Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья посвященная особенностям строительства Древней Руси, своеобразии Храмовой архитектуры. А также, раскрываются представления о русской бане.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.

Деревянный век

Цели:

  1. Познакомить детей с особенностями строительства в Древней Руси.
  2. Дать детям представления о своеобразии Храмовой архитектуры.

Содержание занятия:

  1. Предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением деревянных построек, крепостных стен, башен, дворцов, храмов, мостов.

Побеседовать:

- Что изображено на иллюстрациях?

- Из какого материала сделаны постройки?

- Как вы догадались?

    4.  Объяснить детям, почему на протяжении многих лет плотники мастерили большинство построек из дерева:

  • Русская земля всегда была богата лесами.
  • Дерево легко обрабатывалось, а значит строительство идет очень быстро (жилой дом дружные плотники могли сложить за один день).
  • Деревянные сооружения легко разбираются и переносятся на новое место.
  • Про деревянное жилище говорят: «оно дышит», в нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.

Лучшим материалом для строительства были хвойные деревья: лиственница, сосна, ель.

  1. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением лиственницы, сосны, ели.

Предложить детям подумать, почему для строительства выбирали сосну (сосна ценится за свою удивительную прямизну).

  1. На примере макета объяснить особенность технологии изготовления построек без единого гвоздя.

Предложить детям из деталей сложить «стенку» для избы.

     7.  Рассказать детям, почему раньше говорили: «срубить» избу. (Раньше основным инструментом был топор, им рубили деревья, очищали их от сучьев, обтесывали и расщепляли на доски.) Акцентировать  внимание детей на трудолюбии, мастерстве русского крестьянина, ведь в давние времена практически каждый крестьянин мог срубить избу.

6. Рассмотреть иллюстрацию с изображением самого древнего памятника деревянного зодчества – церкви святого Лазаря в Кижах (14 век). Неизвестный мастер смастерил церковь по образцу собственного жилища, только луковичная глава с крестом напоминает нам о том, что это церковь.

На данном примере объяснить основную особенность Храмовой архитектуры: наличие купола и креста.

Секреты русской бани

Цель: Дать детям элементарные представления о русской бане.

Содержание занятия:

  1. Познакомить с особенностями устройства бани на Руси: сени, предбанник, парильня.

В парильне: русская печь с раскаленными камнями, ступенчатый настил из досок, лавки с шайками, ковшами, ушат с холодной водой (чтобы ее согреть, бросали раскаленные на печи камни).

Рассказ о бане воспитатель сопровождает яркими иллюстрациями, обращает внимание детей на особенности древнерусского словаря.

  1. «Баня без пара, что щи без навара».

Предложить детям поразмышлять, откуда в парильне появляется пар.

Рассказать, что для образования пара на раскаленные камни печки «кидали» не только воду, но и квас, другие настои. Для аромата стелили на пол душистое сено, рассыпали мелкорубленый можжевельник.

Залить кипятком на глазах у детей березовый веник, почувствовать особый аромат русской бани.

  1. «Баня парит, баня правит, баня все исправит».

Дать детям валеологическую информацию.

Рассказать детям, почему на Руси баня считалась главным лекарством от всех болезней, говорили: выпарить болезнь. В бане разогревается тело человека, люди потеют, с потом выходят вредные вещества наружу. Вместе с паром в организм человека проникают вещества, уничтожающие микробы, вызывающие простуду. Когда люди парятся, происходит массаж тела.

Крестьянский труд на Руси был тяжелым, поэтому париться в бане было необходимо, после бани человек чувствует себя окрепшим и отдохнувшим.

Баня хороша и для закалки организма человека, после жаркой парилки обливаются холодной водой, зимой ныряют в прорубь, «купаются» в снегу. (Если в деревне есть водоем, то бани строили у воды.)

Железная рубашка

Цель: познакомить детей с одеждой древнерусского воина.

Содержание задания:

  1. Предложить детям рассмотреть репродукцию с картины «Три богатыря».
  • Из какого материала сделана одежда?
  • Кто мог сделать такую одежду? Кузнец.
  • Как называются части одежды? Шлем, кольчуга, латы.
  • Как называлось оружие древнерусского воина? Копье, булава и др.

Рассказать детям принцип изготовления кольчуг (показать макет из мелких звеньев).

  1. Дать детям представление о том, что одежда древнего воина была оберегом: охраняла не только тело, но и душу.

Кузнецов на Руси часто считали колдунами.

Рассказать об особенностях символики одежды, например, уже в Христианской Руси шлем был куполообразный, на кольчуге были изображения крестов.

  1. Рассказать детям о том, что доспехи русских воинов отличались от доспехов воинов (западноевропейских).

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображениями одежды западноевропейского воина. У него были доспехи во весь рост, сплошная броня, хорошо защищающая тело, но сковывающая движения так, что воин не мог сам взобраться на лошадь. Закован в броню был и рыцарский конь.

  1. Побеседовать  с детьми:
  • Кто такой воин?
  • На какое слово похоже слово воин? Война.

Уточнить представления детей, что Русский воин всегда только защитник Русской земли, русского народа, он всегда защищал слабых, борец за справедливость и добро.

  1. Предложить детям «сложить» воина из разрезных картинок, рассказать, какой воин у них получился, как они погадались.
  2. Побеседовать с детьми о том, какую одежду носят военные сейчас.

Поразмышлять: почему  остались в прошлом кольчуга и латы и их заменила одежда из ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не види...

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста

Номера и темы бесед:  №1 - «Гололед»№2 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»№3 - «Как песок может стать опасным»№4 - «Кошка и собака- наши соседи»№5 – «Как был наказан любопытный язычок»№6 –...

Картотека "Беседы по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого во...

Беседы о произведениях искусства с детьми дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15397071","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","style":"width: 200px; height: 165px;","width":"480"}}]]Данная статья предназна...

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми   дошкольного возраста...