Консультация для воспитателей ДОУ "Предпосылки учебной деятельности"
консультация на тему

В консультации раскрывется понятие "Предпосылки учебной деятельности", дается их краткая характеристика, и описываются педагогические приемы, способствующие формированию предпосылок учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

I. Актуальность

        Дошкольное образование на современном этапе развивается в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (ФГОС ДО).

        В соответствии с ФГОС ДО (п.1.6) одними из задач дошкольного образования являются:

- «обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»;

- «формирование предпосылок учебной деятельности».

        Проблема формирования предпосылок учебной деятельности актуальна не только для педагогов,  работающих со страшим дошкольным возрастом, потому что каждый возраст опирается на достижения в развитии предыдущего возраста; меняются только сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, типы мышления, деятельности; в старшем дошкольном возрасте проблема формирования предпосылок учебной деятельности просто приобретает большую актуальность и значимость.

II. Содержание понятия «Предпосылки учебной деятельности»

 «Дошкольник» и «младший школьник» - две разные возрастные группы в соответствии с возрастной периодизацией развития. Следовательно, каждая из этих групп характеризуется рядом новообразований, первоочередным из которых является смена вида ведущей деятельности: дошкольник – игровая деятельность, младший школьник – учебная деятельность.

Но каждый возраст опирается на определенную базу развития, которая была сформирована на предыдущем возрастном этапе. В случае перехода дошкольников в группу младших школьников этой базой являются предпосылки учебной деятельности. Т.е., в дошкольном возрасте в ходе игровой деятельности должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Если они будут сформированы, то переход на следующий возрастной период и освоение учебной деятельности пройдут более безболезненно. В этом и заключается подготовка детей к школьному обучению.

Относительно формирования этой «переходной базы», подготовки детей к школе высказывались разные педагоги:

«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» А.Л.Венгер.

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С.Выготский.  

«Дошкольный возраст должен заканчиваться усвоением тех умений, которые на следующей ступени развития будут играть роль главных способов овладения основами знаний» (Н.Ш. Сыртланова, педагог).

«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.  Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В.А.Сухомлинский).

Итак, что же такое «предпосылки учебной деятельности.

Словарь педагогических терминов не содержит такого определения. Поэтому, сформулируем это понятие исходя из определения его составляющих:

«предпосылки» - это основания, стимулы, мотивирующие события;

«учебная деятельность» - это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными способами учебных действий, теоретических знаний и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом.

Таким образом, работая с дошкольниками, мы должны сформировать основания для освоения детьми теоретических знаний, развить личность для учебной деятельности.

III.  Предпосылки учебной деятельности (ПУД):  краткая характеристика, педагогические приемы, способствующие формированию ПУД

ФГОС ДО только говорит о необходимости формирования предпосылок учебной деятельности, но не раскрывает, что к ним относится. Это позволяет сделать изучение литературы по педагогике и педагогической технологии.

Итак, к предпосылкам учебной деятельности относятся:

- познавательный интерес;

- овладение общими способами действий;

- самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач;

-овладение контролем способа выполнения собственных действий, самоконтроль;

- произвольность (в том числе умение работать по правилу);

- умение планировать свои действия;

- умение работать по образцу.

3.1. Краткая характеристика ПУД:

1) познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний, к познанию окружающего мира;

2) овладение общими способами действия – подразумевается способность ребенка после некоторого количества действий путем проб и ошибок выделить общий алгоритм действий для ряда практических или познавательных задач, умение выделять новые связи и отношения; решение определенного класса конкретно-практических задач.

Образно выразить содержание этой предпосылки можно так: «Если человек голодный, то, что ему нужно дать: рыбу или удочку? ( Удочку; научившись ловить рыбу, он никогда не будет голодным);

3) самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач - умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, подбирать решение и находить верный вариант;

4) овладение контролем способа выполнения собственных действий, самоконтроль - умение сопоставлять свои действия с образцом, контролировать их;

5) произвольность (в том числе умение работать по правилу) - умение действовать по установленным правилам, умение соподчинить «хочу» и «надо»;

6) умение планировать свои действия - возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели; начинает формироваться в возрасте 4 лет.

7) умение работать по образцу – умение копировать. Например, ребенку, который не умеет писать, предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами («Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так»).

3.2.  Педагогические приемы, способствующие формированию ПУД

Познавательный интерес

- Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие деятельности;

- обоснование необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала;

- яркость и эмоциональность материала;

- положительное оценивание успехов детей

- вопросы проблемного характера;

- исследовательская деятельность;

- СРИ «Школа»: роль «учителя» дети исполняют по очереди. Педагогу следует подсказать детям форму, игры, но не задавать ее конкретное содержание. Пусть они сами выберут урок, в который будут играть, задания, которые «учитель» будет давать классу. В таких играх для детей особенно полезно выполнение роли учителя. «Перевоплощаясь» в него и видя устремленные на себя глаза своих «учеников», он непосредственно ощущает роль и значение учителя.

- рисование впечатлений от экскурсий. Возможные темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника»;

- совместное оформление  иллюстративный альбома о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я - первоклассник».

Овладение общими способами действий

- Переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения;

-упражнения на анализ сходств и различий;

- предложить, чтобы один ребенок объяснил другому, как решать задачу (прием, близкий к «игре в школу», но осуществляемый при решении конкретного задания);

- предложить детям придумать задание, которое выполняется так же, как заданное воспитателем;

- при выполнении  аналогичных заданий попросить ребенка, не выполняя задания, рассказать, как он будет его выполнять.

Самостоятельный поиск

способов выполнения практических и познавательных задач

- Доверительные эмоционально насыщенные отношения, при которых сведены до минимума порицания, замечания, «нотации»;

- дополнительные наводящие вопросы. Если в результате опроса нескольких детей найдено верное решение, то похвалить надо их всех — в том числе тех, чьи ответы были неправильны: ведь в конечном итоге именно коллективные рассуждения привели к успеху;

- учебные задания даются в свободной игровой форме, когда детям предлагают «догадаться», «продумать» что-либо и т.п. (удобной формой является форма «загадки»);

- свободные задания, не имеющие однозначного решения.

Например, сделать рисунок, задав тему в общих словах: «нарисуй праздник», «нарисуй лето»; сочинить рассказик на такую же относительно свободную тему; сделать красивый узор из квадратиков и треугольников; построить из кубиков пароход (не давая образца).

-положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения, хвалить ребенка за саму попытку найти решение;

-деятельность детей без педагога.

Овладение контролем способа выполнения

собственных действий, самоконтроль

- Сравнение своей работы с заданным образцом;

        - работа в парах, тройках с приемами взаимопроверки;

- формирование адекватной самооценки через систему правильной оценки ребенка взрослым:

  • Важны не формальные слова «молодец» и т.п. в любой ситуации, а адекватная оценка положительных действий ребенка;
  • Содержательная оценка (система Ш.А.Амонашвили), которая предполагает:

во всех случаях доброжелательное отношение;

положительную оценку усилий ребенка, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком, и допущенных им ошибок;

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Например, общий смысл оценочного высказывания должен быть примерно таким: «Ты действовал очень хорошо, но пока еще у тебя не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задание еще лучше, чем выполнил сейчас». Далее должны следовать указания на то, как именно можно добиться ликвидации ошибок. Оценка должна звучать таким образом даже в том случае, когда результат работы ребенка отрицателен.

  • Оценка работы должна содержать критерии, по которым сравнивают старания и результаты этих стараний.  
  • При высказывании оценки делать акцент не на результате, а на динамике ребенка.

- поощрять самоисправления;

- ненавязчивый контроль педагога. Основной формой указаний должно быть не замечание, а совет.

- использование на занятиях физической культурой могут пиктограммы основных положений, движений и упражнений, видов спорта как образца выполняемых движений.

Произвольность (в том числе умение работать по правилу)

- Игры с правилами;

- игры на развитие волевой сферы;

-игры-головоломки;

- обсуждение действий ребенка, чтобы он имел возможность посмотреть на себя со стороны;

- систематическое соблюдение режима дня;

- исключить гиперопеку;

- не выполнять за ребенка то, с чем он может справиться сам;

- не использовать метод «пустых угроз» и «принцип непоследовательности» (разрешать сегодня ребенку то, что нельзя было вчера);

- постоянные трудовые поручения.

Умение планировать свои действия

- Использование конструирования (учить детей предварительному анализу образца, включающему его соотнесение с имеющимися строительными деталями. Затем подбирать необходимые детали, определять место, которое они должны занять в постройке, и лишь затем начинать строить);

- игры на установление и анализ причинно-следственных связей между действиями и их последствиями;

- совместный, коллективный анализ последовательности действий какого-либо дела;

- составление рассказа по плану;

- обыгрывание составление плана какого-то дела. Например, рассказать, как будут готовиться к встрече гостей и как будут их встречать;

- развитие самостоятельности.

Формирование умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей приучают принимать план взрослого,

второй этап – совместное планирование деятельности с воспитателем

третий этап – самостоятельное планирование.

Умение работать по образцу

- Графические диктанты;

 - упражнения по типу «Образец и правило».

Предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок может рисовать фигуру, похожую на заданную, но пренебречь правилом и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом.

        Формирование предпосылок учебной деятельности происходит, прежде всего, при работе с детьми в группах. Но и мероприятия в ДОУ, рассчитанные на всех участников образовательного процесса, (культурно-досуговые мероприятия с детьми, работа с родителями, методическая работа) также не должны обходить стороной данную проблему.


Литература

  1. Мухина В.С. Общая характеристика учебной деятельности (лекции и практикум по психологии) / В.С. Мухина // Ваш психолог. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/2038-lekcziya-obshh (дата обращения 23.10.2015г.)
  2. Тимофеева Л.Л. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования / Л.Л. Тимофеева // Детские сады: информационный портал о государственных и частных детских садах. URL: http://www.deti-club.ru/obespechenie-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya (дата обращения 23.10.2015г.)
  3. Тимофеева, Л.Л. Работа с детьми в предшкольный период / Л.Л. Тимофеева // Методист дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 13 – С. 6 – 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование учебных умений у дошкольников"

В дошкольном возрасте происходит становление основ учебной деятельности, включающее формирование умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, умение усваивать и применять обобщенные ...

Консультация для воспитателей Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию...

Консультация для воспитателей «Анализ учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде».

Данная статья содержит анализ  учебно – методической литературы по проблеме формирования основ безопасности в дорожно – транспортной среде. Будет полезна для работы воспитателей занимающихся данн...

Консультация для воспитателей."Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи."

Формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи: • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно...

Консультация для воспитателей Тема: «Учебная зона в группе по обучению грамоте и развитию речи «Речевая полянка»».

Консультация для воспитателейТема: «Учебная  зона в группе по обучению грамоте и развитию речи «Речевая полянка»»....

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях".

Консультация для воспитателей "Организация совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя на музыкальных занятиях"....