Программа кружка "Узелки"
рабочая программа на тему
Программа кружка
«Узелки»
художественно-эстетического развития
5 – 7 лет
Сроки реализации: 2 года обучения
Составитель: воспитатель Иванушкина Евгения Евгеньевна
Г. Владимир
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и является результатом размышлений о путях решения проблем, возникших в традиционном преподавании. Программа не имеет аналогов, т.к. не только развивает умения и навыки плетения, но и способствует формированию национальной культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка. Кроме того в рамках реализации данной программы детям предоставляется возможность освоения основ ведения учебно-исследовательской деятельности.
Программа дополнительного образования «Узелки» является авторской программой художественно-эстетической направленности. Отличительной особенностью ее является использование нестандартных материалов для работы. При её подготовки автор изучила разнообразные техники плетения из кожи, лозы, волокнистых материалов , соломы, проволоки, бересты (Ананина Т.В. «Художественные изделия из кожи: Руководство по рукоделию.»;Ванагс А. «Путь к мастерству /Художественная обработка кожи»; Горяинова О.В. «Украшение из проволоки.»; Загребаева Л.В. «Лоскутное шитьё. Роспись тканей. Плетение.»; Синеглазова М.О. «1000 мелочей из кожи.»; Соколовская М. М. «Знакомьтесь с макраме: книга для учащихся 4-8 классов.»; Финягин В. В. «Изделия из бересты.»; Фисанович. Т. М. «Плетение из лозы» и др.), и переработала их согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Результатом этой работы явилось методическое пособие «Плетение из кожи» с разработанными технологическими картами для каждого изделия.Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческихценностей, а также способностей и компетенций. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципаобеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостаткидуховно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание,мораль, искусство, труд).Народное искусство—это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.
Актуальность программы.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Плетение изделий из различных материалов были известны людям древнего мира . Плетение - способ ручного соединения полос эластичного материала ,при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху , то снизу других , под прямым или косым углом. Находки археологов в Египте, Ближнем Востоке и в Европе показывают , что ещё в период неолита изготавливали плетёные предметы из мягких растительных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, плетение, керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям. Современное рукоделие развивается на лучших традициях народного искусства. Традиционное и современное искусство плетения из тесьмы, нитей и шнура получило широкое признание в декоративно-прикладном искусстве. Занятия плетением являются благоприятной почвой для Развития коммуникативных способностей и нравственных качеств.
В детских дошкольных учреждениях детей знакомят с плетением, в основном применяя в качестве материала бумагу и нитки. Кожа и волокнистые материалы, к сожалению, обделены вниманием педагогов, несмотря на все их удивительные качества. Знакомя детей с кожей, педагог знакомит их с историей возникновения кожевенного дела, с русской культурой, благодаря чему у детей развивается эмоциональная сфера, развивается познавательный интерес. Работая совместно, у детей возникают межличностные качества, такие как доброжелательность, умение договариваться, учитывать желания других детей. Знакомство детей с техникой и приёмами плетения развивает у них волевую сферу, его произвольность поведения ,а так же мелкую моторику рук, внимание , память, мышление .А видя результат своих трудов у ребёнка развиваются эстетические чувства и стремление к созданию красивого вокруг себя.
Цель программы.
Цель программы является создание условий для развития творческой индивидуальности на основе приобщения к истокам народной культуры.
Задачи программы.
1. Овладение ребёнком дошкольником способами плетения из кожи и волокнистых материалов;
2. Умение работать по схемам;
3. Развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
4. Развитие уверенности в своих силах и способностях; 5. Развивать желание придумывать свои поделки; 6. Обыгрывание своих поделок, показ спектаклей, составление рассказов и сказок по своим изделиям.
Основные направления работы.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развитая: развитие
мелкой моторики кисти и пальцев рук, развитие артикуляционной мо-
торики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зри-
тельного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и вни-
мания; формирование обобщенных представлений о свойствах предме-
тов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений
ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового
внимания и памяти; развитие фонетикофонематических представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации; умения работать по словесной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитиекомбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Развитие речи во время выполнения творческих работ и их описания, овладение техникой речи в процессе защиты своей работы.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Программа составлена с учётом реализации
межпредметных связей по разделам:
1. "Музыка". Использование изделий в оформлении костюмов к народным праздникам.
2. "Коммуникация". Использование на занятиях художественного слова.
3. "Ознакомление с окружающим". Расширение кругозора в рамках образовательной области " Познание" (ознакомление с окружающей действительностью - люди, природа, мир).
4. "Художественное творчество". Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятий.
Ожидаемый результат.
К концу обучения дети могут:
1. Создавать изделия самостоятельно следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения.
