Рабочая программа
рабочая программа (средняя группа) на тему

Абгарян Евгения Николаевна

Рабочая программа кружка "Мои первые опыты" (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moi_pervye_opyty.docx240.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Мои первые опыты»

средняя группа

https://ivanisovainfo.files.wordpress.com/2014/02/children.jpg

Руководитель кружка:

воспитатель: Абгарян Е.Н.

Содержание

1. Расписание работы кружка

2. Пояснительная записка

3. Перспективное планирование

4. Работа с родителями

5. Список литературы

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно), один раз в неделю.  План кружка рассчитан на год. Количество детей посещаемых кружок «Мои первые опыты» - 28 чел. Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,

позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Развивать инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Основное содержание исследований:

- о человеке;

- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);

- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

- о предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Перспективное планирование работы

Период

Название деятельности

Цель

Сентябрь

«Почему осенью бывает грязь?»

Знакомство со свойствами почвы.

«Играем с песком»

Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.

«Солнечные лучики»

Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем.

«Что в коробке»

Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча.

Октябрь

«Каменная дорога»

Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

«Кто живет в воде»

Развитие познавательного интереса и воображения.

«Вкусная водичка»

Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.

«Волшебная вода»

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

Ноябрь

«Плыви, плыви кораблик»

Знакомство со свойствами воды и бумаги.

«Чудо бумага»

Расширение знаний детей о различных видах бумаги.

«Горячо – холодно»

Определение температуры веществ и предметов.

«Теремок»

Знакомство детей с деревом.

Декабрь

«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

«Мороз и солнце день чудесный»

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Ледовая фантазия»

Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

«Ветер, ветер, ветерок»

Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

Январь

«Да здравствует мыло душистое»

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

«Снег – снежок»

Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

«Следы на снегу»

Пополнение знаний детей о плотности снега.

Февраль

«Мои глаза»

Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

«Носики – курносики сопят»

Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

«Для чего мне нужен язычок?»

Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

«Держим ушки на макушке»

Формирование представлений об органе слуха – ухе.

Март

«Что лучше бумага или ткань»

Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

«Тарелочка из глины»

Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

«Бантик из бумаги и ткани»

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

 «В гостях у Красной Шапочки»

Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

Апрель

«Тонет – не тонет»

Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

«Витамины на окне»

Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

«Весенняя веточка»

Наблюдение за появлением листочков на веточке.

«Что в пакете?»

Знакомство со свойствами воздуха.

Май

«Мыльные пузыри»

Закрепление представлений о свойствах воздуха.

«Живое - не живое»

Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Диагностика

Итоговое занятие

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

Перспективное планирование работы в летний период

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»

Цель: обогатить представления детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

Период

Название деятельности

Цель

И


Ю


Н


Ь


2  неделя: ВОДА

«Узнаем, какая вода?»

«Разноцветная водичка»

Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся; может быть тёплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются (сахар, соль).

Выявить свойства воды: вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

3 неделя: ВОЗДУХ

«Что в пакете?»

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

«Шоу мыльных пузырей»        

«Ветер по морю гуляет»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Продолжать учить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Помочь детям обнаружить воздух.

4 неделя: ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

«Лёгкий – тяжёлый»

«Плавает – тонет»

Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие-тяжёлые).

Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью.

И

Ю

Л

Ь

1 неделя: ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)

«Горячо - холодно»

«Чудесный мешочек»

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические холоднее, деревянные – теплее).

2 неделя: ПЕСОК

«Песочные струйки»

«Чудесные  фигурки»

Продолжать знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

3 неделя: ГЛИНА

«Узнаем, какая глина»

«Глиняные шарики»

Знакомить со свойствами глины: мягкость, пластичность. Учить узнавать вещи из глины, определять её качества и свойства (мнётся, бьётся, размокает).

Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

4 неделя: ЗВУК

«Что звучит?»

«Музыка или шум?»

Учить определять по издаваемому звуку предмет.

Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

А

В

Г

У

С

Т

1 неделя: СВЕТ

«Что в коробке?»

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

2 – 4 недели: СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ: БУМАГА, ДРЕВЕСИНА, ТКАНЬ

«Бумага, её качества и свойства»

«Древесина, её качества и свойства»

«Ткань, её качества и свойства»

Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

Продолжать учить узнавать вещи, изготовленные из древесина; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде).

Продолжать учить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

  • Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

 Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

  • Оформление папки «Мои открытия»
  • Изготовление картотеки игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку»

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...