Мастер - класс "Щепочки - прищепочки"
методическая разработка по логопедии по теме

Татьяна Ивановна Жданова

Мастер - класс  для воспитателей ДОУ. Цель проведения: знакомство воспитателей с инновационными приемами развития мелкой моторики у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master-klass.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мценска «Детский сад №4» 

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ

«Использование нетрадиционных форм работы на логопедических занятиях»

Подготовила и провела

учитель-логопед Жданова Т.И.

февраль 2015

Цели: 

  1. Ознакомление педагогов с нетрадиционной формой работы - работой с прищепками, методикой  проведения,  различными приемами, гигиеническими требованиями.
  2. Передача и трансляция своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности.

Вступительная часть

Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Дети, приходящие в логопункт, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательных процессов. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и др. Однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы детям, чем специальные игры из разряда развивающих. Такими игрушками могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.

При выполнении игровых упражнений с прищепками
решается несколько задач:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Закрепление правильного произношения звуков в слогах и словах.
  3. Обучение дифференциации звуков в слогах.
  4. Упражнение в слоговом анализе и синтезе.
  5. Расширение и активизации словаря дошкольника
  6. Развитие памяти и мышления.
    Развитие творческое воображения.
    Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
     

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе. Что изменилось сейчас? В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой. Будет ли ребенку интересно? Давайте посмотрим!

 (включение видеоролика)

Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками. Предлагаю доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спрашиваю у них, какую часть предмета они доделали. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, способствую развитию конструктивного мышления.

Основная часть (с демонстрацией приемов)

Использование прищепок

в автоматизации изолированного звука

Звука «Ж»:

Овал с помощью прищепок превращается в усатого жука.

Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука "Ж":

"Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.

 Звука «Л»:

«Самолет, самолет отправляется в полет: Л-Л-Л»

Использование прищепок

в автоматизации в слогах и чистоговорках

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу.
Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Использование прищепок

в автоматизации звуков в предложениях

Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками.

Например:

«Солнце согревает землю жаркими лучами.

Желтые цыплята клюют пшено.

За ними приглядывает важный петух.

Протяжно мычит корова Зорька.

Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».

Использование прищепок

в автоматизации звуков в загадках

Ёжик

Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку: "Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка они хотят". Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с  носиком и глазами, мало похож на ежика... Вот тут и приходят на помощь  прищепки. Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удовольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иголочки.

Использование прищепок

в автоматизации звуков при заучивании стихотворений

Когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками.

Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.

Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.


Использование прищепок

при закрепление лексического материала

Тема: «Насекомые»

Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза,
Вот она и
стрекоза.

Здравствуй, Божья коровка,
Ты по травке ползёшь ловко!

Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.

Тема: «Овощи»

 На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки зелёного цвета - это ботва.

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем -

Сразу овощи узнаем.

Использование прищепок

в логопедических играх

Игра «Звуковые домики»

Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета.

Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.

Игра «Звук и цвет»

Для игры понадобятся прищепки трех цветов и карточки со слогами.

Задание: Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед называет слог (или односложное слово), например, «да».

Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух.

Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.

Игра «Слова с прищепками»

Взрослый  произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.

Игра «Смотри не ошибись!»

Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.

Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

Игра «Поставь ударение»

Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов.

Логопед, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.

Игра «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)»

Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.

Задание. Определить, твердый или мягкий звук  на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.

Игра «Предложение»

Оборудование: прищепки, карточка с предложением.

Задание. Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).

Игра «Птицы»

Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с перелетными птицами, а синими – с зимующими. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Использование прищепок

в подвижных и малоподвижных играх

Игра «Поймай жука»

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите детям, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем.

 Соревнования

Кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время.   А можно просто цеплять их на одежду, украшая ее таким образом, или превратиться, например, в ежика с колючками-прищепками.

Аналогично можно поиграть: Кто быстрее снимет прищепки?

Игра «Салочки»

Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки.

Заключительная часть

Вывод: Опыт работы по использованию прищепок  показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Дайте ребенку прищепки, и он сам придумает, как еще их можно использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие "Буковка-прищепочка"

Дидактическая  игра направлена на: ØРазвитие речевых процессов звукового анализа, закрепление звуков в слогах;ØСоставление коротких слов, развитие  словаря, усвоение грамматических категорий...

Пособия серии "Умные прищепочки"

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой у...

Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки»

Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию дви...

Выступление на родительском собрании работа с тренажёром «Разноцветные прищепочки».

Пособие представляет собой набор разноцветных прищепок из пластмассы, различной величины – большие и маленькие, а так же деревянные прищепки, в количестве 10 штук на каждого ребёнка.Работа с при...

Прищепочка маленькая да удаленькая

Проект "Прищепочка маленькая да удаленькая"...

Игра на развитие мелкой моторики "Прищепочка"

Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку.  Польза игр с прищепками. Помимо развития мелкой моторики...

Волшебные прищепочки

Волшебные прищепочки...