Подготовка родителей будущих первоклассников к построению сотрудничества с образовательным учреждением
статья (старшая группа) на тему

Для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка родителей будущих первоклассников к построению сотрудничества с образовательным учреждением

На современном этапе развития человечества, процессу развития ребенка отводится ведущая роль. В российской системе развития детей складывается система поддержки и помощи ребенку и его семье в процессе адаптации к школе. Поступление ребенка в школу связано с переориентацией его от одной ведущей деятельности к другой, к изменению распорядка его жизни. Кроме того, в это время происходит процесс формирования некой внутренней позиции, которая отвечает за мотивированность младшего школьника к процессу обучения. При этом, значительную роль в процессе адаптации ребенка к школе играет семья, которая также включается в образовательный процесс и привлекается к решению организационных вопросов касательно обеспечения для ребенка комфортного пребывания в школе. Однако, успешное включение родителей в воспитательный и образовательный процесс также предполагает адаптационный период, и он далеко не всегда проходит успешно, что в дальнейшем выливается в проблемы, связанные с успеваемостью детей, а также проблемы взаимодействия родителей со школой. В связи с этим взаимодействие с семьей становится одним из приоритетов деятельности в подготовке родителей будущих первоклассников [7].

Сотрудничество и умение сотрудничать является важной составляющей не только педагогического процесса, но и жизни человека. Без умения сотрудничать человек не имеет возможности полноценно социализироваться и взаимодействовать с окружающими его людьми.

Сам процесс сотрудничества определяется как совместная деятельность, в результате которой стороны взаимодействия получают определенную выгоду [4].При этом центральной точкой сотрудничества является исключение принуждения.

С.Л.Соловейчик определял сотрудничество, как «совместную работу равных» [8]. Другое определение, данное О.В.Солоднякиной, гласит, что сотрудничество – это  «совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов» [9].

Однако для построения сотрудничества необходима готовность обеих сторон к предстоящему взаимодействию.

Отметим, что готовность  к построению сотрудничества и общая готовность относится друг к другу как часть относится к целому.

 Понятие «готовности» было рассмотрено многими педагогами и психологами. Так, например, В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. [5, c.113-114]. Другое определение, данное Д.Б. Элькониным гласит, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [6, c.73]. Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [1, c.103-105]

Таким образом, формирование готовности к сотрудничеству  должно строиться поэтапно и включать в себя формирование психологической, педагогической, социально-юридической и материальной готовности к сотрудничеству в системе.

В связи с этим необходимо не только помочь семье, направить ее по пути формирования готовности к сотрудничеству, но и помочь педагогам, дав им необходимые для подобной работы знания.

Сотрудничество и подготовка родителей будущих первоклассников к дальнейшему взаимодействию с образовательным учреждением имеют большую практическую ценность для современной педагогики, о чем свидетельствуют многие исследования. Например, Даурова М.Р. в своей работе указывает на актуализацию вопроса в современном мире:  «Анализ научных работ и собственного опыта позволяет констатировать, что, участники образовательного процесса, теоретически признавая важность оптимизации взаимоотношения, на практике не готово к эффективному сотрудничеству. Следовательно, в настоящее время актуализировалась проблема организации педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях.» [3].

Однако в настоящее время процесс подготовки родителей к сотрудничеству со школой изучен явно недостаточно. Это и послужило причиной того, что мы обратились к данной проблеме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может послужить основой для создания программ подготовки семьи к началу образовательной деятельности ребенка.

Целью  нашего исследования является экспериментальное изучение особенностей развития конструктивных отношений родителей и начальной школы. В соответствии  с заявленной целью, можно выделить следующие задачи исследования: 1) Выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей; 2) Выявить активность родителей в подготовке к школе; 3) Выявить  отношение педагогов к вопросу необходимости подготовки родителей к обучению их детей в школе; провести исследование и проанализировать полученные данные.

В исследовании принимали участие две группы родителей по 20 человек – экспериментальная и контрольная, а также 20 педагогов начальной школы.

Методы. Исследование проводилось с использованием анкетирования и  тестирования. В процессе исследования  были использованы анкеты для родителей  и для педагогов, а также методика И.А. Хоменко «Готовность родителей к обучению детей (ГРОД)» [2].

 Согласно данным анкетирования, экспериментальная группа родителей показала результаты более высокой информированности о готовности ребенка к школе и своей роли в этом процессе.  Родители экспериментальной группы в ответах на вопросы анкеты отмечали, что готовность ребенка к школе заключается в следующих приоритетных критериях (рис.1):

Рис. 1. Приоритеты критериев готовности экспериментальной группы

(участвовало 20 человек).

