Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков.
методическая разработка на тему

Никишина Екатерина Владимировна

Семинар - практикум для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\28 сад\480z480_front_29_0_0_0_2480c2a8dbae0f8a62ecbea055a3e1b9.jpg

Семинар - практикум

«Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники  для установления позитивных отношений»

Подготовила

Педагог – психолог Никишина Е.В.

«Совершенствование общения педагогов и родителей .Развитие коммуникативных навыков. Техники  для установления позитивных отношений»

Цели:

  1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
  2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
  3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
  4. Совершенствовать коммуникативную культуру педагогов.
                Задачи:
  • понимание себя и другого человека;
  • эмоциональная разгрузка.

Вступление

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых.

Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.

Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Некоторые воспитатели пугаются общаться родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе.

Сегодняшний наш семинар посвящен отношениям с родителями наших воспитанников и начнем мы его с упражнения «Приветствие», которое поможет нам настроиться на работу.

Основная часть.

 Упражнение «Приветствие»

Инструкция: Продолжить фразу по кругу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), «Сегодня замечательный день, потому, что…»

Диагностика.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

(на основе методики оценки уровня общительности педагога по Ф.Ф. Ряховскому).

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

  • Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ожидание из колеи?
  • Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  • Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  • Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  • Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  • Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, с коллегами, руководством?
  • Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  • Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  • Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
  • Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  • Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  • Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  • Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  • У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  • Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  • Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?  

Оценки ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!  

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Обсуждение:

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
  3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
  4. Напишите положительные и отрицательные качества родителей.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…».
Цель упражнения: выяснить значение голоса в общении.
Процедура выполнения: 
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Анализ упражнения:
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. 
Мы выяснили, что установление контакта зависит от того, как мы себя держим, что говорим, какими движениями сопровождаем свой рассказ.
Психологический практикум: 

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.

3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

Упражнение «Список претензий к родителям».

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

Инструкция:

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (участники объединяются в микрогруппы и пишут список претензий).

На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а также отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники обсуждают результаты анализа между собой. Участники групп помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого не устраивают родители и как решить эту проблему.

Обсуждение:

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. По Вашему мнению, есть ли претензии у родителей к Вам?
  3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?


Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение выполняется стоя в кругу. Для этого необходимо небольшой красивый подсвечник, со свечей помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу  со словами или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу, благодарит за добрые слова, затем передавая  следующему все повторяется пока свеча добра не пройдет по всему кругу.

Литература:

  1. А.В. Ненашева, Н.Н.Осинина: «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»
  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
  3. Леви В.Л. Искусство быть собой.
  4. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"

В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста"

Проблема коммуникативных навыков находится в центре внимания в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и твори...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...

Тренинг для педагогов ДОУ «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: 1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении вз...

Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отношений»

Для педагогов ДОУСеминар1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально з...

Семинар Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков

Семинар Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков...