Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека на тему

Башкина Оксана Валентиновна

основные виды сюжетно-ролевых игр в детском сад, задачи, атрибуты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл каталог сюжетно-ролевых игр31.83 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА».

Задачи:

1. Привить детям положительные привычки поведения в общественном месте.

2. Воспитать у детей понимание значимости труда врачей; сложность их работы.

3. Закрепить навыки вежливого обращения друг к другу; заботу о больных.

4. Закрепить и уточнить знания детей о работниках поликлиники.

5. Показать разнообразие врачей по специальностям и кабинетам.

6. Обогащать речь детей следующими словами: терапевт, хирург, окулист, лор, стоматолог, рентген, операция, кабинет, инструменты и пр.

Обогащение содержания:

1. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Умей обождать», В. Овсеева «Лекарство» и др.

2. Рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов – все по теме «На приеме у врача».

3. Беседы о труде врача, медсестры.

4. Детская игра «Кому, что нужно для работы».

5. Изготовление атрибутов.

Атрибуты:

- халаты

- косынки

- повязки

- аптечка

- карточки

- рецепты

- регистратура и пр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ».

Задачи:

1. Воспитывать умение вежливо, с вниманием обслуживать посетителей.

2. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, необходимость следить за своим внешним видом.

3. Воспитывать у детей чуткое, внимательное отношение, доброжелательность друг к другу; разговаривать вежливо.

4. Уточнить представление о труде работников парикмахерской. Дать знания о парикмахерской: нужна, чтобы люди были красивыми: аккуратно причесаны, подстрижены и т. п.

5. Знакомить детей с правилами посещения парикмахерской.

6. Научить детей пользоваться услугами парикмахерской.

7. Активизировать словарь детей за счет слов: прическа, фен, бигуди, стрижка, завивка и т. д.

Атрибуты:

- расчески

- ножницы

- бигуди

- накидки

-халаты

- журналы причесок и пр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ».

Задачи:

1. Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к родителям.

2. Формировать доброжелательность, отзывчивость, заботу к своим родителям, родным; к товарищам по игре, к людям вообще.

3. Учить детей видеть: какие обязанности в семье выполняют взрослые и отражать их в своих играх.

4. Закрепить умение выполнять действия взрослых в семье.

5. Учить детей использовать предметы быта, пользоваться наборами мебели, мелкими куклами и самим добавлять необходимое.

6. Поощрять желание и умение самостоятельно создавать обстановку.

Обогащение содержания:

1. Чтение художественной литературы: В. Овсеева «Волшебное слово», В. Калинина «Малыши» и др.

2. Рассматривание иллюстраций о семье, картины «Семья», беседа о ней.

3. Беседы, составление рассказов на тему «Как я помогаю маме», «Чем мы занимаемся в выходной день».

4. Занятия по изобразительной деятельности на темы: «Моя мама», «Моя семья», «Мой дом» и т. п.

5. Детская игра «День рождения куклы».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК».

Задачи:

1. Привить детям положительные привычки поведения в общественном месте.

2. Закрепить у детей навыки доброжелательного отношения к животным, заботу о них.

3. Закрепить и уточнить знания детей о животных зоопарка.

4. Воспитывать у детей понимание значимости труда работников зоопарка.

5. Знакомить детей с правилами посещения зоопарка.

6. Обогащать словарный запас детей за счет слов: загоны, павильон, клетка, бассейн, жители пустыни, террариум, пресмыкающиеся, земноводные, водоплавающие и др.

7. Показать разнообразие животного мира земли на примере животных зоопарка.

Обогащение содержания:

1. Экскурсия в зоопарк.

2. Беседа «Животный мир планеты Земля».

3. Рассматривание картины и иллюстраций на тему «Животные».

4. Составление загадок о животных.

5. Аппликация «Животное, которое меня удивило».

Атрибуты:

- строительный материал для постройки зоопарка, клеток и т. д.

- мелкие резиновые игрушки – животные.

