Главные вкладки

    Консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Консультация "За советом к логопеду:артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях"

    В материале представлен перечень упражнений для языка/комплекс для соноров/ и для изолированное произношение звуков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_ag_v_upr_i_skazkah_5.docx37.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №  39 "Золушка " г.Туапсе.

    Составитель : учитель- логопед       Мохова Ирина Александровна

                       Из опыта работы...

    За советом к логопеду… Консультация «Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях»

         Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

         Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

         Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

         Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

         Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

          Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

         Организация проведения артикуляционной гимнастики:

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

    5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

        Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

        Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

        Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Упражнения для губ

    1. « Улыбка»-Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    2. « Хоботок» (Трубочка)-Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    3. « Заборчик»-Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    4. «Бублик» (Рупор)-Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    5.  Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
    6. « Кролик»- Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ

    1.  Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
    2.  Улыбка – Трубочка -Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
    3.  «Пятачок»-Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
    4. « Рыбки разговаривают»-Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

    5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

    6.  Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

    7. «Уточка»-Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    8. Упражнение «Уголки» Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно как для поцелуя). На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо. На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремиться то к правому, то к левому уголкам губ.

    9.Упражнение «Вертикаль» На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу. На счет «два» - «пятачок» двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

    10.Упражнение «Крест» На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх. На счет «два» - «пятачок» двигается вниз. На счет «три» - «пятачок» двигается влево. На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.

    11.Упражнение «Круги» Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

    12.Упражнение «Шторки» На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы. На счет «два» - губа возвращается на место. На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы. На счет «четыре» - губа возвращается на место. Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

    13Упражнение «Почесывание» На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу. На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу. Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

    14.Упражнение «Жвачка» На счет «раз» - губы вытягиваются вперед. На счет «два» - растягиваются в улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

    15.Упражнение «Вибрация» Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у. На каждый счет – выдох с вибрацией.

    УПРАЖНЕНИЯ НА ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ:

    СВИСТЯЩИЕ

    «НАСОС»- Мы собираемся покататься на велосипедах. Но пока они стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Воздух из  насоса выходит и сердито свистит: «С-С-С».Обратить внимание на артикуляцию:

    Губы в улыбке, зубы видны, широкий, расслабленный язык лежит за нижними зубами. Воздух проходит по середине языка.

    Тыльной стороной  руки (можно ладошкой) ощутить «холодную» струю воздуха. Если тебе не кажется струя воздуха холодной, то сравни ее  со струей , когда произносишь звук «Х» .Почувствуй разницу.

    «ПЕСЕНКА  ВОДИЧКИ» -Выполнить правильно артикуляцию:

    Губы в улыбке, зубы видны, широкий, расслабленный язык лежит за нижними зубами. Воздух проходит по середине языка.

    Тыльной стороной  руки (можно ладошкой) ощутить «холодную» струю воздуха. Если тебе не кажется струя воздуха холодной, то сравни ее  со струей , когда произносишь звук «Х» .Почувствуй разницу.

    Если положить ладошку на горло, то голос не работает, он выключен, горло не дрожит.

    Если кран открыт до конца и вода течет сильно, произносится звук «С» -твердо, если кран открыт чуть- чуть, вода из него течет, льется струйкой., произносится звук «СЬ-СЬ-СЬ».

    «ПЕСЕНКА КОМАРИКА»- Вспоминаем поездку на дачу, где по вечерам сердито звенели комары и нам надоедали. Обратить внимание на артикуляцию : она та же, что и для звука «С», только работают голосовые связки – голосок включен. Использовать для проверки тактильно- вибрационный контроль- положить ладошку на горло тыльной стороной , ощутить как дрожит горло- вибрация связок.

    Если произносится твердым голосом песенка - произносить звук «З»

    Если произносится мягким, звонким голоском- произносить звук «ЗЬ».

    Шипящие

    «ЛЕС  ШУМИТ»-Вспоминаем  как летом дети ходили в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышит верхушки деревьев, а они качаются и шумят «ШШШ».

