Консультация для родителей " Группы пальчиковых игр "
статья (младшая группа) на тему

Осипова Нина Михайловна

Консультация для родителей " Группы пальчиковых игр "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppy_palchikovyh_igr.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Группы пальчиковых игр

С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.

1.        Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2.         Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3.        Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4.        Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5.        Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук  используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6.        Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Заключение

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Приложение. Пальчиковые игры.

  «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в  «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев,

начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз,два,три,четыре,пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

 «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с

большими на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок.

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только

мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

               

 «Домик»

Раз,два,три,четыре,пять

(разжимание пальцев, по одному,

начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно)

Раз,два,три,четыре,пять,

(сжимание по очереди широко расставленных

пальцев, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)

 «Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на

своих местах и ритмично, поочередно, скачками

двигают по поверхности стола от себя к его

противоположному краю прямые пальцы обеих рук)

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены

вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по

поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами)

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола)

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по

поверхности стола от себя к краю)

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз)

 

   «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и

вверх)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к

себе и от себя)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание

солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)

 «Замок»

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в

"замок»)

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений)

Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну,

потом другую сторону)

Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами

от себя к себе)

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны)

                     

    «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

("цветок с закрытыми лепестками»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки.

("корни")

«Зайцы»

Скачет зайка косой

("зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

("дерево» правой рукой)

Под второй сосной

("дерево" левой рукой)

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой)

           

«Козы»

Идет коза рогатая,

("коза» правой рукой)

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой)

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик")

 «Птички»

Птички полетели,

(«птички»)

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко

 расставленными пальцами)

На деревья сели,

(«деревья»)

Вместе отдыхали.

(«птички»).

                 

 «Мышиная семья»

Это папа -  мышь.

( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка,

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши,

(рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик,

(дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой!

(дети показывают отрезок примерно 30 см)

Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

(дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей!

(дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см)

Список литературы.

1. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003.  

2. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008.  №7.

3. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.

4. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3.

5. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

6. Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., 2000.

9. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. Санкт-Петербург, 1998.

10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999.

11. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

12. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: 2004.

13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребенка".

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и ...

Консультация для родителей "Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет"

Чтобы успешно развивать речь ребенка, подготовить его к школе, работу по развитию мелкой моторики руки надо начинать с раннего возраста....

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития ребенка»

Консультация проводится вместе с детьми. Родители вместе с детьми играют пальчиками....

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи" Средняя группа

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи" Средняя группа...

Консультация для родителей группы раннего возраста "Пальчиковые игры для малышей"

Консультация для родителей группы раннего возрастаПальчиковые игры для малышей           Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоционально...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитие детей группы раннего возраста»

Поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его арти...