Консультация для воспитателей «Нетрадиционные виды рисования»
консультация на тему

Карпова Ирина Вячеславовна

Взрослые могут описать то, что чувствуют, могут свои ощущения выразить словами. А малыш? Он не умеет ни читать, ни писать, у него нет необходимого словарного запаса. Что ему делать? Как выразить свои эмоции, свои чувства, как «отпустить» свои наполненные восторгом или безысходностью души? Остаются только линии и цвет. Это единственное средство самовыражения ребенка, если, конечно, не считать крика и жестикуляции, т. е. крайних мер в попытке заявить о себе и своем Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей 

«Нетрадиционные виды рисования»

     Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут художниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.

        Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.

        Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т.д.

        Для работы с детьми я наметила следующие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.
  2. Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.
  3. Совершенствовать технические умения и навыки.
  4. Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.

На занятиях использую следующие принципы:

  1. От простого к сложному.
  2. Оптимальное соотношение от известного к неизвестному.
  3. Определенный дефицит информации.
  4. Вызвать интерес.

На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения. Использую природный и бросовый материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т.д.).

        Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Украшаем ёлку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «День Победы» и другие.

        Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.

        В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми; радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».

Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная работа по изобразительной деятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.

 Сколько лет существует на свете королева Кисточка и Король карандаш, сколько зим помогают и взрослым и детям выражать свои чувства? Наверно, не знает никто их возможностей, зато мы знаем, что руки нам не зря даны!

Нетрадиционные способы изображения. … Сколько их? Считать их

бесполезно. Новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и

появляются.

В чем суть эстетики? В гармоничном сочетании цвета и линий. Сколько

бы ни было в изобразительном искусстве течений (реализм, кубизм,

абстракционизм, символизм) каждое, по-своему, прекрасно, ибо в каждом есть линии и цвет, в каждом они гармонично сочетаются, каждое имеет своих

ценителей. Мы все разные. Это ни для кого не секрет. Этим и интересны мы

друг для друга. Дети не исключение.

Взрослые могут описать то, что чувствуют, могут свои ощущения

выразить словами. А малыш? Он не умеет ни читать, ни писать, у него нет

необходимого словарного запаса. Что ему делать? Как выразить свои эмоции,

свои чувства, как «отпустить» свои наполненные восторгом или

безысходностью души? Остаются только линии и цвет. Это единственное

средство самовыражения ребенка, если, конечно, не считать крика и

жестикуляции, т. е. крайних мер в попытке заявить о себе и своем Я. Но уже в детстве проявляется способность или неспособность детей к тому или иному виду деятельности. Существует такое утверждение: в любом человеке можно развить талант, только надо постараться. Возможно это так! Но проблема в другом: одному надо только чуть-чуть помочь, а кого-то приходится учить долго и нудно. Нужно ли это? Ведь если на самом деле можно в каждом – по нашему желанию - развить те или иные способности, то мы штамповали бы одинаково талантливых людей. А где же личность? Где индивидуальность? Именно поэтому задача взрослых – помочь ребенку найти себя в этом мире, помочь ему развить свои природные способности, а не навязывать свои представления о его будущем.

Личностно - ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических мероприятиях детского сада. Педагог должен предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы обязаны предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому мы знакомим детей с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку

выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы

объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Существует множество способов рисования, которые не требуют от детей

профессионального изображения тонких линий, несущих важную

художественную нагрузку, но с их помощью дети могут создать интересные,

оригинальные работы.

Это рисование ладошкой и пальчиками, кляксография, «волшебный рисунок», пейзажная монотипия, цветной граттаж, отпечатки, техника разбрызгивания, коллаж, рисование с помощью соли, свечей, смятой бумагой и много других способов, с которыми педагоги знакомят детей на занятиях по изодеятельности.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и

представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, использовать для рисования клей, свечи, мелки и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать предмет руками (ладонью, кулаком, получать изображение с помощью подручных средств(ниток, веревок, трубочек, с помощью природного материала (листьев деревьев) и пр.

Нетрадиционные методы рисования способствуют развитию творческого

воображения, формированию связной речи, устранению речевых недостатков, развитию мелкой моторики рук, что очень важно в речевых группах. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интересы.

Использование нетрадиционных способов рисования помогает знакомить детей с цветом, свойствами красок. У ребенка развивается художественный вкус, воображение, фантазия и трудолюбие.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое,

оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников. Создание коллажей с детьми – лучший способ выяснить, где именно остались пробелы в рисовании, и восполнить их. В работе дети передают не только формы предметов, но и соотносят их по величине, решая композиционные задачи, закрепляют умения смешивать краски, использовать оттенки цветов.

Иногда детям что-то не нравится в своей работе. Чтобы подтолкнуть их к

творческому решению, можно добавить, например, в рисунок фактуру, заменить тот предмет, из-за которого возникла проблема, наконец, начать заново.

Одно из необходимых условий проявления и развития детского творчества –

создание эмоционально положительной атмосферы. Это предполагает:

-организацию взрослым интересного, содержательного, богатого яркими

впечатлениями время провождения детей;

-создание непринужденной и эстетически благоприятной обстановки, отсутствие заорганизованности;

-свободу выбора детьми темы, изобразительных материалов, цветового и

композиционного решения.

Так зачем нужны нетрадиционные изобразительные технологии? Чтобы

разнообразить изодеятельность вообще и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Что же они дают детям? Возможность выбирать, думать, искать, пробовать и

т. д.

Какова их эстетическая ценность? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Пусть каждый ребенок выберет технологию, близкую ему по духу, не

заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий?

Придумай свою, поиграй с красками, карандашами, любыми подручными предметами– никто тебя не осудит!

Попробуйте поиграть с цветом и линией так же, как дети, и вы сможете создать свою технологию и обогатить запас нетрадиционных изобразительных технологий, которые помогут детям понять мир красок и линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»

Консультация для воспитателей     «Нетрадиционные техники рисования»         ...

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные методы рисования.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные виды пластилинографии»

Пластилинография как нетрадиционная техники лепки для дошкольников.Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора. На самом деле тренировка пальчиков — это «...

«Ходьба по солевой дорожке» консультация для воспитателей (нетрадиционные виды закаливания)

«Ходьба по солевой дорожке» консультация для  воспитателей     (нетрадиционные виды закаливания)...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....