Беседы о произведениях искусства с детьми дошкольного возраста
статья

Васильева Елена Евгеньевна

Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, которым интересны вопросы художественно-эстетического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_proizvedeniyah_iskusstva.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы о произведениях искусства с детьми дошкольного возраста.

     Приобщение детей к изобразительному искусству происходит при использовании таких методов и приемов как наглядные, словесные (рассказ, объяснение, беседы, вопросы, художественное слово).

     Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа.

     Главная цель беседы – развитие художественных способностей, способность воспринимать произведения искусства.

     Методика бесед определяется психологическими способностями личности ребёнка, особенностями восприятия искусства, задачей беседы.

     Одно из необходимых условий эффективности беседы, правильно выстроенный ряд, отбор материала. Он должен быть согласован с реальными возможностями детского восприятия, целями и задачами беседы. А так же следует руководствоваться высокой художественностью, яркой обязанностью произведений, доступностью сюжета и содержания.

     Психологические особенности младшего дошкольника – один из важнейших факторов, определяющий принципы построения зрительного ряда. Это слабость произвольного внимания, возбудимость, импульсивность, требующие особого подхода к отбору произведений, как в количественном, так и в качественном отношении (1-3 произведения разнообразного контрастного характера). Продолжительность беседы 15-20 минут.

     Возможность использования различного изобразительного материала – красок, кистей, инструментов и материала художника. Большое значение для построения зрительного ряда для старшего дошкольного возраста имеет специфический для этого возраста характер художественных произведений. По этой причине необходимо широко  использовать в беседе народное, прикладное искусство, книжную графику. Отсюда возможны темы бесед: «Искусство окружает нас», «В мастерской художника», «Художник и книга», «Народная игрушка» и т.д.

     Решению задач беседы способствует правильное применение педагогических приёмов, организующих процесс восприятия в нужном направлении. Его содержанием является разработка методики, что предполагает решение ряда вопросов дидактического характера, к примеру:

  1. Организация беседы с детьми – как поставить вопрос, как добиться необходимого ответа
  2. Организация процесса рассматривания произведения – на что обратить внимание, как выделить главное
  3. Методика игрового процесса. Метод беседы, диалога, а не лекционный. Активность восприятия, сохранение целостности, эмоциональности этического восприятия, переживания. Создание особой эмоциональной атмосферы, благоприятствующей творческому поиску и познавательному интересу.

     Вопросы должны быть доступными, конкретными, ясными. Они могут относиться к содержанию художественных произведений, к выразительным средствам, к технической стороне исполнения произведения, к настроению, к связи с явлениями действительности и с собственным жизненным опытом.

     Необходимо, чтобы вопросы не только активизировали память и наблюдательность, но и требовали работы воображения, а так же сравнений, сопоставлений, определённого исследования, инициативы, самостоятельности суждений. Это вопросы проблемного характера: придумай название картины, придумай сказку, сравни с музыкальным произведением, представь себя в картине и т.д.

     Включение поэтических и музыкальных фрагментов в процессе зрительного восприятия повышает эмоциональность, целостность восприятия зрительного образа.

     Одна из задач – развитие наблюдательности, способности внимательно, вдумчиво рассматривать произведения искусства. Это один из первоначальных этапов в формировании навыков первоначального восприятия.

     Выполнение практических заданий в виде рисунков или пластических изображений по памяти с произведений искусства.

     Дидактические игры, нацеленные на создание психологической установки на восприятие. Игра сохраняет целостность восприятия, сообщает ему яркую эмоциональную окрашенность, развивает образное мышление.

     Примеры игр:

  1. «О чём говорят вещи»
  2. «Живая скульптура»
  3. «Помощники художника»
  4. «Видящие руки»
  5. «Живые силуэты»

     Дидактические игры могут быть самыми разнообразными, однако их цель должна быть едина. Они должны быть направлены на развитие способности художественного восприятия.

     Процесс эстетического развития является сложным. Он требует систематического, длительного воздействия на личность ребёнка. В связи с этим целесообразно, чтобы беседы не были единоличными, разовыми, а составляли бы методически разработанную, целостную систему, включающую различные формы обучения. Это занятия с репродукциями, презентациями,  подлинными предметами народного творчества, различные игры с элементами драматизации, а также посещения музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Беседа третья: «Драматизация сказок с детьми дошкольного возраста»

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не види...

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста

Номера и темы бесед:  №1 - «Гололед»№2 - «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»№3 - «Как песок может стать опасным»№4 - «Кошка и собака- наши соседи»№5 – «Как был наказан любопытный язычок»№6 –...

Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.

Статья посвященная особенностям строительства Древней Руси, своеобразии Храмовой архитектуры. А также, раскрываются представления о русской бане....

Картотека "Беседы по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого во...

Знакомство с произведениями изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста.

Знакомство а также обсуждения произведений изобразительного искусства с детьми дошкольного возраста....

Примерный перечень произведений искусства для детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО

Рекомендованные произведения искусства для дошкольников в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования...