" Психомоторное развитие детей дошкольного возраста"
статья на тему

Завадская Екатерина Петровна

 

 

 

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, – везде окончательным фактом являемся мышечное движение».

Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса. Практически любая психическая деятельность не имела бы для человека смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности.

Отражение через мышечные движения практически любой деятельности человека (в том числе и внимания, памяти, восприятия, мышления) – это психомоторика. Моторика – двигательная активность.

Выполнение и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции.

 

Классификация движений

ДВИЖЕНИЯ

по ведущей цели действия

Рабочие

Локомоции

Мимика и пантомимика

(жесты)

Естественно-органические

Движения по выполнению трудовых операций, профессиональной деятельности (медсестра делает укол, работа на компьютере и т.п.)

Передвижение, совокупность координированных движений, с помощью которых человек перемещается в пространстве: ходьба, бег, лазание и т.п.

(человек идет на работу)

Выразительные движения лицевых мышц и тела

(смеемся, ругаемся, плачем испытываем чувство гнева и сжимаем кулаки; страха – зажмуриваем глаза)

Двигательные акты, обеспечивающие выполнение физиологических функций организма (внутреннего характера –

например, сердцебиение; внешнего – почесывание, мигание, дыхание)

 

 

ДВИЖЕНИЯ

по уровню психической регуляции

Непроизвольные

Произвольные

Рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Врожденные – глотательные движения, отдергивание руки от болевого раздражителя. Бессознательные движения, которые сформировались путем обучения и многократного повторения (автоматизмы и навыки – ходьба, бег, речь, письмо, пользование посудой, одеждой).

Непроизвольные движения в виде навыков входят в состав практически любых произвольных действий

Двигательные акты, которые осуществляются под контролем сознания. Произвольному движению предшествует мысль о нем

(причина движения). Движение совершается после того как было воспроизведено в сознании (знание движения). «Произвольная саморегуляция» - способность к постановке целей, прогнозирование вероятных результатов, выбор адекватных средств их достижения, планирование, контроль за собственным поведением

 

 

ФАКТОРЫ,

обеспечивающие произвольную саморегуляцию

Биологические

Социальные

Созревание лобных структур мозга:

9 лет – основное созревание;

12 лет – окончательная зрелость структур мозга.

При выполнении ребенком задач, не соответствующая уровню зрелости мозга - когда усложняются требования, количество информации растет, скорость по ее переработке возрастает - то возникают перегрузки.

Реакция на перегрузку (м. б. отсроченной по времени): склонность к частым заболеваниям, аллергические реакции, элементы логоневроза (заикание), тики, навязчивые движения и эмоциональные нарушения

Произвольная саморегуляция не дана человеку изначально. Ее формирование зависит от родительских и педагогических вложений (воспитание). От тех программ поведения, которые будут усвоены ребенком.

Особые сложности с гиперактивными детьми. Гиперактивное поведение отрицательно влияет на способность детей координировать движения. Необходимо: давать простые и четкие инструкции, ставить понятные ему задачи, оказывать помощь при их выполнении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx13.95 КБ
Файл psihomyshechnaya_trenirovka.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг друга. Все закрывают глаза, кроме первых -вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

«Запретное движение»

Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным. Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону - шаг назад или руки вверх.

«Зеваки»

Дети идут по кругу. По сигналу педагога (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

«Слоник»

Голова кладется на вытянутую вперед руку-«хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности, можно «прописывать» буквы и цифры. Сначала ребенок выполняет задание одной рукой, затем другой.

«Движение по кругу»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий показывает движение. Следующий по кругу, повторяет движение ведущего и добавляет свое. Последующие участники игры по очереди повторяют движение предыдущего и добавляют свои. И так, пока все дети не примут участие.



Предварительный просмотр:

ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА

(Упражнения на напряжение и расслабление мышц «На берегу моря»)

Игра с  песком (мышцы рук)

Набрать в руку воображаемый песок, сжать «чтоб не высыпалось ни одной песчинки», потихонечку высыпать песок на колени, стряхнуть последние песчинки с кистей, опустить расслабленные руки. Повторить игру 2-3 раза.

Игра с муравьем (мышцы ног)

На пальцы залез муравей – с силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженны, прямые. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.

«Солнышко и тучка» (мышцы туловища)

Солнышко зашло за тучку, стало холодно – сжаться в комок, подрожать, стало жарко – расслабиться, солнышко разморило. Повторить игру 2-3 раза.

«В уши попала вода» (мышцы шеи)

Мы купались, в уши попала вода. Ритмично покачивая головой,  вытряхиваем ее из одного уха, потом из другого. Расслабились.

«Лицо загорает» (мышцы лица)

Лицо загорает – расслабить мышцы лица. Прилетела пчелка – сильно сжать зубы, улетела – расслабить лицо, прилетела – прогонять  губами, расслабиться, покачать на бровях. Улетела, не открывая глаз принять удобную позу – спать хочется.  Звучит спокойная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с дидактическими пособиями, направленными на психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Воркшоп (по К. Фопелю) – учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Учебный процесс, на котором в центре внимания – переживания участников, ...

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Современные методы психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическое пособие, в котором представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями ОДА преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждог...

Методика работы по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ с примерными комплексами занятий

Теоритический материал с примерными комплексами занятий по психомоторной коррекции...

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ с доступными для применения в условиях дошкольного учреждения методиками определения психомоторного развития детей....

Программа психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

В программе представлен цикл занятий, которые помогут детям в возрасте 5-7 лет с нарушениями преодолеть трудности в овладении своим телом.Упражнения, составляющие основу каждого комплекса, подобраны с...

"Работа с иллюстрированными кубиками как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Методическая разработка в форме презентации содержит слайды с рекомендациями и фото. С чего начать работу с иллюстрированными кубиками, как выбрать нужные, какие приёмы использовать? Материал предназн...