Главные вкладки

    Проектная деятельность в подготовительной группе «Скоро в школу» воспитатель Саитова З.Ш.
    проект (подготовительная группа) на тему

    Саитова Зульфия Шамилевна

    Проект "Скоро в школу" подготовительная группа размещен план реализации проекта, актуальность, цель и задачи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 44»

    Проектная деятельность в подготовительной группе «А»

    На 2015-2016 учебный год
    «Скоро в школу»

    http://fs00.infourok.ru/images/doc/85/102647/hello_html_m33ead2d4.png

    Автор-разработчик:

    Воспитатель

    Саитова З.Ш.

    г.о. Саранск 2015

    Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).

    Вид проекта: психолого-педагогический.

    Возраст детей: подготовительная группа

    Участники проекта:  воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель.

    Актуальность проекта:

    Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

    Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

    Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили меня в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.        Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.

            Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир. Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.

            Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:

    -смену режима дня и питания,

    -смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного  времени, чем в детском саду),

    -непривычно высокий уровень шума на перемене,

    -увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;

    -смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);

    -необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;

    -необходимость организовать своё рабочее место за партой;

    -требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

    -необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

    -возможный неуспех в деятельности;

    -увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.

            Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразова- ниями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

            Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.

            Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

            Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

            Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.  Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», « тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».

            Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтере- сованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

    -неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности,

    -трудности в поиске друзей среди одноклассников,

    -расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.

            Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.

            Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.

        В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.

            И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

            В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.

            Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

    Цель проекта: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни.

    Задачи проекта:

    Для детей:
    1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
    2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

    3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

    Для родителей:

    Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.

    Ожидаемый результат:

    - благоприятное течение адаптационного школьного периода.

    - формирование у детей мотивационной готовности к школе;

    - повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;

    - снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

    Реализация проекта «Скоро в школу » предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов: 

    -целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

    -научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

    -единства содержания форм и методов работы;

    -личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

    -сотрудничества детей, педагогов и родителей;

    -доступности;

    -системности и последовательности.

    Иллюстративный и печатно-наглядный материал:

    1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».

    2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и будущее».

    3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного альбома».

    4. Картины художников:

    5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.

    6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.

    Используемая литература:

    -А.К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991.

    -ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера.

    -ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

    № 2/2008,  №9/2008,  №9/2011,  М – МЦФЭР Ресурсы

    План реализации проекта

    Тема и форма проведения мероприятия, участники

    Месяц, Образовательные области

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Сентябрь

    Подбор психолого-педагогической литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику.

    Диагностика.

    Помощь родителей в подборе иллюстрированного и видеоматериала.

    Октябрь

    Социально – коммуникативное развитие

    Речевое развитие

    Беседа: «Чего я жду от школы», «О правилах поведения в школе».

    Художественно – эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    НОД «Рисование» - «Школьный портфель».

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Мы играем в школу».

    Папка-передвижка «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».

    Социально – коммуникативное развитие

    Речевое развитие

    Дидактические игры: «Это я, это я, это все мои друзья!», «А мы в школу пойдем». 

     

    Ноябрь

    Социально – коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

     Экскурсия в школу.

    Речевое развитие Познавательное развитие

    НОД «Речевое развитие»  - «Школа. Школьные принадлежности».

    Консультация «Леворукий ребёнок».

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы:     В. Берестов «Считалочка».

     

    Речевое развитие Познавательное развитие

     Театрализованная игра: « «Петрушка идет в школу».

    Декабрь

    Речевое развитие

    Ситуативная беседа «Почему нужно учиться?», «Вспомним, какими мы были в младшей группе»

    Памятка для родителей: «Готовим руку к письму»        

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы:     В. Воронкова «Подружки».

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    НОД  «Путешествие в страну математики».

     

    Физическое развитие

    Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена».

    Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»

    Январь

    Художественно – эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    НОД «Аппликация» «Закладка для книги «Мышка»» (подарки ученикам 1 класса)

     

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы:    умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» -  «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения».

    Февраль

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Дидактические игры: «Для чего нужен предмет», «Первоклассник».

     Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников».

    Художественно – эстетическое развитие Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Театрализованная игра: «Незнайка идет в школу».

     

    Речевое развитие Познавательное развитие

    Чтение пословиц и поговорок о школе.

     

    Социально – коммуникативное развитие

     Речевое развитие

    Беседа:    «Моя любимая игрушка» (Почему нельзя брать в школу игрушки)

    Март

     Речевое развитие Познавательное развитие

    Загадки: о школе, школьных принадлежностях.

     Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе» »

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Самомассаж пальцев и кистей рук «Наш веселый карандаш» (с ребристым карандашом). Пальчиковая гимнастика «В школу».

     

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы:    умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи», «Собирание портфеля»,  В. Головкин «Не везет», В. Драгунский «Денискины рассказы».

     

    Речевое развитие

    Театрализованная игра: «Мальвина учит Буратино».

    Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Режим дня для первоклассника»

    Апрель 

    Речевое развитие

    Игра – фантазия «Когда я буду учеником…»  

     

    Социально – коммуникативное развитие

    Речевое развитие

    Сюжетно – ролевые игры: «Магазин канцтоваров», «Школьный урок».

     

    Речевое развитие Познавательное развитие

    Чтение художественной литературы:      умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «  «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность».

    Помощь родителей в подборе иллюстрированного материала для изготовления стенгазеты «В добрый путь!».

    Речевое развитие

    Театрализованная игра: «Незнайка собирает портфель»

    Май

    Художественно – эстетическое развитие

    Мастер-класс «Аппликация» - «Пригласительная открытка на выпускной бал».

    Родительское собрание «Что должен знать ребёнок 6-7 лет при поступлении в школу».

    Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие

     Песни, стихи про детский сад. Танцы, прощальный вальс.

     Диагностика

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная деятельность в подготовительной группе "Скоро в школу"

    Образовательная деятельность в подготовительной группе  "Скоро в школу"...

    Проектная деятельность в подготовительной группе "Скоро в школу"

    Проектная деятельность в подготовительной группе "Скоро в школу"...

    Проектная деятельность в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

    Проектная деятельность в подготовительной к школе группе«Скоро в школу»...

    Конспект открытого НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

    Цель: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы....

    Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать»

    Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать»...