"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
статья (старшая группа) по теме

Бабенко Елена Андреевна

обощение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babenko_e.a._igra-dramatizatsiya_kak_sredstvo.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация как средство коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью

воспитатель Елена Андреевна Бабенко

из опыта работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №7»

г.Усолье-Сибирское

Игра ведущий вид деятельности дошкольников, в рамках которого формируется новый вид деятельности – учебная. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии,  будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра-драматизация значительно отличаются от других игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет  понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

 Л.В. Артёмова пишет, что в игре-драматизации ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с существующим сценарием. Дети переживают за героя, действуют от его имени, внося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим.

 У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого. Эмоции таких детей развиты слабо, часто маловыразительны, однообразны. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать.

 Отечественные исследователи  И.В. Алехина, А.И.Захаров, Н.Л. Кряжева, связывают возникновение проблем в эмоциональной сфере ребёнка

с дефицитом, прежде всего положительных эмоций и волевого усилия. Для реализации своей разработки я создавала условия, в зоне театрализованной деятельности. Изготовление шапочек – масок,  сказочных персонажей (дед, баба, заяц, волк, колобок, лиса, медведь и др.), пальчиковый театр для обыгрывания диалогов (вязаные крючком, сшиты), костюмов и декораций для игр-драматизаций. Активное участие принимали как сами дети, так и родители.

 Коррекция эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации мышечного тонуса, преодолении изменчивости настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражение и победы сверстников.

Необходимы значительные усилия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, а также понимать других детей и взрослых, а в дальнейшем – мог адекватно регулировать своё поведение. Поэтому я решила использовать в разработке  игру-драматизацию, как средство коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.

Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе на основе программы  Е.А.Екжановой,  Е.А.Стребелевой

« Корреционно-развивающее обучение и воспитание».

Целью моей работы, сформировать навыки у детей с общей интеллектуальной недостаточностью понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей, через игру-драматизацию.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:  учить детей выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией через этюды; устанавливать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной вызвавшей его, отражая это в речи (диалоги); развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, особенности поведения в игре-драматизации.

Чтоб реализовать задачи, необходима  взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения: учитель-дефектолог формирует и развивает психические процессы, учитель-логопед психоречевое развитие, музыкальный руководитель развивает дыхательный аппарат и певческие навыки, инструктор по физическому развитию общую моторику, укрепляет мускулатуру.  Для решения задач мною были определены этапы работы: обследование детей (критерии обследования использовала  из программы раздел «Социальное развитие»). Этюды на развитие эмоций. Диалоги. Пересказ сказок по сюжетным картинкам. Игра-драматизация (тематическое планирование).

 

На каждый этап сделала подборку упражнений, пособий с учетом программы, по которой работает наше учреждение.

Этюды: на выражение радости, например «Кто как радуется», «Новые

игрушки», «Кто как бегает, ходит, прыгает», «Поссорились и помирились» и  т.д.  На выражение гнева, например «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика», « Хмурый орел», «Смешинки и злючки», «Волшебный мешочек» и. д. Игры, на развитие эмоций «Встреча эмоций», «Хорошее настроение», «Страх», «Разное настроение», «Три характера» и   упражнение «Тренируем эмоции».  Ежедневно один  из этюдов я использовала в    режимном  моменте, утренний отрезок - перед завтраком, в занятиях, после сна, индивидуально, с подгруппой.

Диалоги по наглядным ситуациям, целью этого этапа, учить детей составлять диалоги по наглядным ситуациям, выступая от лица различных персонажей, используя прямую речь. Например, проблемная ситуация по картинке «Ты и твой друг хотите играть одной игрушкой. Что ты будешь делать в этой ситуации?» - ребенок выбирает ответ, отобрать её у друга; уступить её другу; договориться и поиграть вместе или по очереди. Или другая ситуация « Дети играют в интересную игру, а тебя не берут. Что ты будешь делать?» - ребенок выбирает – предложить взять тебя в игру или предложить свою игру, ребенок может предложить другой ответ. Эти упражнения использовала индивидуально в вечерний отрезок времени, индивидуально.

Диалоги сказочных персонажей. Для  этого сидя, за столом с ребенком друг напротив друга, на указательный  палец одевали персонаж из пальчикового театра  и вели диалог. Например,  «Бабушка и курочка Ряба»

- Курочка Ряба, куда пошла?

- На речку.

-Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

-Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка Ряба, как цыплятки просят пить?

-Пи-пи-пи, пи-пи-пи.  

 Такие упражнения разучивали индивидуально, в паре в свободной деятельности. На музыкальном занятии попевали некоторые диалоги, используя шапочки-маски.

Целью обучения  детей рассказыванию по серии  сюжетных картинок: учить детей описывать серию сюжетных картинок, устанавливая причинно-следственные зависимости между событиями. Использовала приемы, образец рассказа; дублер рассказа; план  рассказа; коллективное составление рассказа детьми.

Содержание работы: чтение произведения с использованием игрушек (настольного театра), видео просмотр сказки, разучивание песен на музыкальном занятии, показ детьми сказки с использованием кукольного, пальчикового театра; пересказ сказки по сюжетным картинкам. Составила тематическое планирование по рассказыванию сказок, исходя и программного содержания: «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Три поросенка». На каждую сказку у нас получилось два месяца разучивания.

На заключительном этапе состоялся показ для детей и родителей дошкольного учреждения сама игра-драматизация. Попутно в игре, я провела обследование детей с целью, как дети научились различать эмоциональные состояния. Пришла к выводу, что эмоции детей приобретают значительную глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции, появилась дружба со сверстниками. Дети стали выделять сверстника, как объект для взаимодействия, проявлять инициативу в организации взаимодействия с окружающими людьми. Научились усваивать правила поведения.

 Таким образом, в процессе подготовки и проведении игры-драматизации ребенку дается возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Считаю что, моя разработка, направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы, тренировкой узнавания эмоций по внешним проявлениям; снижением эмоционального напряжения.

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду, М. 2005-с87

2.АртемоваА.В. Театрализованныеигры дошкольников М: Просвещение, 1991- 127с

3. Екжановой Е.А. « Корреционно-развивающее обучение и воспитание» /  Е.А. Екжановой,  Е.А. Стребелевой -М: Просвещение 2003- 271с

4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т. А.  Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина – М. 2006- 147с.

5.. Кряжева  Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Пособие для работников детских садов  М: Сфера  2001- 128с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...

«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...