Выступление на педагогическом совете
консультация (старшая группа) на тему

Антошина Кристина Владимировна

"Развитие внимания у детей старшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vnimanie.doc580.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Выступление

на педагогическом совете

на тему: «Развитие внимания у детей

старшего дошкольного возраста».

         Подготовила воспитатель подготовительной группы: Антошина К.В.                    МАДОУ Д/с №1 "Успех"

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание в жизни  и  деятельности  человека  выполняет  много  различных функций. Оно активизирует  нужные  и  тормозит  ненужные  в  данный  момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному  и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями,  обеспечивает  избирательную  и  длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность  и  избирательность  познавательность процессов.  Внимание  определяется  точность  и   детализация   восприятия, прочность  и  избирательность  памяти,  направленность   и   продуктивность мыслительной деятельности. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает  его  интерес  к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.  Ребенок  сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового  предмета  тотчас  же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи  с  усложнением  деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии  внимание  приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.  Так,  если  младшие  дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам  длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в  игре  шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес  к  ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа  и  сказок.

Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет  лучше  осознает  картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон  и деталей.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. Внимание   может   быть   пассивным   (непроизвольным)   или    активным (произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по  своей сложности. Бывают случаи, когда внимание невольно направляется  на  что-либо,  т.е. складывается впечатление, что мы  не  обращаем  внимания  на  предметы  или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

- интенсивность раздражителя;

- качество раздражителя;

- повторение;

- внезапность появления объекта;

- движение объекта;

- новизна объекта;

- согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается  в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил  название «послепроизвольного». Понятие «послепроизвольного» внимания  было  введено  в употребление Н.Ф. Добрынининым.  «Послепроизвольное»  внимание  возникает  на

 основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в  силу  его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

- первичное внимание, вызванное разнообразными  раздражителями,  которые производят сильное воздействие на нервную систему;

- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте,  несмотря  на наличие других (дифференциация);

- «послепроизвольное» внимание, когда объект удерживается во  внимании  без специальных усилий.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ -   активно   регулирует протекание психических процессов. В настоящее время  произвольное  внимание понимается  как   деятельность,   направленная   на   контроль   поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:

- целенаправленность - определяется  задачами,  которые  человек  ставит перед собой в той или иной деятельности:

-  организованный  характер  деятельности  -  человек   готовится   быть внимательным к тому  или  другому  предмету,  сознательно  направляет  свое внимание  на  него,  организует   необходимые   для   данной   деятельности психические процессы;

- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное  время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

-  интересы  человека,  побуждающие   его   к   занятию   данным   видом деятельности;

- осознание долга и обязанности, требующие  как  можно  лучше  выполнять данный вид деятельности.

Источником произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными  факторами.  Произвольное  внимание  служит  для   достижения поставленной и принятой к исполнению  цели.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - (непреднамеренное) внимание,  которое  вызвано теми или иными особенностями  действующих  в  данный  момент  объектов  без намерения быть к ним внимательным. Возникновение  непроизвольного  внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами  и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

-  объективные  особенности  предметов  и  явлений  (их   интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

- структурная организация (объединенные  объекты  воспринимаются  легче, чем беспорядочно разбросанные);

- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание;

- новизна, необычность объектов;

- резкая смена объектов;

- субъективные факторы, в которых  проявляется  избирательное  отношение человека к окружающему;

-  отношение  раздражителя  к  потребностям   (то,   что   соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная  функция  непроизвольного  внимания  заключается  в  быстрой  и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся  условиях,  выделении тех объектов, которые могут иметь  в  данный  момент  наибольший  жизненный

смысл.

Непреднамеренное внимание характеризуется следующими особенностями:

- человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;

- интенсивность непреднамеренного внимания обусловливается особенностями раздражителей;

-  непродолжительно  по  времени  (внимание  длится  до  тех  пор,  пока действуют  соответствующие  раздражители,  и  ,  если  его  не   закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти  особенности  непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество  той  или  иной деятельности.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - это активное, целенаправленное сосредоточие

сознания,  не требующее  волевых  усилий  вследствие  высокого  интереса  к деятельности. Послепроизвольное внимание  возникает в  тех  ситуациях,  когда  цель  деятельности  сохраняется,   но   отпадает необходимость в волевом усилии.

Хотя  дети  четырех-шести  лет  и   начинают   овладевать   произвольным вниманием, непроизвольное внимание  остается  преобладающим  на  протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на  однообразной  и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в  процессе   игры или  решения  эмоционально  окрашенной  продуктивной   задачи   они   могут достаточно  долго  оставаться  внимательными.  Эта   особенность   внимания является одним из  основания,  по  которым  дошкольное  обучение  не  может строиться  на  заданиях,  требующих  постоянного  напряжения  произвольного внимания.  Используемые  на  занятиях  элементы  игры,  продуктивные   виды деятельности,  частая  смена  форм  деятельности   позволяют   поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

К  концу  дошкольного  возраста  у  детей  способность  к  произвольному вниманию  начинает  интенсивно  развивается.  В   дальнейшем   произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте  состоит  в  том,  что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые  средства.  Истоки  произвольного  внимания  лежат  вне  личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания  не приводит к  возникновению  произвольного  внимания.  Последнее  формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.  Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью  которых  он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами.  Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями  его основных свойств.

Свойства  внимания  делятся  на  первичные  и  вторичные.   К  первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность,  концентрация,  распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.

Объем  внимания  -  это  количество   объектов   (или   их   элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной  ясностью  и  отчетливостью.  Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно,  тем  больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность. Для измерения объема внимания используют специальные приемы и  тесты.

 С возрастом объем внимания расширяется.  Объем  внимания  взрослого  человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем  внимания - величина индивидуального меняющаяся, и  классическим  показателем  объема внимания у детей является цифра 3+-2.

Для ребенка дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  каждая  буква является отдельным объектом.  Объем  внимания  начинающего  читать  ребенка очень  мал,  но  по  мере  овладения  техникой  чтения  приобретения  опыта увеличивается  и  объем  внимания,  необходимый  для  беглого  чтения.  Для увеличения объема  внимания  необходимы  специальные  упражнения.  Основное условие  расширения  объема   внимания   -   наличие   навыков   и   умений систематизации,  объединения   по   смыслу,   группировки   воспринимаемого материала.

Устойчивость внимания - его временная характеристика - это  длительность удержания  внимания  к  одному  и  тому  же  предмету   или   деятельности. Устойчивость  сохраняется  в  практической  деятельности  с  предметами,  в активной умственной деятельности. Устойчивое внимания сохраняется в работе, которая  дает  положительные   результаты,   особенно   после   преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем  устойчивости  внимания  является   высокая   продуктивность деятельности в течение  относительного  длительного  времени.  Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации. Экспериментальные  исследования  показали,   что   внимание   подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких  колебаний  составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд. Если внимание  неустойчиво,  то  качество  работы  резко  снижается.  На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

-  усложнение  объекта  (сложные  объекты  вызывают  сложную  активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);

- активность личности;

- эмоциональное состояние (под  влиянием  сильных  раздражителей  может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);

- отношение к деятельности;

-  темп  деятельности  (для  устойчивости  внимания   важно   обеспечить оптимальный темп работы: при  слишком  низком  или  слишком  высоком  темпе нервные процессы захватывают ненужные участки  коры  головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.

Устойчивость тесно связана с  динамическими  характеристиками  внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется  в сдвигах  устойчивости  в  течение  длительного  периода   работы,   который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:

- первоначальное вхождение в работу;

-  достижение  сосредоточения  внимания,   затем   его   микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;

- снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Интенсивность внимания  характеризуется  относительно  большой  затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности.  Внимание  в  той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью.  Во  время любой

работы проявляться с разной интенсивностью.  Во  время  любой  работы моменты очень напряженного внимания  чередуются  с  моментами  ослабленного внимания.

Так, в состоянии утомления человек  не  способен  к  напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением  тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как  особого  акта охранительного   торможения.    Физиологически    интенсивность    внимания обусловлена повышенной степенью  возбудительных  процессов  в  определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

Концентрация внимания  -  это  степень  сосредоточения.  Сосредоточенным называется  внимание,  направленное  на  какой-либо  один  объект  или  вид деятельности   и   не   распространяющееся    на    другие.    Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах  предполагает  одновременное отвлечение от всего постороннего.

Сосредоточенность -  необходимое  условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное  внимание   отличается   высокой   интенсивностью,   что необходимо  для  выполнения  важных  видов  деятельности.   Физиологической основой  сосредоточенного  внимания  являются   оптимальная   интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном  развитии  сильных  тормозных процессов в остальных частях коры. Сосредоточенное  внимание  характеризуется  резко  выраженными  внешними признаками: в соответствующей позе, мимике,  выразительном  живом  взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же  время  внешние признаки  не  всегда  не  всегда  соответствуют  действительному  состоянию внимания.   Так,   например,   тишина   в   классе,   в   аудитории   может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном  равнодушии  к происходящему.

Распределение внимания - это способность человека  удерживать  в  центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е.  это  одновременное внимание к  двум  или  нескольким  объектам  при  одновременном  выполнении действий с ними или наблюдения за ними.  Распределенное  внимание  является необходимым условием для успешного выполнения  многих  видов  деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

Распределение внимания  -  это  свойство  внимания,  с  которым  связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух  и  более различных  видов  деятельности  (или  нескольких  действий).   Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:

- трудность  представляет  совмещение  двух  и  более  видов  умственной деятельности;

- легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

- для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет  во  время  учебы.  Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать,  доставать,  открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в  том  случае,  если оба вида деятельности или хотя  бы  один  достаточно  освоены,  не  требуют

сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного  отвлекать  на  другое.  Но  постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие  условия, где это необходимо.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному внимания формируется  в  процессе  практической  деятельности  путем  упражнений   и накопления соответствующих навыков.

Переключение внимания  -  это  сознательное  и  осмысленное  перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности  на  другую  в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность  быстро  ориентироваться  в  сложной   ситуации.   Переключение внимания  всегда  сопровождается  некоторым  нервным  напряжением,  которое выражается  в  волевом  усилии.   Переключение   внимания   проявляется   в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к  другой,  от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

Возможные  причины   переключения   внимания:   требования   выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) -  в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а  от  первой  еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:

- от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

- от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

- от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);

-  от  индивидуальных  особенностей  субъекта  (типа  нервной   системы, индивидуального опыта и др.);

- от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду  с   переключением   внимания   выделяется   его   отвлечение  - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты,  не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не  вызывает  положительных  эмоций,  поэтому  не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание  и  виды. Но при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно  обращается.   Колебания   внимания   отличаются   от   изменения   его устойчивости.   Изменение   устойчивости   характеризуется    периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом  внимании.  Периодичность  колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением. Колебание  Внимания  объясняется  тем,  что  деятельность   определенных нервных  центров  не  может  продолжаться  интенсивно  без  перерыва.   При напряженной работе  соответствующие  нервные  клетки  быстро  истощаются  и нуждаются  в  восстановлении.  Наступает  их  охранительное  торможение,  в

результате которого в тех  центрах,  которые  до  этого  были  заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте  связано  с  появлением новых  интересов,   расширением   кругозора,   овладением   новыми   видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он  писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством  которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, -  это улучшение внимания  с  возрастом  под  влиянием  внешних  стимулов.  Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные  слова.  С первых дней жизни  ребенка  внимание  в  значительной  степени  оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие внимания в  детском  возрасте  проходит  ряд  последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2)  к  концу  первого  года  жизни  возникает   ориентировочно   – исследовательская деятельность как средство  будущего  развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется  появлением  зачатков произвольного  внимания:   под   влиянием   взрослого   ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается  первоначальная  форма произвольного  внимания.  Распределение  внимания  между  двумя предметами  или  действия  детям  в  возрасте   до   трех   лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет  появляется  способность  направлять  внимание  под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма  произвольного  внимания под влиянием  самоинструкции.  Внимание  наиболее  устойчиво  в активной деятельности, в  играх,  манипуляции  предметами,  при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается  и  совершенствуется  внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Объем внимания в  значительной  степени  зависит  от  прошлого  опыта  и развития ребенка. Старший дошкольник  способен  удерживать  в  поле  зрения небольшое количество предметов или явлений. На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

На протяжении дошкольного возраста, в связи с  усложнением  деятельности детей и их  общим  умственным  развитием  деятельности  детей  и  их  общим умственным развитием,  внимание  приобретает  большую  сосредоточенность  и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в  одну  и  ту  же игру 25-30 минут, то 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Это объясняется тем, что  игра  постепенно  усложняется  и  интерес  к  ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. На протяжении дошкольного

возраста использование  речи  для  организации собственного  внимания  резко  возрастает.  

Это  проявляется  в  том,  что, выполняя  задания  по  инструкции  взрослого,  дети  старшего   дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию  в  10-12  раз  чаще,  чем  младшие

дошкольники. Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего  дошкольника достигает  достаточно  высокой  степени  развития,  что  обеспечивает   ему

возможность обучения в школе.

Распределение внимания у младших школьников развито  недостаточно.  Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить  за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует  делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и  при  письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы,  к  тому,  как  расположены карандаш и бумага, а  также  к  своей  позе.  Поэтому  взрослому  необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у  детей  при

письме и чтении.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Существуют так называемые отрицательные стороны  процесса  Внимания  или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная  подвижность  и инертность.

Под   нарушениями    внимания    понимают    патологические    изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся  при состоянии утомления  или  при  органических  поражениях  мозга,  в  сужении объекта внимания, когда  одновременно  человек  может  воспринимать  только небольшое  число  объектов,  в  неустойчивости  внимания,  когда   нарушена концентрация  внимания  и  наблюдается  его   отвлекаемость   на   побочные раздражители.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость,  рассеяность,  гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).

Отвлекаемость  (отвлечение  внимания)   -   непроизвольное   перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и  внутренней.  Внешняя  отвлекаемость возникает  под  влиянием  раздражителей,  при  этом  произвольное  внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под  влиянием переживаний,   посторонних   эмоций,   из-за    отсутствия    интереса    и гипер ответственности.  Внутренняя  отвлекаемость  объясняется  запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

- неполная нагрузка;

- недостаточная сформированность волевых качеств;

- привычка быть невнимательным  (привычная  невнимательность  связана  с отсутствием серьезных интересов, поверхностным  отношением  к  предметам  и явлениям);

- повышенная утомляемость;

- плохое самочувствие;

- наличие психотравмы;

- монотонная, неинтересная деятельность;

- неподходящий тип деятельности;

- наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание  ребенка,  надо  включить  его  в  действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться  на   чем-либо определенном  в  течении   длительного   времени.   Термин   «рассеянность» обозначает  поверхностное,  «скользящее»   внимание.   Рассеянность   может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;

Инертность внимания -  малая  подвижность  внимания,  патологическая  ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. В   детском   возрасте   очень   часто   отмечается    невнимательность. Невнимательность  требует  коррекции,  если  перечисленные  ниже   признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную  к  нему речь;

- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- беспомощность в доведении задания до конца;

- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на  протяжении его выполнения);

- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

1. Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания,  восприятия  формы,  величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из  которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание: ребенку предлагается:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два  одинаковых; требуется их  найти,  показать  и  объяснить,  в  чем  схожесть  этих  двух предметов (листы 9-10);

б) картинка (карточка) с изображением предметов  и  образца;  необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12); из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их  или соединить линиями, проведенными простым  карандашом,  и  объяснить,  в  чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них  можно найти  пару.  Соедини  линиями  каждую  полученную  пару  (два   одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

2.Выкладывание палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки  (куски  толстой  изоляционной  проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание: ребенку предлагают по образцу  выложить  узор  или  силуэт  из палочек (листы 13-14).

