «Об образовании» ст. 18), важно учитывать пожелания родителей, их интересы, устанавливать «обратную связь» с семьей.

В этом поможет анкета. Слово «анкета» в переводе с французского языка означает «список вопросов». Этот метод пришел в педагогику из социологии. Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа.

Различают открытые вопросы, когда респондент (то есть человек, отвечающий на вопросы) высказывается в свободной форме, варианты ответов ему не предлагаются. Открытые вопросы позволяют выявить доминанту мнений, оценок. Например, открытым является вопрос: «Какова, по вашему мнению, роль детского сада в воспитании ребенка?»

В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены. Например, закрытый вопрос выглядит так:

«Из каких источников вы получаете педагогические знания?»

Далее идут варианты ответов:

слушаете передачи по радио, по телевидению;

— посещаете лекции для родителей;

— из жизненного опыта;

— читаете специальную литературу;

— советуетесь с воспитателем;

воспитываете ситуативно.

Или «Помогают вам эти знания в воспитании ребенка?»

—Да;

— нет;

— иногда.

Полузакрытые вопросы сочетают оба варианта, то есть помимо вариантов готовых ответов респонденту предлагается дополнить их своими ответами. Такие вопросы называют еще комбинированными, например:

«С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании?»

Непослушание ребенка;

— не поддерживают другие члены. семьи;

      — испытываете недостаток [знаний;

— трудностей нет;

Как видно из приведенных примеров, открытые и полузакрытые вопросы позволяют получить интересную и важную информацию. В то же время, они труднее в обработке. Например, на открытый вопрос «При помощи каких методов вы устанавливаете контакт с ребенком?» получаем следующий ответ: в каждом случае по-разному. Смотря, что придет в  голову, иногда и обманываю, но стараюсь, чтобы ребенок не понял обмана. Если обман раскрывается, то извиняюсь и объясняю, почему так поступила.

Какова бы ни была тема опроса, необходимо получить сведения, которые на социологическом языке называются «паспортичкой»: пол, возраст, образование, семейное положение. Она дается в заключительной части, так как для некоторых людей иногда эти вопросы могут быть неприятны.

Рекомендуется при составлении анкеты использовать разные типы вопросов, максимально предусмотреть возможные варианты ответов; использовать также и полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк или многоточие для дополнительных комментариев.

Социологи рекомендуют помнить, что респондент чаще выбирает первые подсказки, реже — последующие. Следовательно, первыми должны быть наименее вероятные варианты ответов. Подсказки должны быть примерно равной длины. Нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе, варианты ответов должны быть напечатаны на одной строке. Важную роль играет вариант, предполагающий возможность уклонения от ответа на закрытый вопрос типа: «Трудно сказать», «Затрудняюсь ответить», «Не знаю». Формула уклонения от ответа подчеркивает, что человеку предоставляют свободу выбора. Это побуждает его добросовестно относиться к опросу в целом.

  При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка.

Так, отец, отвечая на вопросы анкеты: «Какие методы вы используете в воспитании?»; «Как ребенок реагирует на наказания?», вслух высказался: «А я и не задумывался над этим... Воспитываю и все»....Или же на вопрос: «Какова реакция ребенка на поощрение?» родители ответили — «У него вырастают крылья».

Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «По каким вопросам воспитания ребенка вы хотели бы получить консультацию специалиста?» Родители говорят о том, что их волнуют проблемы обучения ребенка, послушания, закаливания, проведения совместного досуга с детьми и др. Эти вопросы следует взять на вооружение при планировании работы с родителями. В некоторых ДОУ подобный опрос проводится в конце учебного года, на пожелания родителей опираются в составлении годового плана учреждения. Потребности родителей в знаниях можно реализовать в разнообразных формах: проведении собраний, встреч «За круглым столом», в папках-передвижках, письменных консультациях и т.д.

Рекомендуется начинать анкету с введения, в котором указано, кто и для чего проводит опрос. Не писать: «Нас интересует то-то», поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу» или «Позволят изучить проблему». Например, можно начать анкету такими словами:            

«Уважаемые родители! От правильного воспитания в дошкольном возрасте зависит полноценное формирование личности ребенка в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы уже с первых лет в семье создавались условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий родители часто испытывают трудности. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам детского сада оказать вам именно ту помощь, в которой вы больше всего нуждаетесь».

Далее идет инструкция к выполнению — «Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему  мнению о состоянии воспитания ребенка в вашей семье. Если нужного ответа нет, допишите его сами».

