Консультация для воспитателей
консультация на тему

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад «Колосок» с.Сорочий Лог.

Тема:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ  ФОРМЫ  ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ»

(Консультация для воспитателей)

                                                                                            Подготовила:  

воспитатель Польникова В.Н.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке  и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.
Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
2.
Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.
  Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких
правил:
§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы;
  • для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований и т.д.;
  • как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

  Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них: Устный журнал — педагогическое просвещение родителей по определенной теме. Часть журнала, которая освещает один вопрос темы, условно принято называть страницей. Каждая страница представляет собой устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок и т.д.

Собрание-студия - обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом. Такая форма собрания сочетает учебу с элементами творческой практики.

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Собрание-совещание — организационная форма, в рамках которой происходят разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса. На совещании объединяется информация разных участников по одной проблеме и выделяется общая тенденция ее дальнейшего разрешения.

Ток-шоу — форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

Собрание-выставка — час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

  • Такие формы работы позволяют решать сразу несколько задач, а именно: установление партнерских отношений с родителями;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;

— создание атмосферы общности интересов, что способствует
сплочению родительского коллектива и других участников педаго-
гического процесса;

  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддержание их уверенности в собственных педагогических
    возможностях;
  • осознание родителями своей воспитательной роли в семье,
    опыта взаимоотношений с ребенком;
  • переосмысление родителями своих воспитательных установок;
  • развитие умения анализировать собственную воспитательную
    деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих
    педагогических ошибок;
  • выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его
    возрастным и индивидуальным особенностям.

Продолжительность родительского собрания не должна превышать 1 часа 20 минут. Необходимо предусмотреть занятость детей в это время — организовать прогулки, занятия с педагогами
или со вторым воспитателем.

При проведении родительского собрания важно создать положи-
тельную психологическую обстановку, чтобы мероприятие проходило в атмосфере взаимопонимания, доброжелательности и ком-
форта.

В последнее время стали популярны   совместное присутствие родителей с детьми. Такие собрания посвящены заранее оговоренной теме, например, «Будь здоров» (о здоровье ребенка). Нетрадиционные родительские собрания проводятся с полуигровой форме, чтобы детям тоже было интересно, но, по сути, это лекция для родителей по педагогике – советы о том, на что обратить внимание в процессе воспитания ребенка. Такие собрания действительно очень информативны и полезны для родителей.

 тренинговые родительские собрания с участием педагога – психолога.

Каждое собрание требует тщательной подготовки, пишется своеобразный сценарий. Элементы тренинга, которые с воодушевлением выполняют родители на собрании, позволяют им по – новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребенка; способствуют духовному сближению членов семьи.

Практика показала, что тренинговые родительские собрания совершают настоящий переворот в сознании  мам и пап, пробуждают в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку не только при подготовке к обучению в школе, но и стать счастливыми.

Хорошей формой просвещения родителей являются  родительские ринги – это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.

Полезность таких встреч состоит в том, что вызывает желание у родителей поразмышлять над различными вопросами воспитания подготовишек , проанализировать ситуации, собственные действия в семье, позволяет активно высказывать свое мнение.

Необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения, которые дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое отношение к ней. В ходе родительских чтений формируется родительская культура, расширяется кругозор в рамках данной проблемы.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, является праздником общения с родителями друга своего ребенка, воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиском ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Главное - они должны научиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуется и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции(«Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семе, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

 

Календарно-тематическое планирование

Темы мероприятий и их краткое содержание

Формы проведения

Ответственные

Сентябрь

«Значение режима дня в жизни дошкольника»:

  1. Информирование о результатах предварительного анкетирования родителей и опроса детей о знании режимных моментов.
  2. Сообщения:

«Что такое рационально организованный режим дня?».

«Обеспечение двигательной активности ребенка». «Изменения в режиме дня ребенка, связанные с поступлением в школу». «Организация сна ребенка». «Просмотр телепередач»

Устный журнал:

  • Лекция-беседа.
  • Обсуждение предварительного опроса родителей и детей.
  • Ознакомление

с памяткой «Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка»

Воспитатель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, учитель начальных классов

Октябрь

«Как помочь ребенку стать внимательным»:

  1. Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс».
  2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум

Собрание-студия:

  • Обсуждение предварительного анкетирования родителей.
  • Сообщение по теме собрания.
  • Работа в группах

Педагог-психолог,

воспитатель,

библиотекарь

Ноябрь

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»:

  1. Осмотр выставки детских работ.
  2. Решение кроссворда по теме собрания.
  3. Сообщение педагога-психолога «Значение работы по развитию мелкой моторики рук

у ребенка».

  1. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина».
  2. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук

у ребенка»

Собрание-практикум:

  • Сообщение по теме собрания. Выполнение родителями заданий

в ходе сообщения.

  • Практикум.
  • Слайд-шоу.
  • Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
  • Ознакомление

с памяткой «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Педагог-психолог, воспитатель, педагог по изобразительной деятельности

Декабрь

«Как организовать игровую деятельность ребенка»:

  1. Сообщение педагога-психолога «Об игре и игрушках».
  2. Обсуждение примеров.
  3. Блиц-опрос родителей «Лучший знаток игровой деятельности ребенка».
  4. Подведение итогов конкурса игр и игрушек, сделанных своими руками.
  5. Игровой практикум

Собрание-совещание:

  • Сообщение по теме собрания.
  • Блиц-опрос.
  • Практикум.
  • Ознакомление с памяткой

«Организация игровой деятельности детей»

Воспитатель, педагог-психолог, библиотекарь

Январь

«Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность»:

  1. Сообщение результатов анкетирования.
  2. Выступления воспитателя и педагога-психолога «0 компьютерной зависимости». Вопросы по ходу выступления.
  3. Тест-игра для родителей «Возрастной портрет моего ребенка. Воздействие компьютера на его личность».
  4. Мнение эксперта - старшего воспитателя

Ток-шоу:

  • Обсуждение предварительного анкетирования родителей.
  • Выступления, вопросы по ходу выступлений.
  • Тест-игра.

■ Ознакомление с памяткой «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»

Заместитель заведующей, старший воспитатель,

педагог-психолог, воспитатель

Февраль

«Ребенок и комнатные растения»:

  1. Сообщение воспитателя «Значение комнатных растений в нашей жизни».
  2. Выступления библиотекаря и педагога- психолога «Развитие исследовательских способностей детей при уходе за комнатными растениями».
  3. Представление детского исследовательского проекта «Как живут растения».

3. Викторина «Лучший знаток комнатных растений»

Собрание-выставка:

  • Сообщения по теме собрания.
  • Выступления.
  • Выставки проектов и литературы.
  • Викторина.
  • Ознакомление с памяткой «Уход

за комнатными растениями»

Воспитатель,

педагог-психолог,

библиотекарь

Март

«Воспитание юного исследователя»:

  1. Сообщения педагога-психолога и воспитателя «Значение исследовательской деятельности для развития ребенка».
  2. Представление детских исследовательских проектов.
  3. Исследовательское лото - картотека упражнений для развития исследовательских способностей дошкольников

Открытое родительское собрание:

  • Сообщения по теме собрания.
  • Презентация проектов.
  • Практикум. Работа в фуппах

Старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, приглашенные участники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...