Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика"
    консультация на тему

    Ильмухина Ева Анатольевна

    Выступление перед педагогами ДОУ с консультацией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_palchikovye_igry._artikul._gimnastika.docx55.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Центр развития ребенка- детский сад №90

    «Подсолнушек»

    Консультация для воспитателей:

    «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

    Подготовила воспитатель:

    Ильмухина Ева Анатольевна

    Нижнекамск-2015 г.

    Пальчиковые игры

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

    Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

    Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

    Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

    МОЯ СЕМЬЯ

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик - бабушка,

    Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - я,

    Вот и вся моя семья!

    Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

    ПРЯТКИ

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

    ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

    - Пальчик-мальчик, где ты был?

    - С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

    УЛЕЙ

    Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

    Никто их не увидит.

    Вот они показались из улья.

    Одна, две, три, четыре, пять!

    Ззззз!

    Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

    ЧЕРЕПАХА

    Вот моя черепаха, она живет в панцире.

    Она очень любит свой дом.

    Когда она хочет есть, то высовывает голову.

    Когда хочет спать, то прячет её обратно.

    Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

    КАПУСТКА

    Мы капустку рубим, рубим,

    Мы капустку солим, солим,

    Мы капустку трем, трем,

    Мы капустку жмём, жмём.

    Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

    ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

    На моей руке пять пальцев,

    Пять хватальцев, пять держальцев.

    Чтоб строгать и чтоб пилить,

    Чтобы брать и чтоб дарить.

    Их не трудно сосчитать:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

    МЫ РИСОВАЛИ

    Мы сегодня рисовали,

    Наши пальчики устали.

    Наши пальчики встряхнем,

    Рисовать опять начнем.

    Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

    ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

    Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

    Два щенка: "Ав-ав!",

    Два жеребенка: Иго-го!",

    Два тигренка: "Ррр!"

    Два быка: "Муу!".

    Смотри, какие рога.

    На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

    ЛОДОЧКА

    Две ладошки прижму

    И по морю поплыву.

    Две ладошки, друзья, -

    Это лодочка моя.

    Паруса подниму,

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там.

    На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

    РЫБКИ

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

    ДРУЖБА

    Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

    Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения,

    Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

    Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

    Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

    Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

    МЫ ПИСАЛИ

    Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

    ритмично сжимать и разжимать кулаки.

    Вы скачите, пальчики,

    пальчики " скачут" по столу

    Как солнечные зайчики.

    указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

    Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

    пальчики "скачут" по столу.

    Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

    - легкие движения кистями рук вправо влево

    Вы не бойтесь ветра, зайки,

    погрозить пальчиком.

    Веселитесь на лужайке.

    На последнюю помахать пальцами обеих рук

    ЗАМОК

    На дверях висит замок.

    Пальцы в замочек, слегка покачивать

    Кто его открыть бы смог?

    "замочком" вперед-назад

    Мы замочком повертели,

    Повертеть "замочком"

    Мы замочком покрутили

    Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

    Мы замочком постучали,

    Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

    Постучали, и открыли!

    Показать ладошки.

    ЗАЙЦЫ

    Скачет зайка косой

    Под высокой сосной.

    Под другою сосной

    Скачет зайка другой.

    Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

    НА ПОСТОЙ

    Русская игра

    Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама(говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты(говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

    Ночь, в избе все спят.

    Раздается стук.

    Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

    Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

    Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

    Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

    Мама: Что дети? Постукивают безымянные

    Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

    Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

    Дети: Папа! Постукивают мизинцы

    Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

    Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

    Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

    Дети: Входите! Постукивают мизинцы

    Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

    Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

    Руки вытягиваются вперед.

    С ДОБРЫМ УТРОМ!

    С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

    Указательными пальцами поглаживать глаза 
    Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

    С добрым утром, ушки!
    Вы проснулись?

    Ладонями поглаживать уши 
    Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

    С добрым утром, ручки! 
    Вы проснулись?

