План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Колобова Альбина Юрьевна

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspekt_plan_po_formir._guman.chuvstv.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа по воспитанию гуманных чувств детей 5 – 7 лет на основе проблемных ситуаций

Цель: воспитание  гуманных чувств детей  на основе  проблемных ситуаций.

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

        Старшая  группа        

Сентябрь

Занятие  «Наша группа»

Программное содержание. Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду, сверстникам.

Рассказывание произведения В.Катаева  «Цветик-семицветик».

Цель: формирование  интереса детей старшего дошкольного возраста к  решению нравственных проблем.

Игра «Вежливые слова» 

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов приветствия, прощания, выражения просьбы.

Занятие  «Дружба»

Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Этюд «Встреча с другом» 

Цель: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, обогащение эмоциональной сферы.

Игра «Школа улыбок»

Цель: развитие эмпатии навыков культурного общения.

       Октябрь

«Что такое доброта?»

Задачи: формирование   представлений детей о добре, нравственных качествах, которые его характеризуют; развивать эмпатию, сочувствие и содействие; Учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации

Разыгрывание  ситуаций (по произведению В.Осеевой «Просто старушка»): а) как поступила бы девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку; б) мальчик помогает старушке (ситуация, данная в рассказе); в) мальчик и девочка помогают вместе.

Обсуждение и формулирование правил доброты 

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума 

Ролевое проигрывание ситуаций

Цель: конкретная проработка, применение средств понимания, развитие эмпатии, сочувствия, сострадания.

Игра «Кто больше?»

Цель: обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Игра «Угадай, кто это»

Цель: познакомить с нравственными качествами проявляющимися  в отношении к другим людям.

Ноябрь

«Заюшкина избушка»

Задачи: дать детям представление о полярности моральных качеств; формировать отрицательное отношение к проявлению  негативных качеств характера; учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Напиши письмо» (на материале сказки «Заюшкина избущка»)

Этюд «Как бы ты поступил?»

Цель: учить детей делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: закрепление представлений о полярности нравственных качеств.

Игра «Раскрась рисунок»

Цель: учить детей передавать в рисунке эмоции героев сказок.

      Декабрь

Правила дружбы

Задачи: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; развитие анализа и самоанализа

1. Обсуждение пословицы «Друга  ищи, а найдешь – береги».

2. Формулирование правил дружбы

«Мои друзья» (Рисование и рассказы о друзьях)

Задачи: показать детям, какие интересные сверстники их окружают; вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Игра «Пожелание»

Цель: вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Игра «Мое настроение»

Цель:  развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Январь

Настольная игра «Оцени поступок»

Цель: развивать умение видеть проблему, находить приемлемые формы выхода из сложившейся ситуации, формирование культуры общения.

Рассказы детей «Что бы стало, если …»

Задачи: закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности; развитие монологической речи.

«Честность»

Задачи: учить делать правильный моральный выбор в проблемной ситуации; закрепление представлений о нравственных качествах; развитие социальной компетентности.

Чтение:  Н. Носов «Фантазеры».

Формулирование «правил честности».

Этюды «Провинившийся», «Стыдно»

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция нежелательных черт характера.

Февраль

«Наши добрые дела»

Задача: воспитание гуманных чувств, обогащение эмоциональной сферы. 

Рассказывание произведения К.Д.Ушинского «Играющие собаки», обсуждение качеств Полкана и Володи. Обсуждение ситуации: Как бы поступил Володя на месте Полкана?

Обсуждение смысла пословицы

Этюд «Все когда-то мечтают стать птицей»

Цель: формировать негативное отношение к антигуманным поступкам, развитие эмпатии.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, умение видеть нравственные проблемы

Игра «Коллективное сочинение сказки»

Цель:формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Ролевое проигрывании ситуаций.

 «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

    Март

Игра «Потерянная варежка»

Цель: развивать эмпатию, желание и готовность помогать друг другу.

Игра «Жадный поросенок»

Цель: развивать  чувство эмпатии, стремления помочь слабому».

Занятие  «Мои друзья»

Программное содержание. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения, организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Разнообразить мир духовных интересов детей, сообщить сведения о коллекционировании, собаководстве, первых шагах в спорте, хореографии, художественном чтении, фотографии и т. п.

Игра «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Апрель

Игра «Волшебный стул»

Цель: расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

«Магазин ценностей»

Цель: помочь участникам осознать собственные ценности, выстроить их иерархию, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.

