Методическая разработка "Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с комнатными растениями"
методическая разработка по теме

Великанова Ульяна Сергеевна

          Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

         Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх способны усвоить:

  1. Названия комнатных растений (для младшей группы – 1 -2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 -3 названия).
  2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
  3. Знать части растений
  4. Уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий)
  5. Уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один).

      Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

        Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знаний названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу – найти растение по названию.

         Дети средней группы уже имеют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти растения по описанию взрослого. Затем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами растительного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.

        Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_tp_h.docx284.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ                                                            ДОШКОЛЬНИКОВ

С КОМНАТНЫМИ  РАСТЕНИЯМИ

Разработала воспитатель: Великанова

Ульяна Сергеевна

             ГБДОУ детский сад № 17

Колпинского района г. Санкт- Петербург

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ КАПИТОШКА?»

Цель: поддерживать интерес детей к комнатным растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятан Капитошка .

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материал: карточки с изображением комнатных растений, изображение игрового персонажа капельки Капитошки.

Ход игры: Карточки с изображение растений раскладываются по группе.  Воспитатель или ведущий прячет под карточку Капитошку. Дети в это время стоят отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло. Холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под растением с мелкими цветами красного цвета »,  «Капитошка спрятался под растением с круглыми листьями» Выигрывает тот, кто быстрее найдет Капитошку.

«ПОДАРОК ДЛЯ КАПЕЛЬКИ»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида комнатных растений, побуждать самостоятельно описывать внешний вид растений.

Игровая задача: узнать растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением комнатных растений, подарочной коробки, Капитошки и Капельки

Ход игры: Воспитатель или ведущий прячет под изображение подарочной коробки карточки с растениями и называет его характерные особенности. Дети отгадывают, какое растение Капитошка подарит Капельке. Побеждает тот, кто отгадает больше растений.

 «КАПИТОШКА ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде комнатных растений их названии, развивать слуховое внимание

Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.

Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения), жетончики в виде капелек

Ход игры: Воспитатель или ведущий раскладывает в разных местах группы карточки с изображением разных комнатных растений. И произносит:

«Капельки в леечку собираются» - дети произвольно передвигаются

«Фикус (любое название комнатного растения) полить отправляются» - Дети бегут к карточки с изображение названного растения

Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

«ПРЯТКИ»

Цель: побуждать детей называть растение по памяти  (без зрительного контроля), развивать внимание и наблюдательность.

Игровая задача: отгадать, какого растения не стало.

Правило: Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Материал: на стол ставят 2—6 (в зависимости от возраста играющих) хорошо знакомых детям комнатных растения, жетоны – Капитошки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растение спряталось?» Если получен правильный ответ,  ребенок получает жетон, растение ставят на место, и игра повторяется с другим растением. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

«ПОМОГИ КАПИТОШКЕ»

        Цель: закреплять знания о внешнем виде комнатных растений (листья, цветы)

Материал для игры: изображение листьев и цветов комнатных растений, изображение кашпо по количеству играющих.

        Ход игры: Капитошка хочет вырастить комнатное растение, например: Бальзамин. Дети подбирают к стеблю листья и цветы того растения, которое назвал Капитошка. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет растение.

 

«КТО ПОТЕРЯЛ?»

Цель: упражнять в нахождении комнатного растения по сходству листьев, развивать слуховое внимание.

Игровая задача: поиск растения по определенному признаку.

Правило. Бежать к своему «растению» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на растение должны быть одинаковыми.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением листьев комнатных растений.

По сигналу: «Листик я сейчас найду,

И растению верну» - дети находят комнатное растение с которого листок

ъ

«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

Цель: Способствовать закреплению знаний детей названия растений, их частей, отличительных признаков некоторых из них.
 
 Игровая задача: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
   
Правило: Описать растение, не говоря, как оно называется.
   
Ход игры: На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. Если продавец правильно узнал растение, то он становится покупателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. О...

Статья "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"

Содержание комнатных растений включает в себя их поливку, опрыскивание, мытьё, рыхление почвы, перевалку и пересадку, подкормку, обрезку, размножение, борьбу с вредителями. Растение...

Дидактическая игра по ознакомлению детей с комнатными растениями

Дидактическая игра по ознакомлению детей с комнатными растениями...

Выступление на педсовете "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями"

Выступление на педсовете Ознакомление дошкольников с комнатными растениями2-ая младшая группа:Задачи: дети должны знать 2 комнатных растения, называть их части (стебель, лист, цветок). Уметь рассказат...

Доклад "Методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями"

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИСИДОРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА...

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с комнатными растениями в игровой деятельности"

Данная консультация для педагогв ДОУ, повышение компетенции педагогв в организации ознакомления дошкольников с комнатными растениями. Презентация к консультации смотрите на сайте....