Творческая работа "Сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет"
методическая разработка на тему

Maкарова Людмила Васильевна

В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма  сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое детское сознание, немного грезящее и  чистое, незаметно и неуклонно исчезает: «уходит грация» (В.В.Зеньковский), открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок «закрывается», во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления. То есть, добрый по своей природе в кругу детских интересов малыш, подталкиваемый к ранней интеллектуальности, становится недобрым и сложным, потому, что  его природные инстинкты развития доброжелательности ослабевают.Следовательно, чтобы «чувства добрые» проявлялись у взрослого человека, они должны быть пробуждены еще у ребенка.

Особое место в этом отношении должна занять воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности (базис личностной культуры). Духовное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

          РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

        РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Департамент образования г. Шахты

                муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

  детский сад     комбинированного вида второй категории № 24

г. Шахты   Ростовской области

346500,  Ростовская область, г.Шахты,  ул.Садовая  22 а,  тел. 8 (8636) 26-36-80, 25-90-60, e-mail: dou24kolosok@yandex.ru

Опыт работы по проекту

«Сказка как средство воспитания

гуманных чувств у детей 4-5 лет»

Макарова Людмила Васильевна, воспитатель  

Введение.

 В современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма  сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое детское сознание, немного грезящее и  чистое, незаметно и неуклонно исчезает: «уходит грация» (В.В.Зеньковский), открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок «закрывается», во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления. То есть, добрый по своей природе в кругу детских интересов малыш, подталкиваемый к ранней интеллектуальности, становится недобрым и сложным, потому, что  его природные инстинкты развития доброжелательности ослабевают.

Серьезным аргументом в пользу актуальности воспитания гуманных чувств у дошкольников является и тот факт, что в последнее время растет число отечественных специалистов, признающих генную обусловленность социального поведения. В частности, академики П.К.Анохин, Н.М.Амосов и др. видные ученые в последние годы пишут о наследственной обусловленности  нравственности человека и его социального поведения. В работе классика отечественной генетики В.П.Эфроимсона «Генетика этики и эстетики» (1995г.) убедительно доказывается, что в генофонде человека записана потенциальная способность не только мыслить, но и различать добро и зло. То есть выдающиеся ученые убежденно высказываются в пользу идеи о существовании духовного генофонда индивида. Следовательно, чтобы «чувства добрые» проявлялись у взрослого человека, они должны быть пробуждены еще у ребенка.

Особое место в этом отношении должна занять воспитательная работа с детьми 3-7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности (базис личностной культуры). Духовное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства.  Поэтому столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого заботливого, то есть душевного отношения к окружающим людям, приобщить его к неприходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей. [8]

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М.Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [5]. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества – потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор образность языка – особенности этих фольклорных произведений миниатюр Наконец малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.

Изучив теоретические основы выбранной темы, мы выделили проблему и цель исследования, разработали научный аппарат.

Проблема исследования: При каких условиях сказка может повлиять на  воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Цель исследования: выявить в какой мере сказка повлияет на воспитание гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Объект исследования: гуманные чувства у детей 4-5 лет.

Предмет исследования: сказка как средство воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Гипотеза исследования: воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет будет способствовать сказка, систематически и целенаправленно используемая в педагогическом процессе.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством сказки.

2. Сделать обзор опыта работы современных педагогов по воспитанию гуманных чувств посредством сказки.

3.  Подобрать диагностические методики по изучению воспитанности гуманных чувств у детей 4-5 лет.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы, анкетирование решение проблемных ситуаций.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных          

                 чувств у детей 4-5 лет посредством сказки.

1.1.        Психолого-педагогическое обоснование  воспитания гуманных            чувств у дошкольников.

Личность относится к числу общечеловеческих ценностей как идеал физического и нравственного совершенства и гармонии в человеке.  Такой идеал предполагает широкий диапазон проявлений личности и прежде всего её интеллектуально – нравственной свободы. А также воспитание и развитие духовности, гуманности, творчества, самостоятельности и активности. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.[6]

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах в общем, и дошкольном образовании в частности.

Гуманность – заключает в себе требования к уважению и любви к человеку, взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективной деятельности, в повседневном общении, во всем образе жизни. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребёнка с другими людьми – взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности и общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.  

Каждый век приносит новые целевые установки воспитания. Но во все времена доброта и любовь к детям признавались необходимыми качествами воспитателя. Доброта является фундаментом воспитания на котором складываются надежные взаимоотношения с воспитанниками.

Воспитатель должен заботиться, прежде всего, не о том, какие качества он хочет развивать  в своем воспитаннике, а том, как проявить именно в себе эти чувства по отношению к нему. Не его сделать терпимым, доброжелательным, заботливым, а раскрыть эти чувства в своей душе и направить их на воспитанника. В этом случае воспитатель становится не просто примером для подражания, а источником пробуждения сердца своего воспитанника, не формальным зеркалом, в которое тот смотрится, а теплом, пробуждающим лучшие ростки альтруистических качеств души.

Доброта воспитателя неотделима от его огромной социальной ответственности за судьбу своего воспитанника и неразрывно связана с верой в его силы и возможности. Нужно принимать воспитанника таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, и помогать ему в овладении знаниями, воспитывать в нем личность, наделенную гуманными качествами. Добрый педагог одинаково хорошо относится и к прилежным воспитанникам, и к ленивым, и к сообразительным, и к тугодумам, при этом он делит поровну между своими воспитанниками доброту своей души. Доброта педагога к своим подопечным является не только внутренне передаваемым  состоянием, но и главным мотивом, стимулом его педагогической деятельности, она не позволяет ему грубо обращаться с воспитанниками, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать и пугать их, проявлять недоверие, а напротив, помогает замечать огорчения воспитанников и радоваться успехам каждого из них, приходить на помощь без промедления. Добрый педагог всегда помнит, что он существует для своих воспитанников, а не они для него. Педагог, обладающий этим качеством, воспитывает добрых людей, способствует установлению на своих занятиях духа взаимного доверия, теплоты и доброжелательности.

Доброжелательность – есть желание добра всем людям, готовность содействовать благополучию других. Доброта определяется Новиковой В.И. как «позитивный встречный душевный отклик по отношению к другим людям, последовательное и действенное участие в их судьбах, проявление высокой человечности в отношении ко всему живому». Она считает, что доброта налагает на человека определенную ответственность и требует постоянства и последовательности. Нравственная воспитанность человека тогда станет полной, - утверждает автор, когда доброта будет главным и естественным его свойством, когда она станет непременным условием его жизни.

Отечественные исследователи конкретизируют принцип гуманности во взаимоотношениях людей, обращаясь к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей». Представления о гуманных отношениях в отечественных исследованиях, как правило, отличаются активным, действенным характером и выражаются в конкретной помощи индивидов друг другу, их взаимной заботе, соучастии в делах и переживаниях.

Дошкольный возраст, первые годы жизни ребенка, возраст «первоначального складывания личности» (А.Н.Леонтьев) является тем важнейшим периодом, когда ребенок приобретает определенные навыки общения, когда происходит усвоение им этических норм, если формируется произвольное, «личностное» поведение (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Е.О.Смирнова), приобретается умение действовать в интересах других людей (В.С.Мухина, Т.А.Репина).

Наличие гуманных чувств  –  критерий  нравственного  развития  личности.    В  свою   очередь, нравственная воспитанность неизбежно опирается на способность человека к сопереживанию, сочувствию и содействию другому человеку. Развитие гуманных чувств детей обеспечивается лишь в тех случаях, когда они под влиянием доброжелательного отношения педагога и близких взрослых переживают положительные эмоции.