2. Создавать изделия по технологическим картам.
3. Применять полученные знания о быте и жизни славян в игровой, самостоятельной и практической деятельности.
4. Создавать не сложные авторские украшения изделий.
Система оценки результатов.
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с детьми, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний и умений детей и применяется, таким образом, метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод - наиболее ценный и точный. Ну и конечно, оценкой результативности проводимой работы является степень применения полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности детей ( наблюдение за игровой деятельностью).
Необходимые условия для работы кружка.
1. Определить место для изготовления и хранения поделок.
2. Подготовить схемы, пооперационные карты.
3. Подготовить необходимые материалы и оборудование для работы ( кожа, кожзаменитель, верёвки, атласные ленты различной ширины, стеки определённой формы, зажимы, ножницы, индивидуальные подушки 20/20, пробойник, клей "Момент", английские булавки).
4. Подбор литературы по народному искусству.
5. Создание альбома моды прошлых веков.
6. Изготовление образцов изделий.
7. Составление перспективного плана.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Возраст обучающихся в группе первого- второго года обучения составляет 5-7 лет. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, требуемые программой данного вида творчества и года обучения в кружке, формируются к указанному возрасту. Дальнейшее обучение в кружке возможно по индивидуальной программе обучения.
Количество детей в группе обучения составляет 10-12 человек, так как особенности организации образовательно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе с количеством детей неболее указанного.
Режим работы кружка: после тихого часа, два занятия в месяц, 25-30 минут.
Список литературы:
1. Ананина Т.В. «Художественные изделия из кожи: Руководство по рукоделию.»;
2. Ванагс А. «Путь к мастерству /Художественная обработка кожи»; 3.Горяинова О.В. «Украшение из проволоки.»;
4. Загребаева Л.В. «Лоскутное шитьё. Роспись тканей. Плетение.»;
5. Синеглазова М.О. «1000 мелочей из кожи.»;
6. Соколовская М. М. «Знакомьтесь с макраме: книга для учащихся 4-8 классов.»;
7. Финягин В. В. «Изделия из бересты.»; Фисанович. Т. М. «Плетение из лозы»; 8. Вырезки из журнала "Юнный техник"; 9. Вырезки из журнала "Юнный натуралист";
10. Журналы для детей "Подружки - рукодельницы", №1, 2, 3, 1993г., автор Д. Халашевич.
Перспективный план работы кружка « Узелки» на первый год.
Время прове-дения |
Тема и задачи |
Сентябрь 1 занятие |
Ознакомительное занятие. Тема: «В мире плетения». Задачи: Дать элементарное представление об истории возникновения и развития плетения из кожи и волокнистых материалов, познакомить со способами плетения, инструментами и приспособлениями, используемыми при плетении. Вызвать заинтересованность и желание заниматься плетением из кожи и волокнистых материалов. |
2занятие | Тема: «Закладка книжная». Задачи: научить детей выполнять оплётку в одном направлении.
|
Октябрь 3 занятие |
Тема: «Браслет». Задачи: закрепить навык выполнять простую оплётку в одном направлении, научить детей пропускать полосу в прорезанные отверстия снизу вверх и сверху вниз. |
4 занятие | Тема: «Галстук юного джентльмена». Задачи: закрепить навык выполнять простую оплётку в одном направлении, научить детей пропускать полосу в прорезанные отверстия снизу вверх и сверху вниз. |
Ноябрь 5 занятие |
Тема: «Галстук – Папин день». Задачи: закрепить умение пропускать полосу в прорезанные отверстия сверху вниз и снизу вверх, научить способу декорирования основного плетения дополнительным шнуром. |
6 занятие | Тема: «Закладка – Крестики». Задачи: научить детей простой оплётке в двух направлениях.
|
7 занятие | Тема: «Браслет – Загадка». Задачи: закрепить умение плести простую оплётку в двух направлениях , пропускать шнур сверху вниз и внизу вверх. |
Декабрь 8 занятие |
Тема: «Закладка – Ажурная». Задачи: учить детей плетению на основе, выполнять узор – «крестик». |
9занятие
| Тема: «Галстук – Крестики». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки в двух направлениях, закрепить навык плетения на основе, выполняя узор – «крестик». |
Январь 10занятие
|
Тема: «Галстук – Крестики». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки в двух направлениях, закрепить навык плетения на основе, выполняя узор – «крестик». |
11занятие
| Выставка: «Вот как мы умеем». Задачи: провести отчёт в проделанной работе .