«АТЕЛЬЕ МОД»

Атрибуты: вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной длины (ширины, условные мерки (картонные полоски, ножницы, детские швейные машинки, цветные карандаши, выставка тканей, журналы мод.

Роли и сюжет: заведующая ателье, закройщики, портные, приёмщица, кассир, рабочие ателье, шофёры, заказчики.

Куклам к празднику нужны нарядные платья. Закройщик снимает мерки, отмеряет ткань на платье, заказчице предлагается журнал мод для выбора фасона. Затем работа оплачивается в кассе. Рабочие ателье начинают шить платье.

В ателье организуется выставка тканей, приходят посетители, рассматривают ткани, покупают себе на платье, здесь же заказывают.

В ателье закончилась ткань, заведующая ателье заказывает ткань на складе, шофёр её привозит.

«ЗООЛЕЧЕБНИЦА»

Атрибуты: игрушки животных, грелки, градусники, шприцы, рецепты.

Сюжет и роли: ветврач, медсестра, посетители с животными, регистратор

Заболела собака (кошка, её приносят в ветлечебницу, записывают в регистратуре. Врач осматривает животных, медсестра ставит уколы, градусник, поит лекарством.

На ферме заболела корова, ветврача вызывают на ферму. Он осматривает животное, говорит, как надо его лечить, как ухаживать.

Каталог

сюжетно-ролевых игр

для детей

старшего дошкольного возраста

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН».

Задачи:

1. Воспитывать у детей хорошие, положительные поступки; вежливость, заботу о других; умение выразить благодарность за оказанные услуги.

2. Воспитывать у детей добрые отношения между «продавцом» и «покупателем».

3. Закрепить знания о труде работников магазина (продавца, кассира, директора, рабочего) .

4. Обучать детей правилам пользования услугами магазина, закрепить знания о порядке приобретения товара в магазине.

5. Обогащать речь детей за счет слов: универсам, отделы, бакалея, галантерея, кондитерская, канцелярский, мебельный, товар, продавец, кассир, касса, заплатить, чек и пр.

6. Учить детей самостоятельно распределять роли и обязанности в игре.

7. Учить в игре подражать действиям взрослых; использовать приобретенные покупки по назначению.

Обогащение содержания:

1. Экскурсии в магазин.

2. Рассматривание картины «В магазине»; иллюстраций, составление рассказов по ним.

3. Детская игра «Кому что нужно для работы», детская игра «Четвертый - лишний».

4. Рисование на тему «Магазин», лепка овощей, фруктов, печенья, пряников для игры.

5. Изготовление атрибутов.

Атрибуты:

- касса

- халаты

- шапочки

- чеки,  «деньги»

- сумки

- кошельки

- корзинки

- продукты и пр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МОРЯКИ».

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой.

2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей.

3. Воспитывать уважение к службе моряков.

4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их.

5. Знать, какую пользу приносит морская служба.

6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка.

7. Воспитывать умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью.

8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках.

2. Беседа о моряках:

Цель: уточнить и закрепить знания детей о моряках, их делах, особенностях службы.

3. Чтение книг, стихов на морскую тему.

4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны.

Атрибуты:

- бескозырки

- якорь

- погоны

- штурвал

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ТРАНСПОРТ».

Задачи:

1. Воспитывать у детей хорошие, положительные поступки, заботу о других, умение выразить благодарность за оказанные услуги.

2. Воспитывать у детей добрые отношения между «водителем - шофером» и «пассажирами».

3. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей, подчиняться общему замыслу.

4. Отражать в игре труд взрослых людей, их отношение, умение общаться с другими людьми.

5. Учить в игре подражать действиям взрослых, добросовестно относиться к принятой на себя «роли».

6. Дать знания о видах транспорта (воздушный, наземный, водный, подразделять его на «общественный», «грузовой», «специальный».

7. Учить детей развивать сюжет и замысел игры раскрывая содержание игры в действиях и речи.