В выявлении затруднений воспитателей также может помочь анкета. Предлагаем примерные вопросы анкеты для воспитателей. Их можно творчески переработать, сделать закрытыми, полузакрытыми, продумать введение анкеты.

Считаете ли вы необходимой работу с родителями? Да, нет, иногда;

Испытываете ли трудности в общении с родителями? Да, нет, иногда.

Если да, то в чем их причина? Родителей мало что интересует; неуверенность в себе; недостаток знаний; другое.                

Какие формы общения с родителями вы считаете наиболее эффективными?                          

С какими вопросами к вам обращаются родители чаще всего?

С какими вопросами вы чаще всего обращаетесь родителям?

Что бы вы хотели предложить для повышения эффективности работы с родителями?

В какой методической помощи нуждаетесь?

Следует отметить, что при всех положительных сторонах анкетирования (возможность охвата большого количества родителей, простота обработки), есть и недостатки (формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями).

Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить и при помощи беседы, важнейший принцип которой — двусторонняя активность беседующих. Педагог придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так ставить вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Можно начать беседу с постановки острой педагогической проблемы. В ходе беседы родители могут спросить педагога, как можно наказывать детей, как организовать досуг в семье. Беседа является одновременно и формой, и методом общения с родителями.

Изучив особенности воспитания в семье, потребности родителей, можно планировать встречу с родителями по одной из выбранных тем. Эта встреча может быть организована в любой форме — традиционной или нетрадиционной.

Но сейчас мы поговорим о содержании общения педагога с родителями. Воспитателю следует помочь в выборе литературы. В этом поможет составленная библиография (картотека) по проблемам работы ДОУ с семьей за последние 5—10 лет. Для обсуждения не следует брать большой объем материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если ее использовать, то с пояснениями. Например, рабочие термины педагогов — «сенсорное воспитание», «дидактическая игра», «сензитивный период» — могут быть непонятны родителям, далеким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

Вместе с воспитателем рекомендуется построить план сообщения, которое займет 15—20 минут. Педагог сам должен хорошо владеть материалом. Можно заготовить «опорные конспекты», карточки, схемы или таблицы. Чтение текста «по бумажке» оттолкнет родителей, и, как говорят лекторы, вызовет «сон с открытыми глазами».

Основным условием установления контакта между выступающим и аудиторией является искреннее проявление уважения к слушателям, признание в них партнеров по общению. «Пусковым фактором» доверительности является не только информация, которую преподносит педагог, но и его поведение: проявление доброжелательности, внимания, заинтересованности.

На необходимость проведения встречи в форме диалога указывают опытные лекторы-методисты. Так, слушатель настроен на диалог, поэтому лектор с установкой на монолог заранее обречен на неудачу. В этом порой и кроется одна из причин отсутствия интереса родителей к собраниям, поскольку они после работы, со своими проблемами, уставшие приходят в ДОУ, а им читают доклад. Не всегда тема доклада отвечает запросам родителей и их интересам. Таким образом, методист помогает педагогам определить тему сообщения с учетом потребностей аудитории, цель предстоящей встречи, оценку аудитории (уровень образования, состав семьи и др.), подобрать материал, продумать стиль и форму общения.

Очень важна своевременность и форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи. Рекомендуется вывешивать объявление примерно за 2—5 дней с кратким планом встречи, чтобы подготовить родителей к восприятию материала. Название встречи должно быть «агитирующим», проблемным. Например, «Нужна ли игра ребенку?», «Можно ли обойтись без наказаний?», «Как воспитать у ребенка любознательность (самостоятельность, послушание и др.)?», «Готов ли Ваш ребенок к школе?». Родитель, увидев такое объявление, задумается, попытается соотнести проблему с собственным опытом. Здесь же, в объявлении, можно предложить родителям выполнить небольшие задания, связанные с темой предстоящей встречи. Например, понаблюдать за ребенком, выявить, сформированы ли у него те или иные навыки, задать ему определенные вопросы и записать ответы.

После этого рекомендуется продумать методы активизации родителей. Под активизацией родителей мы понимаем формирование интереса к обсуждаемому вопросу, ассоциации с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала. Важно переключать внимание родителей: прослушав сообщения педагога предложить для анализа ситуации, примеры, использовать шутку, юмор, наглядный материал и т.д. Можно использовать вопросы, противоположные точки зрения, подключение родителей к приведению аналогичных примеров, различные задания игрового характера («Продолжи фразу», «Расставьте по степени значимости какие-либо понятия» и др.). Можно просмотреть видеоматериалы о жизни детей в ДОУ (особенно это рекомендуется для родителей детей раннего возраста, так как открытые занятия с детьми не проводятся), фотоматериалы, дать родителям совместные задания.

