Откуда пошла Земля Русская
статья (младшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Примерные разработки организованных занятий с детьми. Статья предназначена воспитателям детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываються представления об этносе древнних славян, о русской печки, о национальных блюдах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_poshla_zemlya_russkaya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные разработки организованных занятий с детьми           (в рамках программы «Я живу в России»)

Откуда пошла Земля Русская

Цель: дать представления детям об этносе древних славян.

Задачи: Познакомить детей с понятием «Славяне»:

  • Почему так назывался древний народ?
  • Где селился? Почему были понятия – южные, западные, восточные славяне?
  1. Дать представления об особенности жилища, о своеобразии трудовых процессов (охота, бортничество, рыболовство).

Поразмышлять, как изменились эти трудовые процессы в современном мире.

  1. Воспитывать у детей познавательный интерес к истории России.
  2. Сформировать у детей представления о трудолюбии славян, о взаимоотношении людей внутри одного племени и между  племенами.

Занятие может проходить в форме путешествия в Древнюю Русь или в форме экскурсии в музей.

Материалы к занятию: географические карты, иллюстрации с изображением древних славян, орудий труда,  кассета с записью звуков животных, природных явлений.

Профессия русской печи

Цель: познакомить с самым важным объектом избы – русской печью

Задачи: Поразмышлять с детьми о том, что такое печь, для чего она нужна, где ее можно увидеть.

  1. Познакомить  детей с устройством русской печи, ее многофункциональностью:

Печь – кормилица и поилица;

Печь – тепла согревательница;

Печь – парная;

Печь – сушильница;

  Печь – лежанка.

  1. Уточнить представления детей о том, что обозначает слово «изба», - часть дома с печкой. Печь у славян называлась ватрой. Современные булочки с творогом сохранили древнее название – ватрушки.
  2. «Горечи лымной не потерпев, тепла не видать» - рассказывать детям об особенностях топки русских печей. Неисправная печька была опасностью всего жилища, случались пожары.
  3. Продолжить с детьми разговор о «помочах» - если у крестьянина горела изба, на помощь приходила вся деревня, люди помогали погорельцам строить новый дом.

Труд для крестьянина был смыслом его жизни, в народной среде укоренилось поняие о том, что добрый труд благословен богом. Недаром к работнику обращались «Бог в помощь!».

Каша – мать наша

Цель: дать детям представления о том, что каша на Руси была одним из  главных блюд.

  1. Рассказать детям, что на Руси называли кашей.

Кашей называли не только крупяные блюда, а вообще любое кушанье из измельченных продуктов: каши из сухарей, гороховые каши.

Крестины и свадьбы так и назывались «звать на кашу».

  1. Рассказать об особенностях вкушения каши:
  • Кашей угощали на деревенских работах: кашницы с песнями носили кашу в поле;
  • На свадьбах за горшок каши хозяевам давали монету, а затем после трапезы разбивали горшок на «счастье».
  • Существовало правило готовить для крестин крестильную кашу. Такую кашу старались приготовить как можно вкуснее: на молоке, на сливках, с вареньем. Украшали такую кашу половинками вареных яиц. В крестильную кашу могли запечь курицу или петуха, смотря кого крестили: девочку или мальчика.
  1. Предложить детям рассмотреть зерна ячменя, пшеницы, гречихи, отметить сходство, различия. Рассказать детям, какую крупу делают из них.
  2. Предложить детям на вкус узнать 3-4 вида каш.
  3. Рассказать о полезности каши, ее питательности.
  4. Предложить детям вареньем украсить манную кашу, полюбоваться блюдом, угостить друг друга.

Организация: занятие может проходить в горнице, в гостях у кашницы Просковьи, от которой и ведется повествование.

Русские умельцы

Цель: продолжить знакомить детей с этносом восточных славян.

-Где жили?

-Чем занимались?

Познакомить детей с гончарным ремеслом, его технологическим процессом: подготовка глины, придание формы, обжиг.

Рассказать об использовании керамических предметов в быту.

Акцентировать внимание детей на трудоемкости данного процесса; на том, сколько сил и терпения было необходимо в тех сложных условиях русскому человеку для изготовления керамических изделий.

Предложить детям полюбоваться керамическими изделиями современного мастера.

Учить детей лепить из глины посуду различной формы: кувшины, горшки, блюда, используя различные приемы лепки.

Занятие проходит в форме экскурсии в гончарную мастерскую, где знаменитый гончар Дмитрий рассказывает о своем любимом и трудном деле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Откуда горсть земли?"

Состав земли. Разные виды почв....

Откуда есть пошла Земля Русская?

презентация для ознакомления возникновения Земли русской...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Образовательный проект "Откуда пошла Земля Русская?"

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы. Проект отвечает современным задачам образования, развивает творческие способности детей в разных видах детской деятельности....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

ООД «Откуда пошла Ступинская земля. Ступино сегодня»

Закреплять знания детей о родном городе....

"Откуда пошли разные народы"

Материал о коренных народах севера Красноярского края...