8. Активизация речи детей за счет слов: водитель, водит машину, правила дорожного движения, метро, общественный, грузовой, специальный, трасса, светофор, переход, дорожные знаки, инспектор, ГИБДД, «островок безопасности», пассажиры, маршрут и т. д.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин на тему «Транспорт».

2. Беседы по картинам «Наш город», «Строим дом», «На дачу».

3. Чтение: А. Барто «Игрушки», «Перед отлетом», К. Сершенко «Мы приехали в Москву» (фрагменты, Э. Мошковская «В порту».

4. Аппликация «Транспорт».

5. Рисование на тему: «, Улица нашего города».

6. Беседа о транспорте.

Атрибуты:

- руль

- дорожные знаки

- макеты автомобилей, наборы игрушечных машинок и пр.

- карта города

«МАГАЗИН» (овощной, хлебный, игрушки, кондитерский)

Атрибуты: разнообразный ассортимент товаров необходимый для каждого отдела; касса, витрина с вывеской, полочки для товаров, весы, белые халаты, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Сюжет и роли: заведующий магазином, продавцы, кассир, покупатели, шофёры, рабочие.

Корабль отправляется в дальнее плавание, матросы закупают продукты; мама закупает продукты для семьи; кассир считает, сколько денег должен заплатить покупатель, чертит на чеках количество палочек соответственно количеству товара и отдаёт чек покупателю. Покупатели отдают кассиру деньги, продавец раскладывает товар и отпускает его покупателю; зав. магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на товар, беседует с покупателями, нравится ли им их магазин, обслуживание) ; шофёры доставляют в магазин заказываемый товар.

«БИБЛИОТЕКА»

Атрибуты: книги различного формата, книги сделанные и нарисованные детьми, формуляры для записей читателей, портреты писателей, художников, книжки-раскладушки о профессиях, подшивки газет, журналы.

Сюжет: читатели приходят в библиотеку, берут книги, библиотекарь помогает им выбрать книгу по интересу, записывает в формуляр, какую книгу читатель взял, по возвращении книги дети должны рассказывать (по картинкам) о чём эта книга. В библиотеке может организоваться читательская конференция (чтение и рассказывание стихов, любимых сказок) ; в читальном зале посетители читают газету, журналы. В библиотеке может быть организована выставка художника. Библиотекарь заказывает по телефону, чтобы ему привезли новые книги. Ему доставляет шофёр книги, библиотекарь их принимает и размещает их по полкам, отмечает в журнале какие книги приняла.

 «Юные пожарники»

Цель: Формирование у детей целостного представления о пожарной безопасности.

Задачи:

• Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

• Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

• Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара.

• Углубить представления о первичных средствах пожаротушения.

• Пополнить представления о назначении пожарных автомобилей, уточнить назначение пожарной одежды, о снаряжении пожарной машины.

• Развивать речь детей.

• Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество, уважение к профессии пожарных.

Предварительная работа с детьми: экскурсия в пожарную часть, беседа «Пожарные», «Пожарная безопасность», рассматривание иллюстраций, пожарной машины, пожарного рукава, выпуск стенгазеты «Наша экскурсия в пожарную часть», игра с пособием «Пожарная безопасность», экскурсия к пожарным щитовым детского сада, чтение художественной литературы и стихотворений.

Предварительная работа с родителями: приобретение специальной одежды, оборудования.

Примерные игровые действия:

• Вызов по тревоге;

• Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

• Распределение спасательных работ между разными группами;

• Использование техники специального назначения;

• Спасение пострадавших;

• Оказание первой медицинской помощи;

• Доставка необходимых предметов в район происшествия;

• Возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

 Набор техники специального назначения, Рации, телефоны, Планы, карты, Символика; Инструменты, Фонари, Специальная одежда, защитные каски, перчатки, Иллюстрации «Правила пожарной безопасности»

Каталог.

1.Семья

2.Хозяюшка

3.Салон красоты.

4.Магазин

5.Больница

6.Школа

7.Ателье мод

8.Моряки

9.Регулировщик

10.Строитель

11.Ремонтная мастерская

12.Библиотека

13.Зоопарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....