           Гуманные  чувства формируются и развиваются в процессе реального взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками. Их развитие тесно взаимосвязано с  формированием морально-этических представлений детей, становлением опыта нравственного поведения. В зависимости от сформированности такого опыта у дошкольника появляется чувство ответственности перед другими людьми. Доказано, что его формирование начинается у детей с отношения к близким взрослым, детской группе. Гармоническое развитие ребят, развитие их гуманистической направленности достигается лишь в тех случаях, когда они под влиянием доброжелательного отношения взрослого переживают эмоции. Но потребность ребёнка в положительном отношении взрослого не удовлетворяется, если педагог не умеет проявит свою доброжелательность к воспитанникам так, чтобы она была им воспринята и правильно понята.[4]

Систематическая работа по воспитанию у детей гуманных чувств должна осуществляться с учетом возрастных особенностей, психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта. Существенными звеньями в этой работе должны стать: развитие социальной ориентации детей, обеспечение опыта решения ими социально-нравственных задач и реальная практика деятельности детей для других людей. Каждое из этих звеньев вносит свой специфический вклад в формирование личности дошкольника, в совокупности образуя одну из существенных особенностей искусства и мастерства воспитания подрастающего поколения. Только при условии глубокого понимания социального значения и последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к другим людям, учета особенностей организации деятельности детей и руководства ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на ребенка, возможно эффективно решать эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания. «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого».

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение с взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из сказок, спектаклей, фильмов и т. п.

Поэтому воспитатели и родители должны уметь четко определять, что ребенок смог перенести из сказки в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; и не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе.

Иначе говоря, взрослый должен уметь не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими. Старшие дети не должны упускать возможность успокоить, пожалеть плачущего малыша, помочь ему отыскать потерянные вещи или игрушки, выслушать, и внимательно отнестись к его просьбе и т.д. Если же воспитатель наблюдает безразличное, равнодушное или даже злорадное отношение к малышам, он может, не делая прямых замечаний и не применяя наказаний, привлечь соответствующий литературный материал, например, сказку  «Гуси-лебеди», или «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно вместе с детьми вспомнить содержание сказок и спросить, как жалела сестрица Аленушка братца Иванушку и т.д. Можно предложить также сыграть в какую-нибудь из этих сказок с привлечением малышей.

Однако недостаточно развить у детей чувство сопереживания беде другого. Гораздо труднее научить детей радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Эти эмоции в воспитательном смысле трудно формируемые. Дети, которые умеют сочувствовать и сопереживать другим, в плохом настроении, бывает, не поднимаются до высоты бескорыстной радости за другого. Для развития таких чувств также можно обратиться к художественной литературе. Сначала можно обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно дети!) радостям других, как наказывается в сказках корысть и зависть (например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать очень много тяжелой, изнурительной работы, и т.п.). Можно проигрывать различные моменты непростых взаимоотношений меду людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви, справедливости, гуманности.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.[11]

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.[20]  

Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.

Не случайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».[11]

    В своих работах по воспитанию детей Сухомлинский В. А. отмечает «Принимать близко к сердцу радости и горести способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Подлинная гуманность означает, прежде всего, справедливость.»[12]

Важной задачей семейного воспитания является формирование у ребенка гуманистического мировоззрения. Гуманистическое мировоззрение – обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строящаяся вокруг одного центра – человека. Если гуманизм – это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Семья – это мини модель общества, в которой личность отрабатывает общественно важные коммуникативные качества. Как показывает многовековая история развития человечества, сформировать ребенка полноценным членом общества возможно только в условиях семьи, так как опыт коммуникации и процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается и отрабатывается личностью в семейной практике.

С раннего детства через игры, традиционный уклад, быт старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, обобщению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении народные традиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка.

Старшие приучают детей делиться игрушками и полюбившимися вещами, преодолевать детский эгоизм, презирать жадность и скопидомство. В семье детям прививается сочувственное отношение к слабым и больным, внушается мысль, что обидеть человека тяжкая вина.

Воспитывая у ребенка хорошие душевные качества, родители не ограничиваются наставлениями. Беседа о хорошем и плохом подкрепляется примерами и фактами, которые вызывают у ребенка переживания, закрепляются тренировкой детей в правильном гуманном поведении.

