Главные вкладки

    ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
    статья на тему

    Конькова Ирина Геннадьевна

    Биоэтическое воспитание как часть нравственного воспитания и неотъемлемая составляющая воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problemy_bioetiki.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ  В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

                                                             Конькова И. Г., воспитатель  МБДОУ № 31

    Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам есть полнейшее ручательство за нравственное поведение.

                                                          Шопенгауэр

    Современная ситуация развития детей дошкольного возраста требует особо пристального внимания к нравственному воспитанию. Жестокость, агрессия, насилие все больше пропитывают сознание современного человека. Ребенок-дошкольник, к сожалению, одинаково восприимчив как к положительным, так и отрицательным  воздействиям извне. Поэтому так важно, чтобы взрослые – родители, педагоги, с первых шагов воспитывали у ребенка нравственно-этическое отношение к окружающему миру.

    В основу нравственного воспитания должна быть положена не просто этика, а универсальная этика.

    Этика является исторической категорией, изменявшейся с развитием общества и духовным ростом человека. Этика – это наука о правильном отношении человека людям, к своему жизненному пути. В процессе эволюции этики развивалась и ее составная часть - биоэтика.

    Биоэтика - это область нравственного отношения к природному миру – животным, растениям.

     Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого, даже если этот другой – животное или растение. Этика отношения к людям и этика отношения к животным - биоэтика - имеют одну и ту же психическую основу, а именно способность сопереживания. Поэтому воспитание у детей доброго отношения к животным и растениям формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта, милосердие и другие.

    Биоэтическое воспитание - это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. При биоэтическом воспитании устраняется та ущербность миропонимания, которую Швейцер называл игрой на рояле, когда нельзя касаться определенных клавиш - эти клавиши представляли собой те области деятельности человека, которые не выдерживали критики с точки зрения этики, т. е. отношение человека к животным.

    Задача нравственного воспитания - формирование этичного человека. Как указывалось выше, этика понимается как ответственность перед окружающими в самом широком смысле. Но человек может чувствовать ответственность за окружающих и действовать в их интересах только, если он способен к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Поэтому нравственное воспитание, в первую очередь, должно иметь задачей формирование у ребенка таких качеств, как милосердия, доброты, способности к состраданию. Такие чувства ребенок может испытывать к тому, кто слабее его и нуждается в помощи и защите.  Для маленького ребенка таким слабейшим, нуждающимся в его добром поступке существом, может быть животное или растение. Окружающие ребенка взрослые до такой степени сильнее ребенка, что любая ситуация, когда ребенок "оказывает помощь" взрослому, страдает нарочитостью. Ребенок очень быстро начинает понимать неправдоподобность этой ситуации, и она теряет нравственный смысл.

    Мы знаем, что дети более отзывчивы в отношении животных, более обостренно переживают то, что происходит с животными. Из этого следует то, что отношение детей к животным - это та область деятельности ребенка, на которую воспитателю нужно акцентировать свое внимание. Именно в этой области можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

    Сейчас, в ситуации экологической нестабильности, становится очевидным, что взаимоотношения человека с миром природы должны отвечать принципу универсальной этики Швейцера «Благоговение перед жизнью, кому бы она ни принадлежала»  - человек должен уважать все живое . Это принцип биоцентризма – уважения к интересам всего живого, - и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения выигрывает не только природа, но и общество.    

    Формирование этического отношения к животным осуществляется с помощью взрослых, а именно, с помощью родителей – в семье и воспитателей – в детском саду.

    В семье этичное отношение ребенка к животному формируется с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Взрослые должны с пониманием относиться к потребностям животных, которые не сводятся только к принятию пищи, воды, моциона. Животное нуждается в общении, может страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, они самоценны и могут чувствовать и понимать окружающее в той же степени, что и люди. Но, к сожалению, не все родители имеют достаточный багаж знаний в области биоэтики. Поэтому нужно проводить занятия, на которых осуществляется нравственное воспитание, не только для воспитанников, но и для их родителей. Ведь для наибольшей эффективности нравственного воспитания должно присутствовать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье. Примером недостаточной экологической образованности родителей является то, что не все родители даже знают о том, что идея дарить животное, как неодушевленный предмет, неэтична.

    Затем, этичное отношение к животным продолжает формироваться у ребенка в детском саду. Для того чтобы достичь такой цели, как воспитание доброго отношения к животным, уважения к их жизни, воспитатель должен рассказать детям дошкольного возраста о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого из них; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Важнейшим моментом в готовности воспитателя грамотно применять биоэтику в различных областях образовательной деятельности является формирование положительного отношения самого воспитателя к правилам биоэтики.

     К сожалению, в  России биоэтика пока что в обязательном порядке изучается только при естественнонаучной специализации: на биологическом факультете и др., что снижает уровень экологической грамотности. Однако сейчас ведется работа по внедрению ее в вузы всех профилей. Биоэтика также преподается в экспериментальном порядке в некоторых российских школах. Уже изданы учебные пособия – «Биоэтика в высшей школе» и «Биоэтика в школе» Т. Н. Павловой.

    Литература:

    1. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система «природа-общество-человек». Устойчивое развитие. - Москва-Дубна,  2002
    2.  Маслова Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология. -  М., 2002.
    3. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе. – М., 2008.
    4. Уилсон Р.А. Психология эволюции. -  Киев, 2000.
    5.  Шванева И.Н. Психология ноосферного развитии. М. 2002, стр.21.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Авторская разработка посвящена одной из актуальных проблем – экономическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

    Мониторинг уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

    ПотребностиВладеет понятием «потребности»Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) Труд Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, дома...

    Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

    Высокий уровень – 3 баллаСредний уровень – 2 баллаНизкий уровень – 1 балл Мониторинг уровня знаний детей по «Экономическое образование и воспитание детей»(старшая группа) № п/п...

    Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

    Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

    Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

    Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. ...

    Современные проблемы дошкольного образования и воспитания

    В данной статье анализируется состояние дошкольного образования до и после принятия Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), рассматриваются проблемы социального развития ребён...

    Уровень знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

    Уровень знаний детей по теме«Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)...