«О поддержке и обучении родителей гиперактивных детей»
учебно-методический материал

Салькова Елена Викторовна

Семья подобна живому организму, системе, состоящей из взаимосвязанных между собой и взаимно влияющих друг на друга элементов. Поэтому появление ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой испытание для всей семьи и не может не отразиться на ее жизни.

В семье ребенка с СДВГ часто наблюдается изменение и нарушение отношений между родителями и ребенком. Ребенок постоянно «проверяет на прочность» родителей, создавая стрессовые ситуации и испытывая запасы терпения окружающих. Родители, в свою очередь, оказываются захваченными собственными эмоциональными реакциями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на муниципальном методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности из опыта работы на тему: 

«О поддержке и обучении родителей гиперактивных детей»

Воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с тяжелым нарушением речи

 Салькова Елена Викторовна

МБДОУ детский сад №14 "Солнышко"

Семья подобна живому организму, системе, состоящей из взаимосвязанных между собой и взаимно влияющих друг на друга элементов. Поэтому появление ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой испытание для всей семьи и не может не отразиться на ее жизни.

В семье ребенка с СДВГ часто наблюдается изменение и нарушение отношений между родителями и ребенком. Ребенок постоянно «проверяет на прочность» родителей, создавая стрессовые ситуации и испытывая запасы терпения окружающих. Родители, в свою очередь, оказываются захваченными собственными эмоциональными реакциями. Еще до рождения ребенка у каждого из супругов был свой идеальный образ будущего ребенка. И вскоре они обнаруживают, что их ожидания не соответствуют реальности. Разочарование, негодование, тревога, стремление исправить ребенка, ощущение утраты контроля, обида и чувство вины — с этими переживаниями родители встречаются на пути принятия своего ребенка. Одновременно родители детей с СДВГ часто сталкиваются с недостатком достоверной информации о синдроме (в том числе о методах лечения и психологической помощи), не могут получить доступ к необходимым услугам (например, из-за отсутствия таких услуг в месте проживания семьи, их высокой стоимости, собственных предубеждений и страхов, и т.д.). Все вместе это приводит к повышению уровня стресса, истощению адаптационных возможностей и как следствие к трудностям во взаимоотношениях с ребенком.

Из всего вышесказанного следует, что предоставление информации и психолого-педагогической помощи родителям детей с СДВГ — целесообразное и потенциально эффективное направление деятельности по работе с этой проблемой.

Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов ДОУ.

Цель работы воспитателя по поддержке и обучении родителей гиперактивных детей, заключается в оптимизации детско-родительских отношений в семьях, где есть ребенок с гиперактивностью.

Задачи:

•        обсудить причины нежелательного поведения детей, дать информацию о гиперактивности;

•        научить родителей лучше понимать и больше принимать своих

детей, помочь увидеть сильные стороны детей; научить родителей развивать у ребенка чувство успешности;

•        помочь родителям проанализировать свои стратегии взаимодействия с ребенком, выбрать оптимальные;

•        научить родителей приемам эффективного общения с гиперактивным ребенком;

•        помочь родителям сформировать навыки управления своим гневом и научить родителей формировать навыки самоконтроля у детей;

•        научить родителей создавать положительную мотивацию у детей;

•        научить родителей эффективно корректировать негативные формы поведения детей.

Актуальность  выбранного направления работы на современном этапе очевидна. По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация.

Формы работы с родителями:

-групповые и индивидуальные консультации;

- мини-лекции;

- беседы;

- рекомендации, памятки, буклеты;

- практические занятия;

- семинары-практикумы.

  Работу с родителями необходимо проводить по схеме:

1.        информирование о проблеме;

2.        обучение эффективным способам общения с ребёнком.

Этапы работы с родителями:

Этап 1. Почему дети ведут себя плохо? Родителям предлагается информация о типичных причинах плохого поведения детей, краткая информация об СДВГ. Важно сделать акцент на том, что хотя СДВГ и считается неврологическим заболеванием, основной путь работы с ним — психолого-педагогический. Важно, чтобы родители усвоили следующее.

1.        Плохое поведение — сигнал о помощи, желание обратить на себя внимание, ответ на особенности взаимодействия с родителем.

2.        Дети не ведут себя плохо без причины. Часто получается так, что плохое поведение неосознанно поддерживается родителями. Бывает, что дети даже получают награду, например, когда после истерики ребенка, родители покупают ему то, чего покупать не хотели. Либо благодаря плохому поведению ребенок может избежать неприятной, скучной, требующей усилий деятельности. В данном случае выгода проявляется в том, что, демонстрируя оппозиционное поведение и получая за это наказание, дети избегают той деятельности, которая для них неприятна и не делают того, чего делать не хотели. Важно определить и осознавать те возможные выгоды, которые получает ребенок от нежелательного поведения.