Живо и непосредственно воспринимает маленький ребенок природу. Детская фантазия наделяет животных и растения человеческими чувствами. В представлении малыша животные и растения радуются и страдают. На отношении ребенка к природе воспитываются его чувства. Родители учат детей любить и оберегать зеленого друга, пернатых, разноголосых пациентов доброго доктора Айболита. Тем самым они сеют семена подлинной гуманности, которая в дальнейшем приобретает глубокий смысл, становится нравственным качеством, определяет поведение. Если ребенок жесток с домашними животными, разоряет птичьи гнезда, вытаптывает газоны, ломает деревья – это опасный симптом. Из такого ребенка может вырасти жестокий человек. Великий воспитатель – книга. « Всем лучшем во вне я обязан книгам», - писал А.М.Горький. Выбор книг имеет большое значение в воспитании нравственных качеств ребенка. А ведь чтение начинается в семье, и первыми руководителями детского чтения являются родители.

1.2.        Сказка как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей.  В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца, О.И.Никифоровой, Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А.Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего».

О.И.Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Е.А.Флерина отметила наивность детского восприятия – дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазия и чувство связаны очень тесно. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству,  гуманистическим ценностям, накопленным человечеством.

Сказки – один из основных видов устного народного творчества. Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык…

Одоевский был замечательным детским писателем. Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) были высокохудожественными литературными произведениями, отличавшимися также большими педагогическими достоинствами… В.Г.Белинский писал по поводу сказок Одоевского: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Ирине такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав его, с ним не расстанутся и взрослые». Сказки Одоевского знакомили детей с реальными явлениями и предметами, расширяли круг их знаний, развивали творческое воображение и мышление детей, воспитывали их в моральном отношении.

Русские сказки обычно делятся на следующие виды:

  - О животных - в сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных - в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в сказках мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку - критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда - близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").  

- Волшебные - сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка": "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка"). "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.  

- Бытовые - характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

 Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

«Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического».

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке  человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает  и гуманизирует детскую психику, так как слушающий  сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Ребенок – существо активное от природы, он  любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном. Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются.

Люди – герои сказок. В сказках, как в любом литературном произведении, есть главный герой. Часто он простодушный, бесхитростный человек. Он живет по правде, ему помогают добрые силы. Да и сам смекалист, смел и ловок. И в результате своих действий он всегда находит выход из трудных ситуаций, побеждает – таков Иван-дурак. Или герой – это добрый молодец, витязь, рыцарь, королевич, богатырь. Он сокрушает зло ударом меча (Иван-царевич). Героини сказок – красны девицы, царевны. Чаще всего их спасают, ищут, защищают. Но и они сами – добрые, рукодельницы, смекалистые, мудрые, смелые – могут за себя постоять.  Главный герой сказки всегда молод. По представлениям   прошлого мудрость можно получить только от предков, но предки находятся в другом мире. Вот с этим связаны и различные походы в медное, подземное, подводное,  тридевятое и другие царства. Некоторые персонажи сказок умеют колдовать – это маги, чародеи, волшебники. Они используют свои тайные знания по-разному: кто  - для добра, кто – во зло. Ведьмы в сказках вредят герою, пытаются его околдовать. Персонажи в разных сказках или ситуациях могут различаться по своим функциям: Баба-Яга -  либо вредит герою, строит ему козни, а иногда помогает в его добрых делах. А вот Кощей Бессмертный всегда холоден, зол, беспощаден. Волшебные животные чаще помогают герою, но иногда и борются с ним. Все животные в сказках разговаривают, - и уже это есть волшебство. Волшебные предметы в сказках встречаются на каждом шагу. Волшебная сказка, как и любое другое фольклорное произведение, на протяжении столетий передавалась устным путем, иногда случайно, иногда по ошибке, иногда сознательно сказитель что-то изменял или добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но имеющие различную эмоционально-социальную нагрузку.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В.Г.Белинский предъявлял два основных требований к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова, П.Ершова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, из переводных авторов – Ч.Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х.Андерсена, произведения советских писателей: М.Горького, В. Маяковского, С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и др.