 В противовес данному мнению родители контрольной группы выстроили следующие приоритеты критериев готовности (рис.2).

Рис. 2. Приоритеты критериев готовности контрольной группы

(участвовало 20 человек).

Фактически, как возможно отметить, родители  контрольной группы отметили навыки, которые в целом не связывают ребенка со школьной адаптацией,  тогда как родители экспериментальной группы, напротив – сделали акцент именно на них. Для ребенка в период адаптации к школе не столь важным является умение читать, писать и считать. Этим навыкам он учится в процессе обучения. Наиболее важным является умение приспособиться к новой среде, ощутить в ней психологический комфорт, на что и был сделан упор родителями с подготовкой.

При ответе на вопрос, в чем родители видят свою роль в подготовке ребенка к школе, родители контрольной группы  отметили приоритет следующих критериев и показателей: материальная составляющая – 100%; выбор школы – 80%; обучение первичным навыкам – 60%; информирование детей о специфике школьного обучения – 50%.

Следует отметить, что родители контрольной группы акцентировали внимание больше на материальных составляющих процесса, на прикладном характере подготовки. Такой важный аспект, как информирование показался важным только половине родителей.

 В противовес этому родители экспериментальной группы определили следующие ведущие критерии: информирование ребенка о специфике школьного обучения и его роли – 100%; формирование положительного восприятия школы в сознании ребенка – 80%; поиск возможностей знакомства ребенка с будущими одноклассниками – 60%; материальные составляющие – 40%.

В тоже время экспериментальная группа отмечала наиболее значимыми факторы, которые будут способствовать успешной школьной адаптации детей, их психологического комфорта.

Различия приоритетов между контрольной и экспериментальной группой также наблюдались и в показателях процесса подготовки к школе. Среди родителей контрольной группы: не считают необходимы специально готовить ребенка к школе – 40%; приобретают школьные принадлежности, оборудуют школьный уголок в доме – 100%; занимаются с ребенком дома – 60%; рассказывают ребенку о школе, о собственных школьных воспоминаниях, спрашивают о переживаниях ребенка по поводу школы – 50%. Среди родителей экспериментальной группы приобретают школьные принадлежности, оборудую школьный уголок в доме – 100%; занимаются с ребенком дома– 100%; рассказывают ребенку о школе, о собственных школьных воспоминаниях, спрашивают о переживаниях ребенка по поводу школы – 100%; ребенок посещает специалиста, готовящего к школе, развивающие учреждения – 70%.

Как возможно отметить, родители экспериментальной группы подходят к подготовке более активно и уделяют больше внимания подготовке ребенка к школе.  Среди предложенных форм работы с родителями респондентами контрольной группы в приоритет ставились (рис.3).

Рис. 3. Формы работы с родителями контрольной группы

 (участвовало 20 человек).

Как возможно отметить, родителями  контрольной группы предпочтение отдается дистанционному общению с коллективом школы и фактическое отстранение от участия в школьной жизни.

Среди родителей экспериментальной группы наблюдается большая ориентированность на участие в школьной жизни и общении с педагогическим коллективом: приглашение родителей на открытые уроки – 80%, привлечение родителей к проведению мероприятий – 60%, знакомство родителей с содержанием и методикой образования – 50%, психолого – педагогическое просвещение родителей – 60%.

В противовес контрольной группе экспериментальная не акцентирует внимание на удаленной форме общения и выбирает контактные методы.

Ориентированность на контактные методы экспериментальной группы также прослеживается и в определении приоритетных форм сотрудничества родителей со школой и улучшение связей родителей и школы. Среди приоритетов экспериментальной группы выделены: проведение праздничных и культурных мероприятий – 100%; активное взаимодействие и сотрудничество с классным руководителем – 80%; собрания, лекции, занятия для родителей – 60%.

Среди родителей контрольной группы приоритет отдается удаленным формам: информирование через электронные письма, смс – уведомления – 60%; размещение информации для родителей на сайте школы – 50%; проведение родительских собраний – 50%.

Фактически  родители контрольной группы выделяют стандартные меры взаимодействия родителей и школы и делают акцент на тех, которые не требуют их личного присутствия и позволяют получать информацию в удобной для себя форме в удобное время.

