Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)
методическая разработка (младшая группа)

Екатерина Владимировна Севостьянова

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_razvitie_melkoy_motoriki_.doc80.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительные упражнения

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.

С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.

Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.

Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.

Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак.

Комплексы пальчиковой

 гимнастики

  (в играх и упражнениях)

"Дружба"

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".

Пальцы рук соединяются ритмично в замок.

"Мы с тобой подружим маленькие пальчики".

Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.

"Раз, два, три, четыре, пять".

Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

"Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать".

Руки вниз, встряхнуть кистями.

"Прогулка"

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые - догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики - бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые - пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

"Человечки"

Побежали вдоль реки.

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю)

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз).

"В гости"

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому:

(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики - друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

"Домик"

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

"Засолка капусты"

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

"Замок"

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений)

Потянули,

(пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)

Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга)

И - открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

"Пальчик - мальчик"

Взрослый показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

"Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел".

"Белка"

При помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому".

.

"Этот пальчик"

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

"Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья".

"Пальчики спят"

Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

"Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора".

"Ну-ка, братцы, за работу!"

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак,

 поочередно разгибают все пальцы.

"Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять".

"Мы грибы идем искать"

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

"Раз, два, три, четыре, пять,

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съел.

От того и потолстел".

"Алые цветки"

Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

"Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают".

"Апельсин"

Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

"Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!"

"Прятки"

Сжимание и разжимание пальцев рук.

"В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали".

"Пальчики в лесу"

"Раз, два, три, четыре, пять"

Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.

"Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел",

загибает мизинец

"Этот пальчик чистить стал",

загибает безымянный палец

"Этот резал",

загибает средний палец

"Этот ел",

загибает указательный палец

"Ну, а этот лишь глядел!"

загибает большой палец и щекочет ладошку.

«Строим дом»  

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток. Молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем – сначала прямым , потом согнутым)

Целый день тук да тук,

Раздаётся звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

«Зайцы»  

Скачет зайка косой

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить

Под высокой сосной.

Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Под другой сосной

Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Скачет зайка второй.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.

«Зайчик»

В одном доме

Развёрнутые книзу пальцы опускаются на стол

С большой крышей

Кончики пальцев рук соединены, пальцы округлены, ладони в наклонном положении

Жил зайчик

Указательные и средние пальцы вытянуть вверх, оставшиеся пальцы собрать в кулак

Утром он запускал кораблик в речке.

Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты

Днём он собирал цветы

Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены

А вечером закрывал дверь в своём доме

Сведите кончики пальцев рук ,прижатых друг к другу, в горизонтальное положение

И ложился спать.

Сведённые ладони приложить к щеке.

Комплекс №1

Ладони на столе (на счёт «раз-два» пальцы врозь , вместе).

Ладошка – кулачок – ребро (на счёт «раз, два, три»)

«Пальчики здороваются» (на счёт «1-2-3-4-5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим и т.д.)

«Дети бегут» (указательный и средний палец правой, потом левой руки, можно одновременно, бегут по столу)

Комплекс №2

«Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки)

«Козлята» (то же, но двумя руками одновременно)

«Очки» (соединить большой и указательный палец, округлить)

«Зайцы» (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, остальные соединить)

«Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы)

Комплекс №3

«Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

«Птички» (поочерёдно большой палец соединяется с остальными)

«Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)

«Цветок» (то же, но пальцы разъединить)

«Корни растения» (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы вниз)

Игра-потешка «Этот пальчик» (пальцы сжаты в кулак , на текст поочерёдно разгибаем пальцы. Затем повторить текст и поочерёдно согнуть пальцы в кулак)

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Комплекс №4

«Пчела» (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать по кругу)

«Пчёлы» (то же двумя руками)

«Лодочка» (концы пальцев направить вперёд, прижать ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их)

«Солнечные лучи» (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

«Пассажиры в автобусе» (скрещенные пальцы обращены вниз , тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх)

Потешка «Этот пальчик» (Поднять левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.)

"Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди...

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора".

Комплекс №5

«Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу)

«Стол» (правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую ладонь)

«Кресло» (правую руку согнуть в кулак, левую прислонить к ней вертикально)

«Ворота» (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь)

«Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук)

Потешка «По грибы» (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Раз, два , три, четыре, пять,

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел,

От того и потолстел.

Комплекс №6

«Ромашка» (соединить обе руки, пальцы развести в стороны)

«Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединть)

Сжимание и разжимание пальцев на счёт «раз-два»

Потешка «Алые цветы» (ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка).

"Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают".

Комплекс №7

«Улитка с рожками» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их)

«Домик улитки» (правая рук на столе, левую положить сверху)

«Ёжик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх)

«Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх)

«Волк» (соединить большой, средний, безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх)

Потешка «Апельсин» (начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы).

"Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура!"

Комплекс №8

«Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами)

«Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им)

«Крыша» (соединить наклонно пальцы обеих рук)

«Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив вверху отверстие)

«Пожарник» (упражнение с предметом; используется игрушечная лесенка, указательный и средний палец бегут по ней)

Потешка «Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)

В прятки пальчики играли и головки убирали,

Вот так, вот так, и головки убирали.

Комплекс №9

«Птички летят» (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)

«Птички клюют» (большой палец поочерёдно соединять с остальными пальцами)

«Гнездо» (пальцы обеих рук скруглить и соединить в виде чашечки)

Потешка «Сорока - белобока» (выполнять действия по тексту, поочерёдно загибая пальцы)

Расслабляющие упражнения

 (самомассаж кистей и пальцев рук)

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

У ребенка круглая щетка для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Пальчиковые игры

«Зоопарк» - возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

«Пальцы-пчёлки» - берем пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

«Пекарь» - насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

«Помощники» - насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

«Лыжники» - две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Строители» - ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

«Котёнок» - бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

«Двенадцать месяцев» - берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Мамины помощники» - натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений

Автором предложены игры-упражнения, которые помогут родителям подготовить артикуляционный аппарат ребенка к овладению сложными звуками русского языка....

Игры и упражнения из комплекса мероприятий по преодолению агрессивного поведения детей.

Целью комплекса мероприятий является снижение проявления агрессивности в поведении детей.Задачи:– снять эмоциональное напряжение детей;– формировать эмоциональное осознание своего поведения;– обучить ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс дидактических игр и игровых упражнений, используемых при развитии сенсорных способностей детей 1,6 до 3 лет

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе....

Комплексы утренней гимнастики с дыхательными упражнениями для детей с 2 до 3 лет

Комплексы утренней гимнастики с дыхательными упражнениями        для детей с 2 до 3 летСентябрьКомплекс №1Вводная частьХодьба в произвольном направлении; на месте; п...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...

Комплекс дидактических игр и игровых упражнений по изобразительной деятельности для детей от 4 до 5 лет

Комплекс дидактических игр и игровых упражнений по изобразительной деятельности для детей от 4 до 5 лет...