Сказка – это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы и задачи – совсем не случайность. Любое препятствие – это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы слабеем и теряем, если не выдерживаем и не принимаем  выпавших на нашу долю трудностей. Так ли уж злы злые силы, учиняющие разные козни сказочным героям? Встречаясь с жесткой, устрашающей силой, герой сказок мобилизует свои лучшие качества личности. Победить злую силу – значит преодолеть внутреннее сопротивление, собственную ограниченность, злобу. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев как положительных, так и отрицательных дети учатся принимать все грани своей личности, а через себя и других людей окружающего социума.  Через сказку дети учатся любить и свое упрямство, и свою злость, и свою смелость, и свою терпеливость, и свою доброту… только любя себя таким, какой ты есть здесь и сейчас, ты имеешь возможность изменится к лучшему, принять себя и окружающих.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» - так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Что за некоторое царство-государство и как до него добраться?  Царство – это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих находок и магических свершений. И путь в это царство у каждого свой. Когда-то, в далекие времена, волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно. Ведь в них представлена общечеловеческая основа жизни.

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т. е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам и в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в группе, в семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс. Малыш хорошо понимает, что сказка - это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.

Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Если для отзывчивости в форме сострадания условия создаются самим восприятием художественного произведения, то для проявления содействия (мы имеем в виду не внутреннее содействие, а реальное) у детей нет соответствующих условий. Таким образом, получается, что все самое ценное, что дает сказка для нравственного воспитания личности, остается за пределами эмоционального опыта ребенка.

В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей. Педагог в своей работе может особо выделить тот факт, что каждый из детей горячо и нежно любим дома, что его возвращения вечером из садика с нетерпением ждут все домашние, что эту безграничную любовь и нежность надо ценить и помнить о том, как плохо и одиноко детям, лишенным этой любви.

Наша детская литература столь богата и многогранна, что дает возможность подобрать аналогичные сюжеты к любым жизненным ситуациям. Правда, порой они бывают достаточно далеки от жизненного опыта ребят, но в том и заключаются творческий подход, инициатива педагога, чтобы найти те «смысловые мостики», которые соединили бы сказку с жизнью детей, рассказ с насущными проблемами данного ребенка. А главным принципом, остается стремление вызвать у ребенка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активно, чтобы оно в свою очередь пробудило импульс к внутреннему содействию; и самое важное - суметь создать такие условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло реализоваться. Опыт оказанного содействия, вызванного горячим чувством сопереживания и сочувствия, не проходит бесследно для формирующейся личности, и от воспитателей и родителей всецело зависит, чтобы таких эмоциональных следов у ребенка было как можно, больше.

Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над содержанием произведения под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки. Такие приемы, как творческий кукольный спектакль, игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев. Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых, только что прочитанных произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к героям).

              Нужно сохранить и в наших детях этот великий свободолюбивый дух предков, гуманность их отношений. А где, как не в сказке, можно смоделировать такую ситуацию, вызывающую переживания маленьких слушателей, заставить их пропустить сказочные события через свое сердце, напитать душу красотой, узнать свои корни, историю своего народа, его подвиги, замечательных героев. И начинать эту работу нужно с 4-5 летнего возраста, когда душа ребенка открыта для диалога и способна впитывать, как губка, всё доброе и вечное, когда его память способна уяснить и надолго сохранить в своих арсеналах эти добрые зёрна, чтобы потом, во взрослой жизни, суметь всё это достойно применить.

1.3. Обзор опыта работы современных педагогов по         воспитанию    гуманных чувств у дошкольников.

Человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей, отношения с родителями, сверстниками и др. Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека. Если в этих отношениях много зла, бессердечия, насилия, лжи, эгоизма, то  все это станет принадлежностью ребенка. В современном обществе мы достаточно часто наблюдаем такие отношения. Изменение характера отношений должно идти по пути гуманизации. Перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования и воспитания.

Появление Концепции дошкольного воспитания положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Одним из путей обновления содержания дошкольного образования, выделенным в Концепции дошкольного воспитания, является гуманизация педагогического процесса в ДОУ.