Этап 2. Обращайте внимание! На этом этапе рассматривается важность родительского принятия и внимания. Особое внимание уделяется понятию «качество внимания». Цель этапа—научить родителей избегать неэффективного и деструктивного внимания по отношению к ребенку и чаще демонстрировать более эффективные формы проявления внимания и похвалы оценивания / поощрения поведения ребенка. Важность принятия и родительского внимания.

Плохое поведение детей может быть связано с:

•        индивидными и личностными особенностями детей;

•        индивидными и личностными особенностями родителей;

•        особенностями ситуации, в которой проявляется нежелательное поведение;

•        особенностями семьи (особенности семейной истории, особенности взаимоотношений, сложившихся между членами семейной системы, стрессовые события в семье и т. д.).

На этом этапе вводится концепция безусловного принятия. Что такое безусловное принятие? Как принимать своего ребенка таким, какой он есть?

Кроме того, родителям дается задание выделить полчаса времени (каждый день, желательно в одно и то же время) для общения и совместных игр с ребенком и договориться с другими членами семьи, что в эти полчаса никто не будет их отвлекать. Если в семье два ребенка, то необходимо выделить по полчаса персонально для каждого, при этом важно, чтобы второй ребенок не принимал в этом участия. Важно, чтобы были совместные игры и дела, но в этом случае необходимо, чтобы у ребенка было персональное время для общения с родителем.

Правила организации самостоятельной игры, о которых надо рассказать родителям:

•        выделить специальное время;

- другие дети не должны быть вовлечены в это специальное время;

•        ребенок сам выбирает самый приятный для него вид активности—не контролировать игру и ребенка;

• расслабьтесь и присоединитесь к игре ребенка;

•        громко описывайте то, что делает ребенок—как комментатор — интересно и направленно на действие, а не скучно и не монотонным голосом;

•        задавайте вопросы и не давайте команд!

•        давайте ребенку поддержку, похвалу и обратную связь;

•        если ребенок плохо себя ведет — отвернитесь на минутку; если это продолжается, то выйдите из комнаты, сказав, что время для игры закончилось; скажите, что поиграете с ребенком позднее, когда он будет хорошо себя вести.

Этап 3. Увеличение послушания и способности ребенка к самостоятельной игре. Родители учатся реагировать на послушание ребенка признанием его стараний и похвалой. На этом этапе родители также учатся тому, как правильно взаимодействовать с ребенком, когда он или она не мешает родителям, а занят своими делами. Регулярное прерывание родителем собственной деятельности для того, чтобы поощрить независимую игру ребенка, может увеличить периоды времени, когда дети не мешают взрослым. 

Для того чтобы хорошо учить, родители должны уметь четко и понятно объяснять детям, чего они от детей хотят. Необходимо воздерживаться от неопределенных высказываний, например таких, как: «Ты поступаешь безответственно», «Соберись и перестань безобразничать!», «Когда мы были в магазине, ты был просто умницей!». Если мы хотим чему-то научить ребенка, важно говорить с ним на понятном ему языке и говорить очень конкретно. Для начала нужно научиться описывать поведение ребенка так, чтобы эти описания точно передавали то, что мы можем увидеть и услышать.

Например:

•        ты говоришь по телефону больше часа;

•        когда я говорю тебе, что у тебя в комнате беспорядок, то ты начинаешь кричать и жаловаться, что я ни на минуту не оставляю тебя в покое;

•        ты помог мне убрать со стола, подмел пол и помыл посуду.

В этом случае важно научиться описывать поведение ребенка. Поведение — это то, что человек делает в каждый конкретный момент. Поведение—это нечто видимое, то, что можно увидеть и измерить.

Этап 4. Вознаграждение, эффективная похвала.

Родителям рассказывается о компонентах эффективной похвалы.

1.        Продемонстрируйте свою радость, одобрение. Используйте улыбку, прикосновение. «Спасибо, мне очень приятно, что ты позвонил».

2.        Опишите положительное поведение. Дайте четкое, конкретное описание того, что ребенок сделал правильно. «Я рада, что ты сказал, где ты и почему немного опоздаешь».

3.        Объясните причину. Объясните, как подобное поведение поможет самому ребенку. «Твой поступок означает, что ты внимателен ко мне, и что я могу тебе доверять».

4.        Дополнительное вознаграждение. Когда мы говорим о привилегиях — первое, что приходит в голову, — это подарки, призы и награды. Однако существуют совершенно разнообразные привилегии, многие из которых не стоят родителям ни копейки.

