Комплекс физкультминуток для детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Гуськова Ольга Васильевна

            В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно - координаторных систем. Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.                         

Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. Комплексы - это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:

         

Комплекс физкультминуток

 для детей дошкольного возраста

            В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно - координаторных систем. Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.                          

Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. Комплексы - это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.

 Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) - повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение.

Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.

 Движения на физкультурной паузе должны быть противоположными положению ног, головы, движению рук во время занятия. Вынужденные во время работы сгибания в тазобедренном и коленном суставах, сгибания спины и сведения плеч, наклоны головы вперёд, должны меняться во время физминуток выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, подниманием головы. При этом подбираются такие упражнения-комплексы, которые в зависимости от работы на занятии, еѐ характера, включают подтягивания, наклоны, полу наклоны, полуприседания и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое напряжение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение, т.е. снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.

 Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги.

Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Становясь старше, дети все больше времени проводят в непосредственно- образовательной деятельности. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.

Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

 ЗНАЧЕНИЕ: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты; рекомендуется проводить, начиная со средней группы.

Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:

1) Общеразвивающие упражнения - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

2) В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными. Хорошо знакомыми детям правилами;

3) В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

4) В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;

 5) В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее: -текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; - преимущество отдается стихам с четким ритмом; - содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

 6) В форме любого двигательного действия и задания - отгадывание загадок не словами, а движениями; -использование различных имитационных движений: спортсменов( лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий ( рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

 1) Проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

2) Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

 3) Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

 4) Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

5) Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

6) Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;

 7) Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Данная методическая разработка комплексов физкультминуток адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Физкультминутки - это весело, полезно и интересно!

Физкультминутки. Средняя группа

(движения подбираются воспитателем в соответствии со стихами).

Сентябрь

1-2 неделя № 1

Хомячок

Хомка - хомка. Хомячок

Полосатенький бочок

 Вместе с солнышком встает,

 Щечки моет, шейку трет.

 Подметает хомка хатку

 И выходит на зарядку.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Хомка хочет сильным стать.

3 – 4 неделя. №2.

 На носочки встали

 Потолок достали.

 Наклонились столько раз,

 сколько уточек у нас.

 Сколько покажу кружков.

Столько выполни прыжков.

Октябрь

1 – 2 неделя. №3.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

 Утром рано умывались,

 Полотенцем растирались.

Ножками топали,

 Ручками хлопали,

 Вправо, влево наклонялись

 И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет.

 Всем друзья физкульт привет!

3 – 4 неделя. №4.

Поднимайте плечики,

 Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали. (Приседания)

 Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

Ноябрь

1 – 2 неделя. №5.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

 Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

 Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

3 – 4 неделя. №6.

Мы ладонь к глазам приставим

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

 Поглядеть из под ладошек.

 И – направо!

И еще через левое плечо!

 Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

Декабрь

1 – 2 неделя. №7.

 Три медведя

 Три медведя шли домой: (дети идут как медведь) Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх) 

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд) 

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки) Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

 3 – 4 неделя. №8.

 Вверх рука и вниз рука

 Вверх рука и вниз рука.

 Потянули их слегка.

 Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Январь

1 – 2 неделя. №9.

Зайка

 Зайке холодно сидеть,

 Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

 На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

 На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

 Прыгать заинька горазд,

 Он подпрыгнул десять раз. (Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

3– 4 неделя. №10.

А сейчас мы с вами, дети

 А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз..

 Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол раке- ты»; 3—4 — основная стойка.)

Февраль

1 – 2 неделя. №11

Все ребята дружно встали

 Все ребята дружно встали.       Выпрямится.

И на месте зашагали.                 Ходьба на месте.

 На носочках потянулись,         Руки поднять вверх.

 А теперь назад прогнулись.    Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели.      Присесть. 

И тихонько разом сели.           Выпрямится и сесть.

3 – 4 неделя. №12.

 А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

 Выше ноги!

 Стой, раз, два!      (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

 А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) 

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) 

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем –

 Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) 

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Март

1 – 2 неделя. №13.