 В вариативных программах, появляющихся в последние годы, по-разному решаются вопросы гуманного воспитания. Мы остановимся на анализе некоторых программных документов. Длительное время (с 1985 по 1990гг) ДОУ работали по единой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Традиционная Программа воспитания и обучения в детском саду основывается на концепции развития ребенка в процессе активной  деятельности и обучения (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Анализ показал, что впервые в программе введен раздел «Нравственное воспитание». С раннего возраста имеется раздел «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений». Со старшего дошкольного возраста в этот раздел добавляется «Этические представления». В Программе воспитания и обучения в детском саду дается определенный объем знаний, умений, навыков гуманного поведения. С возрастом можно наблюдать тенденцию к усложнению задач. С раннего возраста в Программе выдвигается задача развития эмоциональной отзывчивости, решение которой предполагается в процессе общения со взрослыми, сверстниками, а также в игровой деятельности. Ставится задача по формированию умения действовать рядом со сверстниками, проявлять заботу по отношению к ним и обитателям живого уголка. В младшем дошкольном возрасте эти умения закрепляются и добавляется задача по формированию умения проявлять сочувствие. С этого возраста, как отмечается в программе, необходимо воспитывать у детей отрицательное отношение к таким качествам как грубость, жадность; формировать элементарные понятия о добре, дружбе, взаимопомощи.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста задачи по воспитанию гуманных чувств и отношений усложняются. Предполагается формирование у детей представлений о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, отзывчивости. В отличии от младших дошкольников, детей среднего дошкольного возраста необходимо учить выражать свои чувства.

В программе старшей и подготовительной групп ДОУ больше внимания уделяется формированию этических представлений, таких как смелость, скромность, правдивость. Однако не конкретизируются задачи по формированию гуманных отношений. Воспитание гуманности старших дошкольников осуществляется на конкретных примерах: поступках окружающих, героев художественной литературы. Важно отметить, что во всех группах задача воспитания гуманных отношений решается и через игровую деятельность, и через знакомство с художественными произведениями.

Таким образом, в Программе воспитания и обучения в детском саду ценной является идея о выделении нравственного воспитания в отдельный раздел. В программе ставятся задачи по воспитанию гуманных отношений детей, но они не конкретизируются. Основной акцент сделан на формирование нравственных представлений.

В 90-е годы в свете Концепции дошкольного воспитания начали разрабатываться вариативные программные документы. Остановимся на анализе некоторых программ.

Программа «Радуга» (авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации под руководством Т.Н.Дороновой,к.п.н). Как и традиционная, программа «Радуга» выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей  психического развития программа основывается на концепциях А.Н.Леонтьева, М.И. Лисиной, задавая следующие общие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания,  развитие личности ребенка; по этим направлениям развития для каждой возрастной группы выделяются приоритетные задачи.

Задачи формирования у детей гуманных чувств и отношений в программе «Радуга»  в отдельный раздел не выделены. Но в программе много места отводится ведущей деятельности ребенка – игре, которая обеспечивает всестороннее  воспитание, развитие и психологический комфорт. В основе всей программы лежит игра, т.к. авторский коллектив считает, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя. При разработке программы авторы опирались на исследования А.В.Запорожца, Л.С.Выготского, С.Я. Рубинштейна, которые доказали, что игра таит в себе богатые возможности для воспитания у детей гуманных отношений.

            В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте [19] .

               В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

               В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

                  В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного оценочного отношения к действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизни и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. А.М.Виноградова предлагает примерный план использования художественных произведений в воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе группы. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но очень важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

На страницах профессиональных журналов педагоги-практики не так часто делятся опытом воспитания. Но заметки о трудностях, об особенностях воспитательной работы посредством литературы мы нашли.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда  может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок правда был гадкий?», «Почему Принц не женился на Русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т.п. Иногда на  вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать. Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать.