Игра «Волшебный сундучок»

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; закрепление нравственных норм взаимоотношений.

Игра «Добрые волшебники»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Май

Игра «Закончи предложение»

Цель: Повышение уверенности в себе, в своих силах.

Рисование «Наш детский сад» (по подгруппам)

Цель: формировать у дошкольников умение распределять задание между

Этюд «Лягушкой даже была  царевна»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы,

требующие решения.

Этюд «По муравьиной тропе»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения.

Этюд  «Пчела защищается  вынужденно»

Цель: развитие эмпатии;  сочувствия, сострадания, учить детей видеть нравственные проблемы, требующие решения

участниками, согласовывать свои интересы с интересами сверстников, использовать в общении тактичные формы обращений к сверстникам.

Подготовительная  группа

 Сентябрь  

Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»

Программное содержание. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства без напоминаний, по собственному побуждению. Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения. Развивать способность понимать действия, изображенные на картинке, и соотносить их с действительностью.

Мастерская «Художественный салон»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов

Игра «Автопортреты»

Цель: развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. Игра может быть предложена в начале занятий для создания групповой атмосферы.

Игра «Напиши письмо»

Цель:  формировать отрицательное  отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные черты характера.

Октябрь

Занятие « Машина шутка»

Задачи: учить детей изображать и анализировать поведение; развивать чувство эмпатии; развивать воображение, волевые процессы.

Игра «Комплименты»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра «Хороший – плохой»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Кто сказал "прости"?»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

«Спасибо тебе за…»

Цель: воспитывать благодарное

«Извини меня…»

Цель: воспитывать умение более объективно оценивать свои недостатки;

Игра «Снимается кино»

Цель: формирование представления о регуляции поведения на

Игра «Снимается кино-2»

Цель: формирование представления о регуляции

             Ноябрь

отношение к сверстникам, проявляющим доброжелательность, сочувствие

формировать у детей самоконтроль за своим поведением, ориентируясь на моральные правила, способствовать яркому выражению этих чувств детьми в складывающихся ситуациях в повседневной жизни группы, во взаимодействии со сверстниками.

основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

поведения на основе самоконтроля, предвидения последствий предполагаемого поступка; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Декабрь

Игра «Давай помиримся!»

Цель: выработать привычку примирения, понять его смысл; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума,

Мастерская «Скульптор»

Задача: формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе, общих интересов: проявлять активность при выборе сюжета игр, общей темы в изобразительной деятельности, одновременно оценивать предложения партнеров, признавая их право на удовлетворение их интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов.

«Скоро Новый год»

Задачи: развитие навыков групповой работы; развитие творческого воображения.

Игра «Угадайка»

Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Январь

«Не буду просить прощения!» (Работа со сказкой «Принц Эдгар»)

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Неоконченные предложения»

Цель: формировать справедливое отношение к сверстникам при решении спорных вопросов,

объективизм в оценках  их поступков, предложений.

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: умение анализировать нравственные поступки, видеть в них негативные и позитивные стороны.

Игра «Снежная королева»

Цель: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных

барьеров, отгараживающих ребенка от других

 Февраль

Игра «Волшебные имена»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Загадка»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

«Как быть, что делать?»

Задача: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Ситуация «Не надо грустить»; сценка «Успокой друга» (с использованием кукол-перчаток)

Задача: развивать чувство эмпатии; формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности.

Март

«Загадай загадки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Темные и светлые мешочки»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Телевизор»

Цель:  развитие умения передавать в мимике, жестах настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Игра  «Концерт по заявкам»

Цель: формирование умения распределять задание между участниками, согласовывать свои действия с действия сверстников.

Апрель

«Я хороший - я плохой»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа; воспитывать умение более объективно оценивать свои достижения, успехи, недостатки.

Сделаем по кругу друг другу подарок

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого; развитие эмпатии.

Игра «Событийная цепочка»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Занятие «Закончи сказку»

Задачи: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; учить детей эмоционально  воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

Май

Игра «Анализ ситуаций и ресурсов»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, активизации детского экспериментирования.

Игра «Кто на свете злее всех?»  

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума.

Игра «Сказка на новый лад»

Цель: актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума, способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Игра-путешествие «Страна Добра»

Задачи: обобщение полученных знаний о гуманных качествах; актуализация нравственно-мыслительной, аналитической работы ума; развитие самостоятельности и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

              Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

Творческая работа "Сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет"

В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма  сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое де...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...

Презентация на тему: «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»

«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»...

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

«Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций»

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....