Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».
проект по развитию речи на тему

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_boyko.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Проект

на тему

«Русское народное творчество,

как средство формирования

патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников»

Разработала:

Бойко О.В.

воспитатель

http://xhorovod.ru/wp-content/uploads/2013/02/IMG_1273.jpg

г. Братск

Паспорт проекта

Обоснование для разработки

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Инновационные идеи проекта

- использование ИКТ;

- создание мини-музея в группе;

- использование вариативных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Потенциальные заказчики и потребители

Воспитанники, педагоги, родители

Разработчик проекта

Воспитатель Бойко Ольга Викторовна

Цель

Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой  России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.

Задачи

Продолжать знакомство  детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством.

Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса   к фольклорным произведениям.

Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Основные направления проекта

- образовательная деятельность с детьми и родителями;

- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;

- работа по краеведению с педагогами ДОУ.

Результаты (показатели)

В процессе реализации проекта:

- дети получают разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве;

- развиваются речь воспитанников, любознательность, познавательная активность, обогащается словарный запас;

- совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта

1.Организационный этап – в течение  месяца (октябрь 2015 года).

2.Основной этап –  с ноября 2015 года по  апрель  2016 года.

3.Заключительный этап – май 2016 года.

Название проекта: «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Уровень проекта: уровень образовательной организации.

Категория проекта: педагогический.

Тип проекта: информационно – творческий.

Срок реализации: долгосрочный, октябрь 2015 – май 2016 года.

Участники проекта:  дети, педагоги, родители.

Разработчик проекта: Воспитатель Бойко Ольга Викторовна

                                       

Структура проекта

Актуальность  проекта

С чего начинается Родина?

Знаменитая песня в исполнении Марка Бернеса. Когда слушаешь её, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство.  Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Постановка проблемы

Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций.  Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  

Цель проекта:

Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой  России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.

Задачи проекта:

Продолжать знакомство  детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством.

Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса   к фольклорным произведениям.

Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.

Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Новизна проекта

Мероприятия, проводимые в ходе данного проекта выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.

Стратегия достижения поставленных цели и задач

Система работы по проекту включает в себя направления:

- образовательная деятельность с детьми и родителями;

- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;

- работа по краеведению с педагогами ДОУ.

Предварительная работа

1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий по данной теме.

2.Сбор материалов по данной теме.

3.Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.

4.Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Работа с детьми

Образовательная

область

Формы и методы работы

Сроки

Познавательное развитие

1. Проведение образовательной деятельности по теме проекта.

2. Беседы познавательного характера.

3. Проведение экскурсий в городские музеи: Выставочный зал, музей политической ссылки имени Рябикова, краеведческий музей МОУ «СОШ № 14»,  Архитектурно-этнографический филиал «Ангарская деревня», музей истории Братскгэсстроя и города Братска.

4. Создание фотовыставок о русском народном творчестве.

5. Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями.

6. Игра – викторина «Колесоистории».

В течение года

Речевое развитие

1. Знакомство с устным народным творчеством.

2.Чтение произведений

3. Знакомство с творчеством народов Приангарья.

4. Экскурсия в городскую библиотеку и библиотеку МОУ «СОШ № 14».

5. Подбор книг об истории русского народа, народных промыслах.

6. Заучивание стихотворений, частушек, прибауток.

7. Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение»,  «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.

8. Конкурс чтецов «С чего начинается Родина?».

9. Литературная викторина «Наш край в стихах и прозе».

В течение года

Социально - коммуникативное развитие

Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр по теме проекта.

В течение года

Художественно-эстетическое развитие

Проведение образовательной изобразительной деятельности по теме проекта.

Слушание народных музыкальных произведений.

Пение народных песен, проведение хороводов, танцев.

Экскурсии в Школу искусств № 3.

Посещение концертов братских музыкальных  и танцевальных коллективов

Творческий конкурс рисунков и плакатов.

Оформление коллажей по теме проекта.

Конкурс «Угадай мелодию» (по народным произведениям).

В течение года

Физическое развитие

Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие.

Проведение спортивных игр в соответствии с временем года.

Знакомство с известными братскими спортсменами.

Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.

Спортивный праздник «Игры наших бабушек».

В течение года

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.

Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).

Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта.

Проведение ярмарки «Зелёная ёлочка – живая иголочка».

Творческий марафон макетов и поделок по теме проекта.

Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».

Участие в сборе материалов для мини-музея.

Спортивный праздник «Игры наших бабушек» (совместно с детьми).

Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…».

Октябрь

В течение года

Работа с педагогами

Формы и методы работы

Сроки

1.

2.

3.

Предоставление опыта работы «Русское народное творчество – основа для формирования патриотических чувств дошкольников».

Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей через использование устного народного творчества».

Консультации, рекомендации, презентации по теме проекта.

В течение года

Мероприятия, проводимые в заключительном этапе

1. Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».

2. Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…».

3. Открытие в группе мини – музея по русскому народному творчеству.

Этапы реализации проекта  (по этапам):

1.Организационный этап – в течение  месяца (октябрь 2015 года).

2.Основной этап –  с ноября 2015 года по  апрель  2016 года.

3.Заключительный этап – май 2016 года.

1. Организационный этап:

- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

- формирование интереса  детей к знакомству с историей и культурой России, к русскому народному творчеству;

- проведение анкетирования родителей по данной теме.

2. Основной этап:

- образовательная деятельность с детьми и родителями;

- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;

- работа по краеведению с педагогами ДОУ.

3. Заключительный этап:

- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;

- систематизация собранного материала по  теме.

Результаты по реализации проекта:

У детей сформированы разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве.

Успешно идёт развитие речи воспитанников, любознательности, познавательной активности, обогащение словарного запаса.

В ходе проекта совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности.

Механизм оценки результатов:

Для того, чтобы оценить  результаты работы по проекту, проделана следующая работа:

1. Анализ работы по плану.

2. Самоанализ педагога.

3. Оценка практической значимости проекта.

Перспективы работы

Продолжать работу по музейной педагогике, открытие мини-музея на базе детского сада.

Практической значимостью моего проекта является то, что он может быть рекомендован к использованию педагогам других дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

Статья Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...