    Поглаживать то одну, то другую ручки 
    Хлопки в ладоши

    С добрым утром, ножки! 
    Вы проснулись?

    Поглаживание коленок 
    Потопать ногами

    С добрым утром, солнце! 
    Я - проснулся! 
    (проснулась)

    Поднять руки вверх, посмотреть на солнце 
    (посмотреть вверх)

    МАЛАНЬЯ

    У Маланьи у старушки

    Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

    Жили в маленькой Избушке

    Сложить руки углом, показать избушку.

    Семь сыновей,

    Показать семь пальцев.

    Все без бровей,

    Очертить брови пальцами.

    Вот с такими ушами,

    Растопыренные ладони поднести к ушам.

    Вот с такими носами

    Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

    Вот с такими усами,

    Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

    Вот с такой головой,

    Очертить большой круг вокруг головы.

    Вот с такой бородой!

    Показать руками большую окладистую бороду

    Они не пили, не ели,

    Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

    На Маланью все глядели,

    Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

    И все делали вот так. ..

    Дети показывают загаданные действия

    ГОСТИ - Русская игра

    Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

    - Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

    - Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

    - Гости едут! Постукивают мизинцы.

    - Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

    - Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

    - Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

    БРАТЦЫ

    Засиделись в избушке братцы.

    Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

    Захотел меньшой прогуляться

    Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

    Да скучно ему гулять одному.

    Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

    Зовет он братца вдвоем прогуляться.

    Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

    Да скучно им гулять двоим.

    Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

    Зовут братца втроем прогуляться.

    Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

    Грустно старшим сидеть в избе.

    Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

    Зовут они братцев домой к себе.

    Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

    При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

    ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ

    Мыли мылом ручки.

    Мыли мылом ножки.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Наварили кашки

    Помешали ложкой.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Строили ладошки

    Домик для матрешки.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Курочке Пеструшке

    Накрошили крошек.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Хлопали ладошки

    Танцевали ножки.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Прилегли ладошки

    Отдохнуть немножко.

    Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантази

    Артикуляционная гимнастика.

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

    Цель артикуляционной гимнастики:

    выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

    Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положениb).

    При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики.

    Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    Показывает его выполнение.

    Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

    Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

    Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

    Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
    Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 
    Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Упражнения для губ.

    "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

    "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

    "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

    "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ:

    Покусываниеи почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    «Рыбки разговаривают».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

    Сжать большим пальцеми указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

    Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

    «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    «Недовольная лошадка».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

    Если губы совсем слабые.

    Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

    Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат).

    Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек

    Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    «Голодный хомячок.» Втянуть щеки.

    Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка.

    «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

    «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

    «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

    «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу.

    Динамические упражнения для языка.

    «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    «Катушка».Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

    «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    «Гармошка».Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    «Маляр».Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

    «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

    «Оближем губки».Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,затем нижнюю губу по кругу.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

    «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

    «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

    Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

    «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    «Сердитый лев».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.

    «Силач».Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

    Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

    Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

    Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

    «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».

    Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

    ааааааааааааа

    яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

    ооооооооооооо

    ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

    иииииииииииии (рот слегка открыт).

    Произнесите гласные звуки с голосом:

    аaaaaaaaaaaaa

    яяяяяяяяяяяяяя

    ооооооооооооо

    ёёёёёёёёёёёёё

    иииииииииииии

    Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

    аааааэээээ

    аааааеееее

    аааааиииии

    иииииааааа

    ооооояяяяя

    аааааииииииооооо

    иииииээээээааааа

    аааааиииииэээээоооооо и т.д.

    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

    Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

    Мал, да удал.

    Два сапога - пара.

    Нашла коса на камень.

    Знай край, да не падай.

    Каков рыбак, такова и рыбка.

    Под лежачий камень вода не течет.

    У ужа ужата, у ежа ежата.

    В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

    Тренировка мышц глотки и мягкого неба

    Позевывать с открытым и закрытым ртом.

    Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

    Произвольно покашливать. 
    Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. 
    Покашливать с высунутым языком.

    Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

    Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

    Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков).

    Глотать капли воды, сока.

    Надувать щеки с зажатым носом.

    Медленно произносить звуки "к", "г", т, д.

    Подражать

    стону,

    мычанию,

    свисту.

    Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

    Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

    Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

    Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

    Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

    Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, "и-а". Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

    Надувать резиновые игрушки, пускать мыльнык пузыри.

    Если у ребенка нарушено произношение звуков, то необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для тогоили иного звука.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" .

    «Чьи зубы чище?».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
    Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
    Внимание!

    Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

    Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

    Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    «Маляр».

    Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
    Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
    Внимание!

    Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

    Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

    «Кто дальше загонит мяч».

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
    Внимание!

    Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

    Нельзя надувать щёки.

    Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

    Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    «Индюк».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
    Внимание!

    Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

    Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Барабанщики».

    Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
    Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
    Внимание!

    Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

    Кончик языка не должен подворачиваться.

    Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л».

    «Наказать непослушный язычок».

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
    Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

    Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

    Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    «Пароход гудит».

    Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
    Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
    Внимание!

    Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

    «Индюк».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
    Внимание!

    Следить, чтобы язык был широким и не сужался

    Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

    Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Качели».

    Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    «Лошадка».

    Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 
    Внимание!

    Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

    Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

    Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    «Лошадка едет тихо».

    Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». 
    Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
    Внимание!

    Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

    Кончик языка не должен загибаться внутрь.

    Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    «Дует ветерок».

    Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
    Внимание!

    Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»).

    «Наказать непослушный язычок».

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
    Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

    Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    «Сделать язык широким».

    Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

    Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

    Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

    Боковые края языка должны касаться углов рта.

    «Приклей конфетку».

    Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. 
    Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

    Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

    Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

    Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

    «Грибок».

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 
    Внимание!/

    Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

    Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

    При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    «Кто дальше загонит мяч».

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
    Внимание!

    Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

    Нельзя надувать щёки.

    Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

    Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    «Гармошка».

    Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. 
    Внимание!

    Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

    Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

    Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    «Фокус».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 
    Внимание!

    Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

    Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

    Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики.

    В дополнение к общепринятым упражнениям артикуляционной гимнастики я рекомендую упражнения,опубликованные в книгaх " "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2" .Авторы Коноваленко С.В, и Коноваленко В.В. и изданные издательством "Гном" .

    Упражнения с шариком.

    (диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел).

    Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

    Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

    Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

    Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».

    Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

    Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

    Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

    Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

    Упражнения с ложкой.

    Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

    Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

    То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

    Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

    Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

    Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

    Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

    Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

    Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

    Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

    Упражнения для языка с водой. «Не расплескай воду»

    Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

    «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

    «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

    Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

    (бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 - 30 см, ширина - 4 - 5 см)

    Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

    Выполняется по аналогии с упражнением №1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

    Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз.

    В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10 - 15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

    Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

    Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10 - 15 секунд. Повторяется до 10 раз.

    В отличие от упражнения №6 бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения №1, №2

    Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).

    Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи


    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. 
    Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы. 
    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 
    Рекомендации для проведения дыхательной гимнастики

    Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

    Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

    Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

    Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

    Упражнения дыхательной гимнастики

    «Снег».

    Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

    «Кораблики».

    Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

    «Футбол».

    Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

     «Буль - бульки».

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль -бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

    «Волшебные пузырьки».

    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

    «Дудочка».

    Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

    «Губная гармошка».

    Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

    «Цветочный магазин».

    Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

    «Свеча».

    Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

    «Косари».

    Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

    Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей  и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...

    Консультация для воспитателей и родителей.Артикуляционная гимнастика

            При разучивании песен часто наблюдается, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата....

    Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

       В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...

    Буклет для родителей "Играем дома" Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться в форме игры. Это поможет избежать чрезмерной перегрузки. От детей не нужно требовать точного исполнения всей последовательности упражнений, одн...

    Консультация "За советом к логопеду:артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях"

    В материале представлен перечень упражнений для языка/комплекс для соноров/ и для изолированное произношение звуков...