Предлагаются такие варианты:

• разрешить ребенку позвать в гости друга;

•        разрешить лечь спать попозже;

•        разрешить подольше погулять на улице;

• подольше почитать перед сном вместе с ребенком;

 - совместная прогулка перед сном;

•        освободить ребенка от какой-либо домашней обязанности;

•        взять с собой на рыбалку и т.д.

Если похвалы недостаточно, предложите вознаграждение: жетоны (фишки) и очки. Исследования показывают, что только похвала и внимание сами по себе редко могут оказать существенное воздействие на поведение детей с клинически выраженным СДВГ. В возрастной группе 4—7 лет рекомендуется использовать систему жетонов. Дети получают жетоны в том случае, если ведут себя в соответствии с установленными правилами. Жетоны дают возможность получить ежедневные, еженедельные или отсроченные во времени привилегии и награды. 

Этап 5. Тайм-аут и другие дисциплинирующие меры. Обучение родителей детей с СДВГ техникам адекватного дисциплинирования (наказания) детей очень важно. Во многих случаях родители реагируют на неподобающее поведение своего ребенка импульсивно, гневом и агрессией (в том числе физической). Иногда это происходит, когда родитель долго сдерживает свое негативное отношение к поведению ребенка, а затем «срывается» и наказывает ребенка. Резкое, агрессивное поведение родителя пугает ребенка, способствует его невротизации, усугублению симптомов СДВГ, а также приводит к научению агрессивному поведению. Таким образом, развитие осознанного последовательного подхода к дисциплинированию ребенку — важный компонент помощи родителям детей с СДВГ. Родители учатся использовать жетонную систему не только для поощрения, но и для наказания (например, определенное количество очков списывается при неподобающем поведении ребенка).

Большое внимание при этом уделяется использованию процедуры «тайм-аут». Тайм-аут — это незамедлительный ответ на неприемлемое поведение посредством изолирования ребенка на стуле в каком-нибудь скучном, незанимательном углу квартиры.

Этап 6. Предвидение проблем: управление поведением ребенка в общественных местах. Если до этого родители учились действовать только в домашних условиях, то теперь родители обучаются использовать несколько модифицированные техники контроля за поведением ребенка для использования в общественных местах. Основная техника: «Думай вслух —думай заранее!». Родители составляют план действий и собственного поведения в отношении проступков ребенка в общественном месте, делятся планом с детьми и следуют этому плану. План должен также включать список позитивных или конструктивных действий, которые может выполнять ребенок, чтобы занять себя, находясь в общественном месте. Техника может использоваться и дома перед важными и необычными мероприятиями (например, приход гостей).

Этап 7. Учимся управлять собой. Правила для родителей.

  • Не обсуждать в семье серьезные вопросы, находясь в гневе.
  • Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
  • Если в ответ на те или иные действия ребенка у родителей возникают негативные эмоции, важно не держать их в себе, а сказать о них ребенку.
  • Использование в общении с ребенком  "Я - посланий"  («Я очень устал», «Мне грустно, что посуда не помыта», «Мне обидно, когда на мои вопросы отвечают так резко») помогают родителю не только выразить свои чувства, но и позволяют ребенку понять родителя и услышать его пожелания. При этом между родителем и ребенком сохраняются хорошие отношения.
  • Давать четкие конкретные указания, когда они просят ребенка что-либо сделать.
  • поддерживать дома четкий распорядок дня;
  • автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
  • отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
  • сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
  • не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
  • не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

В процессе работы с родителями последние должны понять, что ребёнок невиноват, что он такой, и что дисциплинарные методы воздействия в виде постоянных окриков, замечаний не приведут к улучшению поведения ребёнка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Вообще в воспитании гиперактивного ребёнка родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований. Которые они не в состоянии выполнить. Необходимо посоветовать родителям вести постоянные наблюдения за ребёнком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять какие трудности испытывает ребенок течение дня, с чем ему удаётся справится, а с чем нет.

Литература

  1. Арцишевская  И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003
  2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007
  3. Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / О. Н. Боголюбова, М. В. Галимзянова, А. Н. Корнев, Е. А. Москвина, М. Б. Яковлева; под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка и обучение родителей гиперактивных детей в свете реализации ФГОС ДО

       Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять  раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с э...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Гиперактивный ребенок. Рекомендации родителям гиперактивных детей.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными ук...

Поддержка и обучение родителей гиперактивных детей.

Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять  раздражается, вертится, постоянно что-то роняет, проливает и одновременно с этим привязывает соседского к...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...

Консультация для родителей «Рекомендации для родителей гиперактивных детей»

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка:...