Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям
статья на тему

Васина Галина Петровна

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям».

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых сложных, задевающих интересы разных социальных слоёв общества. Общечеловеческие ценности – это то действительно важное для людей, что непременно является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость практически для каждого нормального человека, независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, также как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина.

Решить данную задачу возможно посредством приобщения к общечеловеческим ценностям отдельно взятых членов общества. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, так как именно в детстве в человеке закладывается всё самое лучшее и доброе. Детство – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.

 Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

По мнению многих учёных, через табу в ранних родовых общинах укрепились первые общечеловеческие моральные нормы, регулирующие поведение детей. Были заложены основы таких методов воспитания, как предупреждение, уговор, пример, укор, порицание и др. Большую роль в умственном воспитании детей, развитии их познавательных потребностей и нравственных качеств играл фольклор. Такое же важное значение в развитие детей играет фольклор и в настоящее время.

  Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше.

Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском народном фольклоре как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В младенчестве матери и бабушки убаюкивали детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…”. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним, например:

Котик серый, хвостик белый

Приди, котик ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я к тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока да кусок пирога.

При укладывании детей спать, читаю детям русскую народную потешку:

Бай, бай, бай, бай

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не дуди –

Наших деток не буди.

После пробуждения от сна читаю детям потешку:

        Вот проснулся петушок,

        Встала курочка.

        Поднимайся, мой дружок,

        Встань, мой Юрочка.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. Умывая малыша напеваю ему ласково:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ребёнок с удовольствием выполняет действия. Очень легко потешкой остановить назревший конфликт, недоразумение:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.

Для заучивания с детьми использую русскую народную потешку «Огуречик, огуречик», песенку «На улице три курицы» и др.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Сказки – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Очень рано ребёнок начинает знакомиться с лучшими образцами устного народного творчества и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Сказка имеет всегда нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отожествления.

Механизм воспитывающего воздействия фольклорных произведений сложен. Например, сказки воспитывают как метафоры, проецируемые в обыденную жизнь, как притчи-нравоучения, как подсказки для разрешения жизненных коллизий. Следует учитывать, что народное воспитание было ориентировано, прежде всего, на пробуждение нравственной сферы ребёнка посредством воздействия на его чувства. Приобщение к нормам общественной жизни происходило путём воздействия на лучшие чувства ребёнка, подсказывая ему пути ориентации в ситуациях морального выбора. Сопереживая героям сказок, дети приучаются «разряжать» свои страсти, их эмоциональный мир делается более гибким. Ребёнок «проживает» сказку, не обсуждая мотивы и эмоции героев. Тем самым сказка выполняет и свою древнюю «психотерапевтическую» функцию.

Сказка – это наиболее любимый детьми литературный жанр. Именно через сказку дошкольники учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребёнку потому, что их герои – животные - разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Одним из наиболее значимых видов фольклора в процессе приобщения детей к общечеловеческим ценностям являются пословицы и поговорки.

Пословица – это краткое изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.

Поговорка – это выражение преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Пословицы чаще всего имеют прямой и переносный смысл, они состоят из двух частей, причем во второй части содержится вывод, мораль, иногда поучительный смысл, например: «Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года!». Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений эти выражения народной мудрости служат борьбе за то, чтобы честность, доброта, справедливость, храбрость, любовь к труду, к Родине, матери стали жизненными нормами каждого члена общества.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости. Они учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре:

«Правда светлее солнца»;

«Будь в малом правдив – и в большом станут верить»;

«Ссора до добра не доведет».

В своей работе с детьми широко использую пословицы, и поговорки при этом опираюсь на принципы постепенности и последовательности усложнения данного материала. Предложила детям завести альбом и записать туда уже известные им пословицы и поговорки, которые воспитывают в человеке нравственные и патриотические качества. Так же можно сделать альбом-передвижку, в который вписывают только новые выражения народной мудрости. Ребята узнавали их от родителей, из книг и «приносили» их в детский сад. Дети с помощью воспитателя записывают новую пословицу и рисуют к ней картинку. Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

Например:

Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра:  «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают.

