Игра-драматизация и ее значение для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Макарова Ольга Анатольевна

Консультация "Игра-драматизация и ее значение для детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dramatizatsiya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Игра-драматизация и ее значение для детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                        Воспитатель

                                                                                        Макарова О.А.

Арзамас 2015г.

«Игра — драматизация и ее значение для детей старшей группы».

Драматизировать - значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Игра- драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя  игры-драматизации имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, игровые действия следует создать, воплотить движениях, мимике, интонациях .  Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др. Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш».

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому  важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла, предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Дети узнают, что модулируя голосом, можно говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх, передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалкова «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят». Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать), я маленький и неуклюжий, люблю есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Этот способ удобен и  способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель - подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.

Знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне НОД.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.


Литература.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.: СОЮЗ, 1997.-с.61-65

2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: ВАКО, 2007. с.5-23

3. Конвенция о правах ребенка. Ст.31

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.: 80000слов и фразеологических выражений. М.: Азъ.-1996.-с.174

5. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой деятельности в детском саду/ под ред.Н.Д.Чистяковой

6. Реуцкая Н.А., Крылова Е.Н., Мефодьева С.А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития// Образование в собственной школе.-2007.-№8.-с.9-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

Театрализованные игры и игры драматизации в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Материал  содержит информацию  о  важности  театральных игр  и игр  дрматизаций  в  развитии речи  детй старшего дошколного возраста  с ОНР. Описаны...

Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...

Авторская программа коррекционного курса "Формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровень"

Данный коррекционный курс направлен на:- формирование пространственных представлений;- формирование понимания предложно-падежных конструкций пространственного значения;- формирование умения употреблят...

«Игры-драматизации как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игры-драматизации как средство развития выразительности речи  детей старшего дошкольного возраста»...