Патриотическое воспитание.
статья (подготовительная группа) на тему

Лобынцева Инна Александровна

Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                А.С.МАКАРЕНКО

Тема духовно - нравственного воспитания дошкольников всегда актуальна в обществе. Ведь будущее нашей страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Конечно хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к духовным и культурным ценностям человечества.

Наше российское общество сейчас очень разнородно и противоречиво. Наступило рубежное время, когда России нужно найти свое лицо и свой самобытный путь. А для этого, безусловно, нужен кропотливый, честный, самоотверженный совместный труд. От того, насколько широка сфера духовной жизни воспитанников, зависит действенность двух основных методов нравственного воспитания – убеждения и практического приучения.  Мастерство нравственного воспитания… заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его жизни убеждали прежде всего собственные поступки, чтобы в словах педагога он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся также в процессе активной деятельности. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке. Мы побуждаем воспитанников к поступкам, которые имеют ярко выраженный высоконравственный характер. Этот метод нравственного воспитания мы называем побуждением к активному проявлению мысли и чувства.

Патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь дошкольникам глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Основными задачами патриотического воспитания являются формирование  любви к Родине и русскому народу и воспитание чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему своей страны.

Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Сложность решения этой задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

Сегодня задача патриотического воспитания актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.    

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно: 
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; 
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей  и подготовке их в военной службе; 
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; 
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса; 

Патриотическое воспитание в нашем ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям. 
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края.

Таким образом работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

         В дошкольном образовательном учреждении педагоги с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности, а также  для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Стараемся так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

Приглашаем родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия),

       Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,  не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы  работа с родителями  не  ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело. Традиционными  стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю  и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей  снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.

     Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей.

Ведь  семейное  изучение    своей      родословной   помогает  детям  понять, что  семья – ячейка   общества.

Только патриотическое и в целом духовно- нравственное воспитание детей способно заложить крепкое основание для единения россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в нашем государстве.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Таким образом, нам, педагогам необходимо сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

ЛИТЕРАТУРА

1. Г.Н.Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2005 годы”. АРКТИ, Москва 2004г.

2. Мазанева М.Д. - Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, Издательство: М.: Сфера, 2009

3. В.А. Сухомлинский – о воспитании /Сост.и авт. Вступит. Очерков С. Соловейчик. – 4-е изд.- М.: 1982. – 270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...