«Пословица недаром … молвится».

«С родной земли … умри – не сходи».

Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.

«Нет друга – ищи, а найдешь береги».

«Родная земля и в горести мила».

«Родина мать умей за неё постоять».

Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию обязательно использую пословицы и поговорки, например: в беседе с детьми о Российской Армии, использую пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет».

Пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Изучая пословицы о труде можно показать значение труда в жизни людей.

«Без дела жить – только небо коптить».

«Не сиди сложа руки, так не будет скуки».

Изучая пословицы о Родине, у детей зарождается чувство гордости за свой народ.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Родина мать умей за нее постоять».

Через пословицы и поговорки решаются задачи огромной важности – учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатству и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

Знакомлю детей с былинами «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Исцеление Ильи Муромца» «Святогор», «Вольга и Микула», «Добрыня и змей» и др. Благодаря знакомству с былинами дети узнают о таких богатырях как Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко-купец, Микула Селянинович и другими. Как бы не отличались богатыри происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью.

Былинный эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.

Мифология, народная фантазия, миросозерцание, нравственные идеи, огромная поэтическая и музыкальная культура – всё это нашло отражение в былинах. Былина – это устное народное творчество, песня, сказание, основанное на реальных событиях. В богатом и многообразном содержании русского героического эпоса в особенности привлекают нас сами образы русских богатырей. В образах могучих богатырей дано художественное обобщение силы народа, ведущего борьбу с иноземными нашествиями, высоких нравственных качеств народа, проявляющихся в этой борьбе, в них воплощены представления о подлинной доблести, дан идеал народного героя.

Но и выразителями идеи миролюбия в былинах также оказываются богатыри, воины – стражи Русской земли. Именно с педагогической точки зрения интересны те преобразования, которые переживают образы богатырей в народном сознании. Видимо, оценить это преобразование можно с позиции «золотого правила нравственности», которое побуждает не делать другим того, чего не хотел бы претерпеть сам. Дело в том, что богатыри защищают народ от смерти, порабощения, разорения. Поэтому, несмотря на свою силу и принадлежность к воинству, идеалом для них оказывается не война, «брань», а мир и согласие. Показателем в этом смысле былинный сюжет, повествующий о том, как разгромивший врагов под Черниговом Илья Муромец отпускает их предводителей, трёх царевичей, домой, отказываясь от мести и считая, что их рассказ соплеменникам о силе русского богатыря окажется самой надёжной гарантией от повторного набега.

В былинах, которые рассказывают о людях сильных, мы не встречаемся ни с каким подобием «культа силы». Вовсе не сила составляет для богатыря главную ценность. Сила – только средство, она не может одновременно выступать для себя и как цель. Святогор, самый могучий богатырь, не справился со своей силой, в этом состоит его трагедия, потому что считал, что человек достигший единства с природой наделяется правом на оправдание бездумного применения силы. Илья Муромец, «идеальный» былинный герой, отказывается принять от Святогора его силу, считая своим главным богатством жизненный опыт, «головушку с проседью». И миролюбие является важнейшей составляющей богатырской мудрости. Для богатыря его сила – это способ утверждения справедливости и мира. Былины показывают, что справедливость и мир должны быть подкреплены силой. Враг, не удостоверившийся по-настоящему в силе богатыря, неизбежно ответит вероломством.  

Знакомясь с былинами можно заметить, что Илья Муромец старается по возможности избегать кровопролития, например, он не бьёт врагов, а на их глазах разбивает в щепки дуб, и они, устрашённые его силой, разбегаются. Для него важно даже в момент защиты самого ценного для себя причинить другим людям как можно меньше вреда. Даже в момент смертельной опасности, он не забывает о ценности человеческой жизни.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, многому учат. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Статья Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям...