Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста .
статья (старшая группа) по теме

Акимова Елена Степановна

 

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

>    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста .

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности. По мнению В. Серебрякова, «Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».
В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Как правило, одаренные дети успешны в нескольких видах деятельности.
Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка.  
Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 - 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте,  однако темп развития у каждого ребенка свой.
Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых, это дает право говорить о «возрастной одаренности».
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычности ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.  Творческое мышление,  характерное  для одареного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглость (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкость (способность применять различные подходы и стратегии), оригинальность (способностью генерировать уникальные идеи и решения), деятельность разработки (способность подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения  учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и не популярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться, вторые — стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных
Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образователь ных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.
Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира.
В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:

  • добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;
  • активной жизненной и профессиональной позиции;
  • уважение индивидуальности;
  • свободы самовыражения;
  • коллективного принятия решений.

Цели психологического сопровождения:

  • создание системы целенаправленного выявления одаренных детей, максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального развития детей, для реализации их личностных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;
  • стимулирование творческой деятельности интеллектуально развитых детей;
  • способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;
  • психолго-педагогическое просвещения родителей;
  • разработка и поэтапное проведение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с интеллектуально одаренными детьми.

Для выявления детей с интеллектуальными способностями  помогает ряд методик, таких, как:

  • Наблюдение;
  • Тест А. И. Савенкова «Выявление уровня интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Состоящий из 6 субтестов;
  • Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова;

Все диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Каждый тест требует большой самоотдачи, поэтому диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет — до 20 минут, для 6-7 лет — не более получаса).
В своей работе с детьми я использую  комплекс упражнений для развития интеллектуальной одаренности, который включает в себя  блоки  упражнений на развитие: внимания, мышления, восприятия, памяти. Игры проводятся в течении дня в игровой форме, выполняются одно или два задания из одного блока упражнений.  Главное условие проведения игр — взаимный интерес взрослого и ребенка, ненавязчивое руководство, соблюдение принципа ненасилия.
Если в системе развивать способности ребенка, то происходят позитивные изменения в его развитии. В силу разных условий воспитания, особенностей личностного развития каждый ребенок достигает своего результата, поднимаясь по своей лесенке развития все выше и выше. Осознание ребенком того, что он овладел определенным умением, решил поставленную задачу, окрыляет малыша и помогает ему достичь новых результатов.
Результатом нашей работы является не просто участие детей в интеллектуальных конкурсах как внутри детского сада, так и на городском уровне проводимых ежегодно на базе нашего дошкольного образовательного учреждения, но и победы наших воспитанников в проводимых мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"

Конспект занятия для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Кладоискатели"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

«Игры-головоломки как средство развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Районный семинар-практикум«Итоги модернизация математического образования надошкольном уровне на основе комплексной программыматематического развития «Мате: плюс», обеспечивающейпрее...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проблемы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по ...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения...