Главные вкладки

    Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
    методическая разработка на тему

    Методические рекомендации по разработке рабочих программ  педагогов дошкольных образовательных организаций

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_raboch._prog.docx36.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования

    Целью методических рекомендаций является оказание помощи педагогам дошкольных образовательных организаций по разработке рабочих программ.

    Введение

    На современном этапе в системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию, которое дети получают в дошкольных образовательных организациях. В рамках общей стратегии модернизации дошкольного образования возникла необходимость изменить традиционное перспективное планирование образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на планирование в форме рабочих программ.

    Данное направление является новым в сфере дошкольного образования и предъявляет особые требования к педагогам  дошкольных организаций. Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольная образовательная организация.

    Качественное реформирование планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации будет способствовать не только улучшению образования детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства, но и совершенствованию работы педагогических кадров дошкольной организации, творческому и системному подходу к решению поставленных задач.

    Рабочая программа - это программа педагогов дошкольной образовательной организации, разработанная для возрастной группы на основе основной образовательной программы дошкольного образования и включающая содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области.

    Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в дошкольной образовательной организации.

    Рабочая программа может разрабатываться на основе основной образовательной программы по образовательным областям (социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие), которые включают регламентированные виды деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная).  ( Приложение №1)

    При написании рабочих программ необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами:

    1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

    2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

    3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” .


    4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" .

    5. Основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

    6. Уставом ДОО.

    7. Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

    При написании рабочей программы педагогам необходимо учитывать систему принципов дошкольного образования:

    полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;

    построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных (субъектов) отношений;

    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    сотрудничество Организации с семьей;

    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Рабочая программа учитывает требования к содержанию и уровню развития детей дошкольного возраста по конкретной образовательной области, включающей в себя все виды деятельности. Рабочие программы являются обязательной составной частью основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, разрабатываются педагогами всех возрастных групп, специалистами дошкольной образовательной организации и отражают методику реализации программы с учетом:

     требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;

     целей и задач основной образовательной программы дошкольной организации;

     объема материала для дошкольников в соответствии с основной образовательной программой дошкольной организации;

     максимально допустимого объема образовательной нагрузки, определенным годовым календарным учебным графиком дошкольной образовательной организации в соответствии с СанПиН;

     индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников;

     выбора педагогом необходимого комплекта программно-методического обеспечения в соответствии с основной образовательной программой дошкольной организации.

    Особенностью рабочей программы в дошкольной образовательной организации является тесное взаимодействие двух воспитателей конкретной возрастной группы. Исходя из этого, рекомендуется по каждой образовательной области, включающей все виды деятельности, одна рабочая программа на группу. Таким образом, для каждой возрастной группы будет разработано пять рабочих программ. Составляется рабочая программа педагогами на 1 учебный год.


    В ходе разработки рабочей программы необходимо учесть следующее: - программно-методический комплект организации образовательного процесса, определенный основной образовательной программой дошкольной образовательной организации; - виды парциальных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие), также входящих в состав программно-методического комплекта организации образовательного процесса, определенных основной образовательной программой дошкольной образовательной организацией; - систему используемых образовательных технологий, методик.

    Структура рабочей программы:

     титульный лист;

     пояснительная записка;

     объем образовательной нагрузки;

     перспективно - тематическое планирование (содержание разделов и тем в соответствии с основной образовательной программой);

     требования к результатам освоения основной образовательной программы;

     педагогическая диагностика (мониторинг);

     социальное партнерство с родителями;

     список литературы и материально-технического обеспечения;

    Титульный лист включает:

    1. Название дошкольной образовательной организации.

    2. Ф.И.О. руководителя дошкольной образовательной организации, утвердившего рабочую программу.

    3. Дату и № протокола заседания педагогического совета, на котором принята рабочая программа.

    4. Название рабочей программы.

    5. Возрастную категорию детей.

    4. Ф.И.О. педагогов, должность.

    5. Год разработки программы.

    Пояснительная записка включает:

    - цели и задачи изучения образовательной области или вида деятельности в данной группе (выделить основные цели и задачи по основной образовательной программе, задачи по национально-региональному компоненту и дополнительные задачи по обновлению содержания);

    - перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа.

    - сведения о программе, на основании которой составлена данная рабочая программа (автор, название, год издания);

    - формы организации образовательной деятельности (игры, беседы, познавательная и исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, экскурсии, проекты, и др.);

    - формы организации образовательной деятельности по приобщению детей к национальным, социокультурным традициям и нормам (региональный компонент).

    Объем образовательной нагрузки.

    Указывается количество часов образовательной деятельности в неделю, в месяц и год, отведенных на изучение по видам деятельности и разделам, входящих в образовательную область.

    Перспективно - тематический план

    Раскрывает то содержание, которое будет изучаться с детьми в ходе образовательной деятельности.

    При описании содержания тем рабочей программы по разделам рекомендуется следующая последовательность изложения:

    1.Вид деятельности, входящий в образовательную область.

     2.  Месяц.

     3. Название темы.

    4.  Цель

    5. Источник методической литературы

    Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

    (планируемые результаты образовательной деятельности по разделу) раскрываются в соответствии с реализуемой основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.