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6  до  13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень  сложности  -  сложные  с  большим  количеством  деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом  рисунке  (узор,  домик  и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой  же  узор  (домик…).  При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

3.Найди отличия

Цель: развитие  произвольного  внимания,  переключение  и  распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: ребенку предлагаются:

а) серия картинок (листы 16-17) по две картинки  на  каждой  карточке;  в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух  картинок  (листы  18-19),  отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями.  Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

4.Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема  внимания,  мелкой  моторики  руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку  предлагают  по  образцу  (листы  20-21)  выложить  из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена  цифра  (буква,  узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить  точно  такую  же  цифру  (букву,  узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

5.Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец  для  нанизывания  бус;  бусинки,  соответствующие образцу,  или  одинаково  нарезанные  кусочки  цветной   изоляции   толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание: ребенку предлагают по образцу (лист 23) нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты  хочешь  сам  собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать  друг  за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера  только  в  случае  хорошо  развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

6.Строители

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых -  образец,  а три  остальные  отличаются  от  образца  недостающими   деталями;   простой карандаш.

Описание:  Ребенку предлагают  лист  с  четырьмя  рисунками,  содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы  ,чтобы  все  три  рисунка соответствовали образцу (лист 40).

Инструкция: «Посмотри  внимательно на эти четыре рисунка. На  первом  из них  изображена  готовая  башня,  а  на  трех  остальных  детали  башни  не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали  к  каждой  башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

7.Найди дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Описание: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя  по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри  на  этот  рисунок,  на  нем  изображен  лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не  выходя  за  контуры  линии,  не пропуская петель».

8.Найди двух одинаковых животных

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов,  жирафов, слонов).

Описание:  Ребенку  предлагают  отыскать  на  рисунке  двух   одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На  нем  изображены  мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

9.Опиши друга

Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится  спиной  друг  к другу и по очереди описывают прическу, лицо,  одежду  другого;  выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.

10.Прикосновения

Ребенок закрывает глаза, а  кто-то  из  присутствующих  дотрагивается  к рукам. Ребенок отгадывает и называет по имени.

11.Найди мяч

Игроки, становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр  круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать  мяч  друг  другу  за  спиной.  Водящий  старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку,

он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался  мяч,  или  кто  уронил  мяч,  становится водящим.

12.Слушай звуки!

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

Описание:  Каждый  ребенок  выполняет  движения   в   соответствии   с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей  ивы»  (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена  к левому плечу), высокий звук - становится в  позу  «тополя»  (пятки  вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты  вверх,  голова  запрокинута  назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас  внимательно  умеет  слушать  звуки  фортепьяно.  Есть   низкие   звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание).  Играть  будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны  будете  встать  в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями).  Давайте  все  станем  в  позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны ! Начинаем играть».

Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

13.Съедобное - несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание: В зависимости от названного  предмета  съедобен  он  или  нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я  буду  называть  предметы  (например, яблоко, стул и т.д.).  Если  названный  предмет  съедобный,  то  вы  должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч,  а  затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный  ответ  (мяч  не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет  несъедобный),  то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит  в последний класс, становится ведущим».

Примечание: Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может  быть нарисовано до 10, а если играете с  четырьмя-пятью  детьми,  то  нарисовать надо 5-6 классов. Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин,  окно,  сыр,  кукла, лук, книга,  пирожок,  котлета,  дом,  мыло,  пирожное,  булочка,  помидор, огурец, ножницы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...