Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям
статья на тему

В современном мире, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества наследие русского народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ РЕБЁНКА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.

В современном мире, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества наследие русского народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Концепция дошкольного воспитания и региональный подход к образовательному процессу предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития личности ребенка. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, ... культурная среда ... необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины…»

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами. Изменились методологические подходы к данной проблеме, ведутся поиски механизма воспитания любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной, интеллектуальной и нравственной структуре личности.

Наши дети живут в условиях города, у них слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому одна из задач нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 города Губкина – создать оптимальные условия для всестороннего развития личности ребенка через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Этнокультурное воспитание дошкольников понимается нами не только как изучение традиций русского народа, знакомство с обрядами, праздниками, но и как приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, к рукотворному миру, к людям, к труду, к искусству, культуре родного края. Именно так, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры начали с поиска программного обеспечения и создания развивающей среды.

И такая программа нашлась, это парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Князевой и М. Маханевой), которая наиболее полно раскрывает цели, задачи и методические приемы этнокультурного воспитания дошкольников. Развивающая среда в условиях ограниченного пространства создавалась в группах с учѐтом возрастных особенностей детей. Прежде всего это было: - подборка произведений социально – нравственного содержания, подборка иллюстраций, аудиозаписей ,изготовление разных видов театра, тематических альбомов, подготовка костюмов, декораций, атрибутов,

Знакомя детей с русским народным фольклором (потешками, считалками, закличками, песенками, сказками), наши педагоги дают представление о своем народе, его культуре и быте. Цикл занятий «В гостях у бабушки Арины» для младшего дошкольного возраста помогает раскрыть особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии.

Мощным фактором этнокультурного воспитания дошкольников является русская народная песня. Доставшиеся нам по наследству богатые песенные традиции уникальны. Начиная работу с младшего возраста, педагоги используем потешки «Ладушки», «Солнышко – ведрышко», «Котя, котенька, коток…», старшие дети с удовольствием поют песенки «Гуси, гуси прилетели…», «Жаворонушки», исполняют народные песни «Во поле береза стояла», «Калинка», «Матаня», «Барыня», «Акулинка на улицу пошла…». Исключительное значение в детском воспитании играют народные песни с драматизацией. Этот элемент песенного русского творчества составляет одно из лучших достоинств песен и особенно важно в психологическом аспекте. Сама песня может наскучить, а если с нею соединяется движение, песня драматизируется, она получается неисчерпаемым источником живого наслаждения и радости для детей, внося свежесть в пение и приближая песню к игре. Любимы детьми произведения «Пошла коза по лесу…», «Селезень утку загонял…», «Репка». Использование подлинного народного песенного искусства, дает возможность познать богатство родной культуры.

По приобщению детей к истокам русской народной культуры является театрализованная деятельность. Малыш будь он зрителем или исполнителем, вступает в эмоциональный контакт с героями сказок, художественных произведений, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка. Самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации «В гостях у Марфуши», «Как у наших у ворот». Театральная тематика, используемая в ДОУ, богата и разнообразна.

Основу детского творчества составляет устное народное творчество. Народность близка детям с малых лет, с колыбели и тем, что связывается с укладом жизни русского народа, с родной природой. Через нее ребенок овладевает родным языком, получает первое представление о культуре и обычаях своего народа, о правилах поведения в обществе

Музыкальные спектакли, основанные на фольклоре, с участием детей и педагогов «Птичий двор», «Волк и семеро козлят», «В гостях у бабушки Арины» уникальны тем, что способствуют развитию творческой деятельности, раскрытию личности, ведет к самой сути фольклорной традиции – к импровизации. И само обучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца. Бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания делают сегодня очевидной необходимость возвращения в жизнь ребенка духовно – нравственных традиций нашего народа.

Большое место в приобщении детей к истокам народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времѐн года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причѐм эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В нашем дошкольном образовательном учреждении традиционно проводятся: Проводы осени, Колядки, Масленица, Сороки. Знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха. В русской культуре эти праздники связаны с народными обычаями и традициями. В подготовке и проведении праздников активно участвуют родители и сотрудники детского сада.

Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы. Ведѐтся тесная работа с Губкинским краеведческим музеем, библиотекой. В библиотеке, для детей старшего возраста, организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки; в детском саду проводят конкурсы рисунков.

Таким образом, воспитательно-образовательная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает нам обогатить внутренний мир ребенка. У наших воспитанников сформировалась система знаний о быте прошлого на Руси, народных праздниках и традициях, появился интерес к русской национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...

Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения детей к общечеловеческим ценностям

При планировании воспитательно-образовательного процесса учитываются воспитательный потенциал социального окружения учреждения, традиционные праздники учебного года, события, факты, связанные с жизнью...

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Статья Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям...