Нужен ли психолог в современном детском саду
статья ( группа) по теме

Замараева Анастасия Владимировна

Статья посвящена проблеме психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhen_li_psiholog_sovremennomu_detskomu_sadu.docx_sayt.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нужен ли психолог в современном детском саду?

За последние годы значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения [3, C. 6]. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации. Особенно часто встречаются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) [2] и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) [1] даже при незначительных нарушениях в развитии. Как показывает опыт работы с родителями, только около 80% из них относительно объективно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у них позиции сотрудничества с персоналом детского сада, а у их детей –  устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.  Все это приводит к увеличению числа так называемых  «трудных» детей в современном ДОУ. В этих условиях особую значимость приобретает работа психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.

По нашему мнению психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса должно охватывать работу с детьми, родителями и педагогами.

На протяжении многих лет в детском саду все самые необходимые функции (воспитание, диагностика умственного развития, социализация и обучающие игры) были возложены на воспитателей. Сегодня, с развитием педагогического и психологического знания, разделение функций воспитателя и психолога стало очевидным – ребенок нуждается в грамотном психологическом сопровождении с первых дней жизни. Тем более, в новой среде – в непривычном коллективе! Это ответственный момент в жизни каждого ребёнка: ведь в этом возрасте формируются навыки социализации, которые определяют дальнейшее развитие человека и степень комфорта его жизни среди других.

Чем же конкретно может помочь психолог детям? В этом отношении функции психолога очень многообразны.  С детьми психолог:

  • проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения (у воспитателя на эту работу практически нет времени, к тому же она должна проводиться высококвалифицированным специалистом);
  • проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия (для выполнения этой функции у воспитателя ДОУ не хватает специальных знаний);
  • проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку, что также станет значительным подспорьем воспитателю;
  • проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;
  • оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога;
  • проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно -развивающего процесса;
  • обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения;
  • оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям;
  • развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее;
  • создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду.

Выполнять все эти функции воспитателю, даже имеющему психологическую подготовку, не по силам, так как у него есть свои должностные обязанности.

Психолог необходим не только детям, но и воспитателям, а также специалистам ДОУ:

  • он разрабатывает совместно с воспитателями и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
  • обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
  • обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
  • по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
  • формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
  • разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;
  • осуществляет координацию усилий всех участников развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

Для чего нужен психолог родителям воспитанников ДОУ?

Спору нет, родители знают все о своем ребенке! И лучше всего – то, что ему необходимо. Но часто в воспитании папы, мамы, бабушки и дедушки попадают под влияние модных тенденций в воспитании, либо наоборот, поддерживают некую семейную традицию воспитания детей, однако дети все разные. И если мы даем ребенку то, что не соответствует его потребностям, то это может иметь негативный эффект.

Достаточно часто обращаются к детскому психологу семьи с молодыми родителями. И это разумно! Вместо пути «проб и ошибок», такие родители выбирают уверенный путь знания. В этих случаях психолог занимается не только диагностикой-коррекцией, но и освещает для родителей многие закономерности детского развития. Эта деятельность может носить формат лекций, бесед, частных консультаций или рекомендаций.

Опыт работы с родителями показывает, что основными вопросами, которые возникают у них к психологу являются:

  • психологические особенности ребенка в различные периоды детства;
  • возрастные кризисы, в частности,  особенности и пути преодоления;
  • воспитание в семье детей  с особенностями (отклонениями) в развитии;
  • обеспечение социально-психологических условий интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество;
  • проведение по просьбе родителей индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
  • особенности семейного воспитания ребенка, влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

Таким образом, подведем итог:  психолог в детском саду необходим.         

Основной целью работы психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.  Поскольку воспитатель чаще всего ориентирован на работу в группе, где нет «особенных» детей, именно психолог помогает осуществлять индивидуальный подход к ним, давая рекомендации воспитателю по общению с такими детьми. Психолог же, помимо урегулирования конфликтных ситуаций и психологического сопровождения коллектива детского учреждения, помогает выработать индивидуальный подход к каждому ребенку и помочь ему адаптироваться в группе, а также составить программу обучения, максимально эффективную для воспитанников, которая учитывала бы не только групповые, но и индивидуальные потребности каждого ребенка!

Список литературы

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Выготский Л.С.К психологии и педагогике детской дефективности / /http://dugward.ru/library

/vygotskiy/

  1. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

НУЖЕН ЛИ ДЕТЯМ ОТПУСК ОТ ДЕТСКОГО САДА?

Лето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он просто проходит в отдыхе от работы. Одн...

Консультация «Нужен ли детям отпуск от детского сада»

Консультация «Нужен ли детям отпуск от детского сада»...

Нужен ли детям отпуск от детского сада

Нужен ли детям отпуск от детского садаЛето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он п...

Нужен ли детям отпуск от детского сада?

Нужен ли детям отпуск от детского сада?...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

. В данной статье авторами рассматривается значение и содержание профессиональной компетентности, а также роль взаимодействия педагогов и психолога детского сада с семьями особых детей. Авторами раскр...