 Лебеди

Лебеди летят,

 Крыльями машут.  (плавные движения руками с большой амплитудой) 

Прогнулись над водой,

Качают головой.  (наклоны вперед, прогнувшись) Прямо и гордо умеют держаться,

 Тихо-тихо на воду садятся (приседания) 

3 – 4 неделя. №14.

 Маша растеряша

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону) 

Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)

 И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны) 

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны) 

На кровати нет, (руки опустили)

Под кроватью нет.

 Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!

Апрель

1 – 2 неделя. №15.

На горе стоит лесок          

( круговые движения руками) 

Он не низок не высок  

 (сесть, встать, руки вверх) 

Удивительная птица подает нам голосок                 (глаза и руки вверх, потянуться) 

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

(ходьба на месте)

 Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

( плечи поднять)

 3 – 4 неделя. №16.

Научились мы считать

 И теперь нас не унять.

Мы считаем все подряд:

Три стола и двадцать парт,

 Хлопнем восемь раз в ладошки,

 Восемь раз пружинят ножки,

Два наклона, два поскока…

Мы готовы пол-урока изучать веселый счет. (Прыжки на месте)

Май

1 – 2 неделя. №17

Вновь у нас физкультминутка.

 Вновь у нас физкультминутка,

 Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

 Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

 И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

 Вправо-влево, раз и два.

 Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

3 – 4 неделя. №18.

 Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Физкультминутки. Старшая группа

Сентябрь

1-2 неделя № 1

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

 Топай правою ногой,

 Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

 После — левою ногой.

 Вот тогда придешь домой.

3 – 4 неделя. №2.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

 Два — нагнулся,

 Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

Октябрь

1 – 2 неделя. №3.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

 А потом их разведем,

 А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

 3 – 4 неделя. №4.

Я иду, и ты идешь— раз, два, три. (шаг на месте) 

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

 Мы идем и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте) Очень дружно мы живем — раз, два, три. ( хлопаем руками)

Ноябрь

1 – 2 неделя. №5.

На балконе две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

 Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

 Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя. №6.

Поднимите плечики.

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

 Сели, травушку покушаем,

 Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

 Прыгай на носках легко.

Декабрь

1 – 2 неделя. №7.

Мы к лесной лужайке вышли,

 Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

 Кто высоко так шагал,

 Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя. №8.

Раз, два, три четыре – топаем ногами.

 Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

 Руки вытянуть по шире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

 И на месте поскакать.

 На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

Январь

1 – 2 неделя. №9.

Зайцы скачут скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк!

 Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

3– 4 неделя. №10.

Отдых наш – физкультминутка,

 Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

 Будто мой упругий мяч.

Февраль

1 – 2 неделя. №11.

Мы ногами топ-топ!

 Мы руками хлоп-хлоп!

 Мы глазами миг-миг,

 Мы плечами чик-чик.

 Раз - сюда, два - туда,

 Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

 Руки кверху все подняли.

 Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

3 – 4 неделя. №12.

Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем и кружимся потом.

Март

1 – 2 неделя. №13.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

 3 – 4 неделя. №14.

Раз – подняться, потянуться,

 Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать

 И на место тихо встать.

 Лебеди летят, крыльями машут,

Летают над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

 Сели, посидели, снова улетели.

Апрель

1 – 2 неделя. №15.

Загудел паровоз и вагончики повез,

 Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

Далеко я укачу.

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

 А круглые колесики тук – тук, Тук – тук, тук – тук.

3 – 4 неделя. №16.

 Я прошу подняться вас – это «раз»,

 Повернулась голова - это «два»,

 Руки вбок, вперед смотри это «три».

 На «четыре» – поскакать.

 Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Май

1 – 2 неделя. №17

 На зарядку солнышко поднимает нас.

 Поднимаем руки мы по команде — раз!

 А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде — два!

3 – 4 неделя. №18.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

 А потом быстрей, быстрей,

 Хлопай, хлопай веселей.

Физкультминутки. Подготовительная к школе группа

Месяц

Название физкультминутки

Сентябрь

1-2 неделя

Школьникам на память

 Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой) Добросовестно учись!

3-4 неделя

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

 Отдохните хорошенько

 Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

 Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

 Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

Октябрь

1-2 неделя

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

 Их по своим маршрутам водители ведут

 Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

 Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу).

3-4 неделя

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают) 

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу) 

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

Ноябрь

1-2 неделя

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

 Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

 Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)

 Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

3-4 неделя

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени) Пробежимся босиком.

 Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени) Пробежимся босиком

Декабрь

1-2 неделя

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

 Я б на улице не прыгал            (останавливаются и повторяют движения

 Я б рубашки постирал,                в соответствии с текстом)

 Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

 Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

 Я б расставил по местам!

 От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала: - молодчина ты, сынок!

(вытягивают руки вперёд ладонями     вверх

3-4 неделя

Чайник

 Я – чайник,                               (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

 Ворчун, хлопотун, сумасброд,                                                     держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот.       (животик надут)

 Я чай кипячу, клокочу и кричу:        (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами чай пить хочу»      (делают призывные движения правой рукой)

Январь

1-2 неделя

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

 Белочка и ёжик

 Потрудились тоже.

 К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

 В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из                  «корзины»

Яблочки на диво                                              и показывают друг другу)

Будет ель красива                            (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

3-4 неделя

Снежинки

 Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают . падение снежинок)

Кружевные звёзды.

 Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её) 

Подожди немножко

Февраль

 1-2 неделя

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

 Может книжку мне читать, (складывают руки, как книжку)

 Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

 Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

 Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

 Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды )

 Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

 Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

 Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

 Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

3-4 неделя

Мамин праздник

 Вот подснежник на поляне,       (идут по кругу)

 Я его нашел.          (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме,      (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно       (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник     (разводят руки в стороны) 

От её тепла.

Март

1-2 неделя

Вышивают девочки,      («вышивают») 

Сидя на траве,          (приседают)

 Вышивают девочки

 Шёлком на канве.      («вышивают»)-

Это клюв!

А это шпоры! –

 А вот это гребешок!        (показывают клюв, шпоры, гребешок) 

Приутихли разговоры,      (пальчик прикладывают к губам) 

За стежком бежит стежок.      (бегут друг за другом) 

3-4 неделя

Весна, весна красная

Весна, весна красная!                                (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью                           (поворачиваются и в противоположную сторону)

 С великой милостью:

 С льном высоким,    (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким,                                (опускают руки, приседают, делают выдох) 

С хлебами обильными.                                  (взявшись за руки, бегут по кругу).

Апрель

1-2 неделя

Если нравится тебе

 Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.

 Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой). 

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

 Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками). 

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами). 

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

3-4 неделя

Научились мы считать

И теперь нас не унять.

 Мы считаем все подряд:

 Три стола и двадцать парт,

Хлопнем восемь раз в ладошки,

Восемь раз пружинят ножки,

Два наклона, два поскока…

 Мы готовы пол-урока изучать веселый счет

Май

1-2 неделя

Самолёт

 Руки в стороны – в полёт                           (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт.                                                     поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот,                                        через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот,                                          поворачиваются через левое плечо,

                                                                                                       подняв левую руку

Крыльями                                                                   покачал, покачивают крыльями руками

 Загудел и задрожал.    поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…» 

Начинается полёт,

                                               бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт,                                                                   замедляют бег

Приземлился самолёт.                                     опускаются на одно колено

3-4 неделя

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу) 

Будем летом мы играть,

 Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

Список использованной литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Авторская методическая разработка планирования комплекса физкультминуток для детей дошкольного возраста, ВИНТИНОЙ И.А., воспитателя ГБДОУ детского сада № 57 комбинированного вида красногвардейского района г. Санкт- Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

Комплекс упражнений при плоскостопии для детей дошкольного возраста

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Именно в дошкольном возрасте формируется физическое здоровье подрастающего поколения.Плоскостопие – деформац...

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Комплексы дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста

Систематическое внедрение представленных комплексов дыхательных упражнений позволит укрепить дыхательную мускулатуру и повысить сопротивляемость воспитанников к простудным заболеваниям. Комплексы пред...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...