Беседы о сказках «Фея» Ш.Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х.Андерсена, рассказе Б.Заходера «Серая звездочка» и т.п. помогают формировать у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен. Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывает о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б.Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена  бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечают дети: «Несправедливо к ним относились, а  серая звездочка любила цветы и пользу им приносила. И младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок  способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогают переносить этические представления, полученными детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи.

Но воспитатель должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественных произведениях событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться или заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотнесение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо также, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.

Представления, полученные детьми от художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т.п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их перессказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного   сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное ; стимулировать дискуссию среди детей о прочитанном. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок?»- дети подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Воспитатель: «А что Машенька отвечала медведю?» - побуждает их вспомнить слова «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! ». Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев. Это закладывает основы самостоятельного развития в более старшем возрасте. После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомит с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как Петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза – дереза и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей – они начинают использовать их в своих играх.

Современный философский взгляд на сказку базируется на понимании её как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Через сказку, как процесс культурного возобновления и преемственности осуществляется адаптация личности к жизненным обстоятельствам.

Исследования показывают, что каждый народ в силу сложившихся исторических, социальных и географических условий выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям. Каждая такая система отражает мировоззренческие установки народа и образ его жизни и обеспечивает формирование ориентировочной и практической основы   для нравственного воспитания личности.                  

Глава 2. Опытно-практическая работа по воспитанию гуманных чувств у  

                 детей 4-5 лет посредством сказки.

2.1.        Диагностика воспитанности гуманных чувств у   детей 4-5 лет

Опытно-практическую работу по воспитанию гуманных чувств у детей 4-5 лет мы организуем в 3 этапа.

На констатирующем этапе мы поставим следующие задачи:

  1. Выявить отношение родителей к проблеме воспитания гуманных чувств у дошкольников 4-5 лет.
  2. изучить проявление отзывчивости, помощи, сочувствия другому лицу у детей 4-5 лет.

Для реализации поставленных задач мы подобрали диагностические методики.

Диагностика №1. Анкетирование родителей. (разработана научным руководителем Мальцевой Т.И.)

Цель: приобщить родителей к проблеме воспитания гуманных чувств у дошкольников.

(Приложение 1.)

Диагностика №2. Рассматривание сюжетных картинок со сказочной тематикой (решение проблемной ситуации).

Цель: изучение проявлений отзывчивости у детей 4-5 лет

Проведение исследования: предложить детям серию иллюстраций к сказкам:

  • плачущий зайчик на пеньке
  • разбегающиеся звери из-под рухнувшего теремка
  • убегающая Маша от домика медведей
  • и другие подобного содержания.

После рассматривания предложить ребенку вспомнить сказку или эпизод, ответив на вопросы:

  • что случилось?
  • Что сказать, чтобы герой успокоился?
  • Что надо сделать, чтобы герой в данной ситуации улыбнулся?

Диагностика №3. Изучение проявлений помощи (сочувствия другому человеку)

Эксперимент проводится индивидуально.

Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У одного из них работа (постройка) идет успешно, а у другого нет. Ребенок делает выбор одной из предлагаемой ситуации.

 Поскольку оказание помощи другому человеку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия. Делают вывод о том, оказывает ли ребенок помощь под влиянием сочувствия или просто предпочитает совместную деятельность индивидуальной.

Для обработки получаемых результатов мы воспользуемся показателями сформированности эмоциональных реакций у А.Д.Кошелевой, но видоизменим их под свой объект исследования.

  1. Наличие нравственных представлений о гуманных способах проявления гуманных отношений.
  2. Готовность продемонстрировать способы проявления отзывчивости, сочувствия, сопереживания.
  3. Наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при осуществлении желания проявить сочувствие, заботу, помощь.

Согласно вышеперечисленным показателям, нами были определены уровни проявления детьми 4-5 лет гуманных чувств.

Первый (высокий) уровень – дети имеют достаточно четкие представления о гуманных качествах и способах проявления сочувствия, оказания помощи. Проявляют готовность оказать помощь герою в проблемной ситуации и в реальной жизни. Самостоятелен в оказании помощи. Получает удовольствие от оказания помощи, проявления сочувствия.