    «ЗМЕЯ ШИПИТ»(ПЕСЕНКА ЗМЕИ)- Пошипеть как змея, при этом выполнить правильно артикуляцию:

    Губы вперед «рупором», язык «Чашечкой» за верхними зубами, зубы сжаты.Тыльной стороной руки ощутить теплую струю воздуха, голосок спит, он выключен.Ладошкой (положить на горло) ощутить, что горло не дрожит.

    «ПЕСЕНКА ЖУКА, ШМЕЛЯ, МУХИ»- длительно произносить звук «ЖЖЖ», обращая внимание на правильную артикуляцию : губы «Рупором», широкий язык «чашечкой»поднят за альвеолы (бугорки) за верхними зубами, зубы сжаты. Ощутить тыльной стороной руки теплую струю воздуха. Затем  положить ладошку на горло и почувствовать как дрожит горло, голосок включен.

    Комплекс артикуляционных упражнений для постановки

    и коррекции звуков Л, Ль.

    При произнесении звука "Л" губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного; расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое

    положение); боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; голосовые связки колеблются, производя голос.

    Артикуляция звука "Ль" отличается от артикуляции твердого "Л" тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

    Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части языка.

    Артикуляционные упражнения

    «Лопатка»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

    Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

    «Вкусное варенье»

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.«Качели»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

    Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней.

    Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

    «Индюк»

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем

    языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее.

    Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл…(как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Пощелкать кончиком языка»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в

    медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.«Пароход гудит»

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы». Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" .

    «Чьи зубы чище?».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
    Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    «Маляр».

    Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
    Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
    Внимание!

    • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
    • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

    «Кто дальше загонит мяч».

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
    Внимание!

    • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    • Нельзя надувать щёки.
    • Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

    «Индюк».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
    Внимание!

    • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
    • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
    • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Барабанщики».

    Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
    Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
    Внимание!

    • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    • Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.
    • Кончик языка не должен подворачиваться.
    • Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л».

    «Наказать непослушный язычок».

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
    Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
    • Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    «Пароход гудит».

    Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
    Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
    Внимание!

    • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

    «Индюк».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
    Внимание!

    • Следить, чтобы язык был широким и не сужался
    • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
    • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Качели».

    Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    «Лошадка».

    Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 
    Внимание!

    • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
    • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
    • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    «Лошадка едет тихо».

    Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». 
    Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
    • Кончик языка не должен загибаться внутрь.
    • Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    «Дует ветерок».

    Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч»).

    «Наказать непослушный язычок».

    Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
    Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    «Сделать язык широким».

    Цель: Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. 
    Внимание!

    • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
    • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
    • Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
    • Боковые края языка должны касаться углов рта.

    «Приклей конфетку».

    Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. 
    Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    • Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
    • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
    • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

    «Грибок».

    Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). 
    Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 
    Внимание!/

    • Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
    • Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
    • При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    «Кто дальше загонит мяч».

    Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
    Внимание!

    • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    • Нельзя надувать щёки.
    • Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

    «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
    Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
    • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    «Гармошка».

    Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
    • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
    • Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    «Фокус».

    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. 
    Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 
    Внимание!

    • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
    • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
    • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи детей и подготовка к письму в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики

    Статья, раскрывающая  актуальность темы и основные направления работы в условиях временной речевой группы...

    За советом к логопеду! "Артикуляционная гимнастика"

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть п...

    Консультация для педагогов по книге К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения

    Консультация для педагоговпо книге К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения  В настоящее время много педагогов жалуется на отсутствие внимания у детей. Много детей с гиперак...

    Конспект занятия по физическому развитию "Развитие ловкости и внимания в играх и упражнениях с мячом" (возраст 3-4 года)

    В детском возрасте  необходимо постоянно заботится о здоровье детей. Вашему вниманию предлагается конспект занятия по физическому развитию.  Упражнения с мячом для развития ловкости, внимани...

    Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»

    Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие и усвоение навыков полного звукового анализа в играх и упражнениях»...