В целом же возможно отметить, что родители экспериментальной группы в большей степени ориентированы на коммуникацию и осознают ее роль в установлении конструктивных взаимоотношений со школой и роли их в процессе адаптации ребенка к школе. Родители контрольной группы уделяют внимание только поверхностным факторам, которые подразумевают выполнение стандартных обязательств перед школой и ребенком, фактически не связанных со школьной адаптацией ни самого ребенка, ни родителей.

По результатам тестирования (методика ГРОД И.А. Хоменко) у родителей контрольной и экспериментальной группы также наблюдаются явные отличия позиций и умений.

Согласно полученным данным, родители контрольной группы имеют следующие показатели готовности к школьному обучению детей (рис.4).

Рис. 4. Показатели готовности к школьному обучению контрольной группы            (участвовало 20 человек).

Как возможно отметить, высокий уровень оказался несвойственным ни одному из родителей контрольной группы. Также возможно отметить, что в  среднем низкий уровень по показателям перевешивает средний и в целом родители не готовы к школьному обучению детей с вытекающими из этого проблемами, в том числе и проблемой отсутствия готовности к диалогу со школой.

Показатели экспериментальной группы демонстрируют большую подготовленность родителей к школьному обучению детей (рис.5).

Рис. 5. Показатели готовности к школьному обучению контрольной группы  (участвовало 20 человек).

Как возможно отметить, в подавляющем большинстве родители демонстрируют средний и высокий уровень готовности, что  в значительной мере отличается от уровня готовности родителей без предварительной подготовки взаимодействия со школой.

Следующим этапом исследования стал опрос педагогов. Целью опроса являлось выявление необходимости подготовки родителей к обучению их детей в школе по мнению специалистов.

В результате анкетирования было опрошено 20 педагогов. Выявилось, что все 100% педагогов считают необходимым готовить родителей будущих первоклассников к построению сотрудничества со школой.

Таким образом, возможно отметить, что как родителями, так и  педагогами признается актуальной предварительная подготовка к школе. Как было выявлено, именно родители первоклассников, которые проходили предварительную подготовку, показывают большую готовность сотрудничать со школой и осознают значимость этого процесса, проявляют большую готовность к школе в целом. У родителей же, которые не проходили подготовку, готовность к школе осознается только на уровне необходимости обеспечить ребенка всем необходимым инвентарем и рассказать ему о школе.

По мнению учителей, наиболее серьезной проблемой для родителей при поступлении их детей в школу является проблема коммуникативного характера. Родители просто не готовы к конструктивному диалогу с педагогом и не осознают, что не только учитель играет роль в успехах адаптации ребенка к школе, но и сами родители.

В соответствии с этим требуется проведение специальной работы как с родителями будущих первоклассников, так и с педагогами. Посредством данной работы, можно создать надежную базу для дальнейшего сотрудничества  семьи и образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. - 192 с.
  2. Думская О.Б., Хоменко И.А. Влияние стиля семейного воспитания на формирование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. // Семья XXI века: Выпуск 1. Сборник научных статей./ Под ред. Хоменко И.А. – СПб: Борей Арт. 2006 – С.49-52.
  3. Даурова М.Р.  «Школа взаимодействия» как форма оптимизации учебно – воспитательского процесса образовательного процесса // Новые технологии. – 2012. № 1. – С. 1 - 4.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
  5. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.- 272 с.
  6. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста под ред.Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М.: 1988 - 189 с.
  7. Розанов Д.А. Современная практика взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.- 2008.- № 73-1. – С. 153 -155.
  8. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2./А.С. Спиваковская – М.:Дашков, 2000. – 207 с.
  9. Солодякина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Пособие для работников ДОУ.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
  10. Хоменко И.А.  Детская или родительская: чья готовность к школе важнее? // Народное образование. - № 6. – 2010. – С. 247-253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....

Подготовка детей к школе. Родителям будущих первоклассников.

В информации для родителей даны рекомендации по подготовке детей к школе: развитие мелкой моторики, освоение некоторых упражнений для развития логики и мышления и т.д....

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Рекомендации для родителей «Современные подходы к организации сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи"...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»

  Семинар-практикум для родителей  «Сотрудничество  родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы  родителям будущих первоклассников&raq...

«Школа для родителей будущих первоклассников» как одна из эффективных форм работы с родителями в рамках преемственности по обеспечению подготовки ребёнка к школьному обучению»

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования (из опыта рабоиты). Тема: «Школа для родителей будущих первоклассников» как од...