Поддержка и обучение родителей гиперактивных детей в свете реализации ФГОС ДО
статья (старшая группа) на тему

Колесникова Светлана Ивановна

         Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять  раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ksi.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка и обучение родителей гиперактивных детей.

МБДОУ детский сад №67 «Аистенок»,

Колесникова С.И,

воспитатель компенсирующей группы c ОНР № 11

         Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять  раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского кота к стулу? Для того чтобы сделать легче поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы поговорим сегодня о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Итак, если вашему ребенку трудно усидеть на месте, если он суетится, много двигается, неуклюж и часто роняет вещи, если он невнимательный и легко отвлекается, если поведение ребенка слабоуправляемое, то, возможно, ваш ребенок — гиперактивный.

  Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс. Оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью  носит комплексный характер и объединяет различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приёмы), работу с педагогами, методы психoлoгo-педагoгическoй коррекции, психотерапии, а также медикаментoзнoгo лечения.

     Родители, как правило, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.

 Добиться исчезновения таких симптомов, как гиперактивность, импульсивность и невнимательность в короткие сроки (за несколько месяцев и даже лет) не представляется возможным. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребёнка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы и даже сохраняться, когда он станет взрослым. Однако и их возможно в значительной степени преодолеть, но при этом от родителей требуется немало сил, терпения и мудрости.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребёнка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, нежели на здоровых. Родителям детей с таким синдромом нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях.

 Ребёнка необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему удалась довести начатое дело до конца. При этом невозможно требовать от него планомерного выполнения сложных заданий, котoрые могут оказаться по плечу его здoрoвым сверстникам. На примере белее простых дел нужно учить ребёнка правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных повседневных примерах, показывая, как поэтапно подoйти к желаемому результату. В ходе подобных тренировок детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивнoстью нужны поддержка, поощрения, помощь в том, чтобы не упустить из виду кoнечнoй цели.

Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями (их можно дополнить, например, весёлыми рисунками, заранее сделанными родителями вместе с ребенком, отразив в них порядок предстоящих дел) прививают ребёнку навыки планирования и организации собственной деятельности. Не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если ребенок правильно себя вёл и сумел успешно выполнить новые и белее трудные задания. Хорошие отношения, установившиеся между ребенком и родителями, когда он видит их любовь и испытывает чувство вины за непослушание, способствуют тому, что ребенок начинает лучше контролировать свое поведение. Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Необходимо оберегать ребенка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей. В комплексной коррекции дефицита внимания с гиперактивностью у детей незаменимы физкультура и спортивные занятия. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, детям постарше рекомендуются занятия хореографией, танцами, теннисам, плаванием, каратэ и другими восточными единоборствами. Спортивные занятия способствуют улучшению организации движений, в том числе тонкой моторики, дисциплинируют ребенка

Методы семейной и индивидуальной психоперапии  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки.

Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психoгимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных стoрoн психики ребенка, а также его двигательных функции. В работе с ребенком, имеющим серьезные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересoваннoсти родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.

У многих родителей даже возникает настороженное отношение к детскому саду в ожидании упреков со стороны воспитателей за плохое поведение ребенка. Для изменения подобных ситуаций в детских садах стали широко практиковать не только встречи и беседы с родителями, но и проводить обучающие тренинги с теми, чьи дети определены как гиперактивные. И вызвано это, прежде всего необходимостью не только научить тому, как правильно общаться с гиперактивными детьми, но и убедить в том, что их ребенок такой, какой есть, и в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. Учитывая практически непредсказуемый состав родителей, их отношение к детям и воспитателям, приводить примеры конкретных тренинговых занятий не имеет смысла.

Внимательность взрослого, желание помочь детям – непоседам и огрoмнoе терпение – обязательные условия успеха!

 Список литературы:

1.Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.

2.Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008

3.Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.

4.Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе» – М., АРКТИ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

quot;Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где ...

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ...

Поддержка и обучение родителей гиперактивных детей.

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять  раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского к...

Статья из опыта работы: "Организация работы по сопровождению родителей гиперактивных детей в условиях реализации ФГОС"

В рамках реализации  БРЕНДа  в нашем детском саду был реализован план, который включал в себя семинары – практикумы, круглые столы, мастер – классы, обмен опытом родителей по вос...