    Педагогическая диагностика (мониторинг).

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы осуществляется в каждой образовательной области по видам деятельности в соответствии с методическими рекомендациями авторов примерных образовательных программ.

    Список литературы и материально-технического обеспечения.

    В данном разделе рабочей программы указывается использованная литература. Ее можно классифицировать по категориям:

    - для педагогов (методическая, художественная, познавательная литература);

    - для дошкольников (художественная, познавательная литература, рабочие тетради, альбомы).

    Материально-техническое обеспечение предполагает информацию о необходимом оборудовании, материалах, технических средствах для реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

    Приложение

    Титульный лист (образец оформления):

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

    Тербунского муниципального района Липецкой области

     

     

    Принято на заседании                                                      Утверждаю:

    педагогического совета                                                 заведующий ДОО

    от__________№______                                                   _______   (ХромыхВ.В.)

                                                                                                                                                                              Ф.И.О. руководителя

     

     

    Рабочая программа                                                                                                                                                                             (старшей группы )

                                                                 5 – 6 лет                                        

                                                               Составили воспитатели:______________

                                                                                                    _____________

    2015г.

    Приложение

    1. ОО «Познавательное развитие»

    Цель:

    Задачи:

    Объем образовательной нагрузки

    Виды деятельности

    Количество в неделю

    Количество в месяц

    Количество в год

    Познавательно-исследовательская деятельность:

    - формирование целостной картины мира или ознакомление с окружающим миром

    - развитие элементарных математических представлений

    Перспективно-тематический план:

    1.Вид деятельности - формирование целостной картины мира или ознакомление с окружающим миром

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    2. Вид деятельности – развитие элементарных математических представлений

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    1. ОО «Речевое развитие»

    Цель:

    Задачи:

    Объем образовательной нагрузки

    Виды деятельности

    Количество в неделю

    Количество в месяц

    Количество в год

    - развитие речи

    - обучение грамоте (старший дошкольный возраст)

    - восприятие художественной литературы

    Перспективно-тематический план:

    1.Вид деятельности – развитие речи

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    2. Вид деятельности – обучение грамоте (старший дошкольный возраст)

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    3.Вид деятельности – восприятие художественной литературы

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    Цель:

    Задачи:

    Объем образовательной нагрузки

    Виды деятельности

    Количество в неделю

    Количество в месяц

    Количество в год

    -лепка

    -аппликация

    -рисование

    -конструирование

    -музыкальная деятельность

    Перспективно-тематический план:

    1.Вид деятельности – лепка

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    2. Вид деятельности – аппликация

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    3.Вид деятельности – рисование

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

     4.Вид деятельности – конструирование

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    5.Вид деятельности – музыкальная деятельность

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    1. ОО «Физическое развитие»

    Цель:

    Задачи:

    Объем образовательной нагрузки

    Виды деятельности

    Количество в неделю

    Количество в месяц

    Количество в год

    -двигательная деятельность

    -формирование здорового образа жизни

                     Перспективно-тематический план:

    1.Вид деятельности – двигательная деятельность

    № п/п

    Месяц

    Название темы ОД

    Цель

    Источник методической литературы

    2. Вид деятельности – формирование здорового образа жизни

    Месяц

    Название темы

    Цель

    Источник методической литературы

    1. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Цель:

    Задачи:

                      Перспективно-тематический план:

    1.Вид деятельности – игровая деятельность

    Месяц

    Дидактические

    игры

    Речевые игры

    Подвижные

    игры

    Сюжетно – ролевые

    игры

    Театрализован-

    ные  игры

    сентябрь

     

    2. Вид деятельности – трудовая деятельность

    Месяц

    Виды труда

    Содержание

    Задачи

    сентябрь

    Самообслужива-

    ние

    Хозяйственно- бытовой  труд

    Труд в природе

    3. Вид деятельности – основы безопасности жизнидеятельности

    месяц

    Тема

    Цель

    Источник методической литературы

    сентябрь


    Список литературы и материально-технического обеспечения

    Литература

    Материально-техническое обеспечение

    Для педагогов (методическая, художественная, познавательная)

     Для дошкольников (художественная, познавательная, рабочие тетради, альбомы)


    Социальное  партнерство с родителями

    Месяц

    Формы сотрудничества

    Сентябрь

    Октябрь

    Приложение

    Образовательные области (ОО)

    Виды  регламентированной образовательной деятельности,

    входящие в  ОО

    Познавательное  развитие

    Познавательно – исследовательская деятельность (ознакомление с социальным миром, ознакомление с природным миром,  развитие элементарных математических представлений).

    Речевое развитие

    Коммуникативная  деятельность (развитие речи, обучение грамоте (старший дошкольный возраст));

    Восприятие  художественной литературы и фольклора.

    Художественно - эстетическое развитие

    Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

    Конструирование;

    Приобщение к искусству;

    Музыкальная деятельность.

    Физическое развитие

    Двигательная деятельность;

    Формирование здорового образа жизни.

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровая деятельность (игра, формирование основ безопасного поведения);

    Трудовая деятельность (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе);

    Основы безопасности жизнедеятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выписка Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» МКДОУ Д

    Выписка  Административного регламента предоставлениямуниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную...

    Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

    Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования....

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...