Остановимся на методе анализа педагогических ситуаций. Целесообразно подбирать наиболее типичные, имеющие место в практике семейного воспитания ситуации, обязательно продумать конкретные вопросы к родителям. При анализе педагогических ситуаций у родителей формируется педагогическое мышление, то есть умение самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять явления на составляющие элементы — условия, причины, последствия и т.д. В процессе анализа педагогических ситуаций осуществляется анализ методов, условий, причин возникновения данного явления, формируется умение — принятие решения. При помощи этого метода также возможно формирование критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, повышение активности родителей, актуализации полученных ими теоретических знаний. Родители сопоставляют рассматриваемые ситуации с собственным опытом воспитания ребенка.

Материалом для обсуждения ситуаций могут служить следующие пособия: Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990; Петроченко Г.Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике. Минск, 1984;

Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. Практикум по дошкольной педагогике. М., 1999; Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002. Ситуации можно также создавать из собственных наблюдений, опыта воспитания, из периодической печати.

Приведем в качестве примера ситуацию.

Бовин, ну не плачь, прошу тебя. Хочешь варенья? Нет, не хочешь? Только что полбанки съел? Ну, тогда иди полежи. Тоже не хочешь? Чем же тебя занять?

Мама лихорадочно соображает:

— Ну, давай, как. папа вчера, покатаю тебя на спине. Хочешь?

Малыш отрицательно мотает головой и еще больше пускается в плач.

Мать недоуменно смотрит на сына. Вдруг лицо ее озаряется:

«Ага, придумала». Она надевает на себя две кофты, привязывает к спине подушку, а поверх облачается еще в шубу и меховую шапку.

— У-у-у, изображает она медведя и начинает вразвалочку ходить по комнате.

Ребенок на минуту затихает и даже начинает улыбаться.

— Вот и хорошо, — ласково говорит мать, расстегивая шубу.

Но тут снова раздается пронзительный плач. Малыш, заливаясь слезами, просит еще походить медведем. Мать снова надевает шубу и начинает вышагивать вокруг малыша.

Проходит минута, другая.

— Ну, хватит? — спрашивает мать.

— Нет, — мотает головой Вова.

— Я устала, мне жарко.

— Еще ходи, — не уступает сын. Обливаясь потом, мама шагает по комнате, часто останавливается перевести дух.

— Эх, скорее бы. приходил твой папа мне на смену, — тяжело вздыхает она и с укором глядит на сына.

Вопросы:

1. Почему Вова растет капризным, деспотичным по отношению к родителям?

2. Какие мысли, чувства вызывает у вас эта ситуация?

Встречи с родителями могут проводить не только воспитатели, но и другие специалисты, например, психолог, врач, музыкальный руководитель, логопед, методист. Участие воспитателя незаменимо по той причине, что никто, лучше чем он, не знает детей группы, и он готов привести примеры из их жизни. Необходимо подчеркнуть, что при коллективном общении с родителями возможно использование только положительных примеров из жизни детей группы. Негативные примеры обсуждаются строго индивидуально. Популярностью и у родителей, и у педагогов пользуются такие формы проведения встреч, как «Круглый стол», где обсуждаются важные проблемы; или «Устный журнал» — который имеет рубрики (страницы) как обычный журнал. Например, «Советы специалиста», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать». Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями: могут быть фотографии, поделки детей и взрослых, литература, приведенные примеры, ситуации, видеоматериалы, вопросы к родителям. Сейчас растет популярность «Педагогических гостиных», которые проводятся регулярно в ДОУ и посвящаются наиболее актуальным проблемам. Родители чувствуют себя среди единомышленников, обсуждают важные для них вопросы, обмениваются опытом. Например, «Как подготовиться к проведению праздника в семье?», «Закаливание детей» и др.

Для совершенствования общения с родителями рекомендуем предложить задания для воспитателей:

— разработать содержание консультации по одной из проблем семейного воспитания (по выбору);

— составить таблицу «Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями»;

— подготовить сценарий нетрадиционной формы общения с родителями;

— сделать подборку мемуарной или художественной литературы о жизни ребенка в семье. Продумать, как можно ее использовать в работе с родителями.

Итак, к методической помощи воспитателям в работе с родителями относится следующее: выявление и постановка проблемы для обсуждения на основе реальных потребностей родителей; подбор необходимой литературы; определение темы предстоящей встречи; подготовка объявления; составление плана встречи и выступления; выбор методов активизации родителей и соответствующих форм общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"

В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"

Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...