"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников" - выступление на конференции
консультация на тему

«Приохотить ученика к учению - гораздо более

 достойная задача учителя, чем приневолить его»

К.Д.Ушинский

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, с интересом посещал школьные занятия,  успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться  при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития -  проблемно - поисковый,  а главная форма организации – игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Занимательная математика

 в развитии логического мышления дошкольников.

«Приохотить ученика к учению - гораздо более

 достойная задача учителя, чем приневолить его»

К.Д.Ушинский

(слайд-1)   (слайд-2)

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, с интересом посещал школьные занятия,  успешно осваивал учебную программу. Эта мечта может осуществиться  при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития -  проблемно - поисковый,  а главная форма организации – игра

 Развитию интеллектуальных способностей дошкольника помимо таких факторов как психофизиологические особенности и возможности, состояние здоровья, предметно - развивающая среда, в которую он погружён, способствует профессиональная компетентность педагога. Исследователь М.А.Чошанов считает, что «компетентность – не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что многие из них испытывают страх сделать ошибку, чувствуют неуверенность в себе. Нередко встречаются и проблемы с логическим мышлением, обобщением предметов,  неумением обращаться с образцом.   Учитывая существующие проблемы, я решила в работе с детьми активно использовать логико-математические игры, которые помогают не только развить восприятие, мышление и память дошкольников, но и  развивать уверенность в себе. Они учат детей не только думать,  но и говорить, делать выводы, а также дети учатся строить сложные предложения.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из таких пособий являются  логические  блоки Дьенеша.

  (слайд-3)      Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Он придерживался мнения, что лучший способ учиться – не сидя чинно за партой, а свободно развиваясь в игре.

     (слайд-4)Логические блоки Дьенеша широко применяются в детских  садах разных стран. Это универсальный дидактический материал, позволяющий реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программе «Детство», которая реализуется в нашем детском саду «Золотая рыбка».

 Комплект логических блоков состоит из: (слайд-5)

- четырёх форм (круг, треугольник, прямоугольник,   квадрат);

- трёх цветов (красный, синий, жёлтый);

- двух размеров (большой, маленький);

- двух видов толщины (толстый, тонкий).

 Блоки используются:        

-   на занятиях по математике;

- вне занятий, в развивающей среде группы; (слайд-6)

- для  индивидуальной работы с детьми. (слайд-7)

(слайд-8) Для  поддержания интереса и развития к мыслительной деятельности,  мною была разработана программа кружка  «Занимательные фигурки».        

Цель которого: (слайд-9)

Развивать логическое мышление детей.

                                                                                                                                         

Задачи:(слайд-10)                                                                                                         *учить приёмам умственных действий (анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации):

  • расширять объём внимания и памяти.
  • формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

   Кружок работает 4-й год, его посещают все дети. Группа разделена на 2 подгруппы.

Занятия строятся по принципу индивидуальных особенностей детей.

Блоки используются в три этапа:

- игры и упражнения для развития умений выявлять и абстрагировать свойства (цвета, формы, размера, толщины).

- игры и упражнения для развития умений сравнивать предметы по их свойствам, классифицировать и обобщать;

- игры и упражнения для развития способности к логическим действиям и мыслительным операциям.

(слайд-11) С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Игровые упражнения и игры, которые используются на кружке, отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

Игры и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или больше количество признаков фигур и меньшее или большее количество элементов набора.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить детям  возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.   Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах  деятельности. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, а затем с цветом и предлагать детям игры и упражнения на развитие  умения оперировать одним свойством, затем двумя свойствами, тремя и т.д.

(слайд-12) Для проверки того, насколько хорошо усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не»(слайд-13) 

Логические блоки помогают  закладывать в сознание детей начала алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать пространственную ориентировку.

(слайд-14)          Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов, так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую треугольную рыбку, а с комбинацией нескольких блоков можно придумать много сценариев различных игр. Например: «В гостях у друзей», «Сказка о геометрических фигурах», «В волшебном лесу», «Новогоднее приключение» и др.

(слайд-15)        Игры с блоками способствуют развитию пространственного воображения, дают навыки моделирования и конструирования, вырабатывают у детей самостоятельность. Наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость и способность действовать произвольно.        

Кроме блоков Дьенеша в работе с детьми я использую известный во всём мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.                                                                           (слайд-16)Палочки Кюизенера называют ещё цветными числами, цветными линеечками, счётными палочками. Основные особенности этого дидактического материала –

абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера - это комплект    цветных пластмассовых призм. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

(слайд-17) С помощью  цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше»,  «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между» и др.

(слайд-18) При помощи этого пособия знакомим детей с составом числа, числами, цифрами и их соотношением

.(слайд-19) (слайд-20)

(слайд-21)Весь комплекс занимательных игр и упражнений на развитие математических способностей,       следовательно,  на развитие логического мышления, - это   длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения её  ступеньки, чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе.  Важно не погасить  желание  ребёнка  двигаться  дальше, а для этого его надо  заинтересовать,   поощрить,  вовремя  ему  помочь.

(Слайд-22)            

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников"

В данной статье представлен материал  из опыта работы Зюзько Раисы Ивановны, воспитателя  МДОАУ д/с № 20 г. Свободного....

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания младшая группа «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Цель: организация совместного интересного досуга  родителей.Задачи: способствовать сплочению коллектива  родителей группы. Формировать  позитивные  взаимоотношения  между роди...

«Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством логико – математических игр»

     Семинар-практикум по теме «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста посредством  логико – математиче...

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дошкольников через чтение художественной литературы»

Семинар-практикум для родителей младшей группы «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста». «Формирование финансовой грамотности дош...