Второй (средний) уровень – у детей относительно полные представления о гуманных качествах и способах гуманного поведения. Допускается неточность в их трактовке. Проявление сочувствия, помощи носят ситуативный характер. Проявление позитивных действий эмоционально не окрашено. Проявление гуманного поведения в измененных ситуациях вызывает затруднения.

Третий (ниже среднего) уровень – представления о гуманных качествах и гуманных отношениях не точные или отсутствуют. Не проявляют эмоциональной отзывчивости к герою, попавшему в ситуацию дискомфорта. Дети этого уровня отличаются неумением оказать помощь, содействие или наблюдается обращением за помощью к взрослому.

               Данная подготовка позволит нам перейти к опытно-практической работе.

Выводы.

              Воспитание гуманных чувств и отношений процесс сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно – в дошкольном возрасте лишь закладываются. Со временем жизненный опыт или утвердит ребенка в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.

Педагогическую работу можно считать успешной, если уже в среднем дошкольном возрасте дети способны проявлять сопереживание, при этом адекватно оценивают негативное в окружающем мире и готовы к реальному «переживанию - действию».

Воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное  отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств.

Воспитание гуманных чувств и качеств осуществляется особенно успешно, если дошкольники способны осознать идею, заложенную в художественном произведении, в сказке и мотивировать поступки героев, высказать свое отношение к нему.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого следует включать детей в различную деятельность, связанную со сказками: театрализация, рисование, просмотр фильмов и, конечно, игровая деятельность.

Становясь чуткими к сказочным героям, дети постепенно становятся внимательными и к окружающим.

Список литературы.

  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки и парадигмы. – Ростов-на-Дону, 1999г.
  2. Брагин А. Искусство. Серия «Все обо всем». – М., издательство «Астрель», 2001г.
  3. Бородина А.В. Культура    и творчество в детском саду. – М., 2007г.
  4. Воспитание  гуманных чувств у детей. Под ред.Л.Н.Проколиенко, В.К.Котырло  - Киев, «Радянська школа», 1987г
  5. Гайкалова Р.Т. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974г.
  6. Колодяжная Т.П., Чумичева Р.М. и др. Региональный подход к обновлению дошкольного образования на современном этапе. - Ростов-на-Дону, 1998г.
  7. Колодяжная Т.П. управление современным дошкольным образовательным учреждением. – М., издательство «Центр гуманитарной литературы», 2004г.
  8. Кларина Л.М . Как сделать предметно-материальную среду в детском саду действительно развивающей. – Санкт-Петербург, издательство «Атлант», 2002г.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001
  10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., издательство «Просвещение», 1987г.
  11. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  12. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 1983., с. 65
  13. Петровский  В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993г.
  14. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. – Санкт-Петербург, издательство «Речь»,2006г.
  15. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М. издательство «Линка-Пресс», 2003г.
  16. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал.- М, издательство «Творческий центр «Сфера», №4, 2002г.
  17. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь, издательство «Ставропольсервисшкола», 1998г.
  18. Шорыгина Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание.- м., издательство «Книголюб», 2004г.
  19. Журнал Дошкольное воспитание №4, 2001, с. 74
  20. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

   

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим Вас оценить по 5-бальной шкале показатели сформированности гуманных чувств у детей.

№ п/п

Показатели сформированности гуманных чувств у детей

Балльное оценивание

Уровни

1

2

3

4

5

1

Ребенок чутко реагирует на проявление доброжелательности и недоброжелательности

2

Готов поддержать добрые намерения другого

3

Переживает и сопереживает искренне

4

Выражает чувство сожаления по поводу плохих поступков

5

Выказывает желание предотвратить плохие поступки

6

Самостоятельно проявляет отзывчивость, чуткость по отношению к малышам, к близким людям

7

Готовность помочь тем, кто попал в беду

8

Умение видеть внутреннее состояние другого человека и соответственно менять свое поведение

9

Осознает, что обидеть маленького, беззащитного – это бессердечно, жестоко

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...

«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...