|
Февраль 12занятие
|
Тема: «Браслет – Цветок». Задачи: закрепить умение плести простую оплётку в одном направлении, закрепить умение делать крепление «замочком», научить детей плести на основе, выполнять узор – «цветок». |
13занятие
| Тема: «Браслет – Камушки». Задачи: закрепить навык пропускать шнур сверху вниз и снизу вверх, учить детей нанизывать бусины на шнуры. |
Март 14занятие
|
Тема: «Сумка – Цветок». Задачи: научить детей передавать плетением на основе образ цветка, закрепить навык выпол- нять простую оплётку в одном направлении, учить соединять две детали изделия простой оплёткой в одном направлении. |
15занятие
| Тема: «Сумка – Цветок». Задачи: закрепить навык выполнять простую оплётку в одном направлении, учить соединять две детали изделия простой оплёткой в одном направлении, учить плести из шнура цепочку |
Апрель 16занятие
|
Тема: «Сумка – Цветок». Задачи: учить соединять две детали изделия простой оплёткой в одном направлении, закрепить навык плетения косы из трёх шнуров. |
17занятие
| Тема: «Сумка – Крестик». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки в двух направлениях, учить соединять две детали изделия простой оплёткой в двух направлениях. |
Май 18занятие
|
Тема: «Сумка – Крестик». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки в двух направлениях, учить соединять две детали изделия простой оплёткой в двух направлениях. |
19занятие
| Тема: «Сумка – Крестик». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки в двух направлениях, учить соединять две детали изделия простой оплёткой в двух направлениях, закрепить навык плетения кос из трёх шнуров. |
20занятие | Выставка: «Вот как мы умеем». Задачи: провести отчёт в проделанной работе . |
Перспективный план работы кружка « Узелки» на второй год.
Время прове-дения |
Тема и задачи |
Октябрь 1 занятие |
Повторение изученного материала. Тема: «Закладка – Ассорти»». Задачи:: повторить знакомые уже техники пле-тения на основе одной закладки (плетение оплётки в одном направлении, в двух направлениях, плетение креста на основе) |
2 занятие | Тема: «Чехол для ключей». Задачи: учить детей плести простую оплётку - облиточный шов, закрепить навык соединения двух деталей.
|
Ноябрь 3 занятие |
Тема: « Кошелёк –петельки». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки- облиточный шов, закрепить навык соединения двух деталей, научить плести на основе узор «петельки». |
4 занятие | Тема: «Кошелёк –петельки». Задачи: закрепить навык плетения простой оплётки- облиточный шов, закрепить навык соединения двух деталей, научить плести на основе узор «петельки». |
5 занятие | Тема: «Браслет – Петельки». Задачи: закрепить навык плетения на основе узора «петельки».
|
Декабрь 6 занятие | Тема: «Браслет – Витой». Задачи: учить детей плести в технике макраме плоские узлы.
|
7 занятие | Тема: «Браслет – Витой». Задачи: учить детей плести в технике макраме плоские узлы.
|
Январь 8 занятие | Тема: «Браслет – Замочек». Задачи: учить детей плести в технике макраме квадратные плоские узлы.
|
9 занятие | Тема: «Браслет – Замочек». Задачи: учить детей плести в технике макраме квадратные плоские узлы.
|
Февраль 10занятие
| Тема: «Брелок - Весёлый человечек». Задачи: закрепить навык плетения квадратных плоских узлов.
. |
11занятие | Тема: «Галстук - Денди». Задачи: закрепить навык плетения квадратных плоских узлов на основе, закрепить навык плетения простой оплётки – облиточный шов. |
Март 12занятие |
Тема: «Галстук - Денди». Задачи: закрепить навык плетения квадратных плоских узлов на основе, закрепить навык плетения простой оплётки – облиточный шов. |
13занятие | Тема: «Коврик для собачки». Задачи: учить детей закреплять верёвки на верёвку основу «горизонтальным узлом», учить детей плести в технике макраме «Шахматку».
|
Апрель 14занятие |
Тема: «Коврик для собачки». Задачи: учить детей плести в технике макраме «Шахматку», продолжать учить детей закреплять верёвки на верёвку основу «горизонтальным узлом».
|
15занятие | Тема: «Кольцо - талисман». Задачи: учить детей оплетать кольцо горизонтальным узлом, учить детей крепить верёвку замочком на изнанку, закреплять навык плетения квадратных плоских узлов.
|
Май 16занятие |
Тема: «Кольцо - талисман». Задачи: учить детей оплетать кольцо горизонтальным узлом, учить детей крепить верёвку замочком на изнанку, закреплять навык плетения квадратных плоских узлов.
|
17занятие | Тема: «Вот как мы умеем». Задачи: провести отчёт в проделанной работе.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...