" Предметы старинного русского быта"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Непостедственно образовательная деятельность в старшей группе

Цель:  

Способствовать развитию у детей патриотических чувств.

Побуждать детей к использованию в речи фольклора

(загадки, пословицы, поговорки, потешки).

Задачи:

Ø воспитательные:

 Воспитывать у детей интерес к русскому фольклору;

прививать любовь к русскому быту, воспитывать бережное отношение к вещам, традициям, русским обрядам.

Ø обучающие:

Обогащать словарь детей русскими народными пословицами и поговорками, загадками, новыми словами (кочерга, ухват, печка, чугун).

Ø развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, умение создавать  куклу «Оберег» своими руками.

Интеграция образовательных областей:

 

Ø Социально - коммуникативная:

Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей наших предков.

 

Ø Физическая:

Использовать в практике здоровье сберегающие технологии, подвижную народную игру «Гончары».

 

Ø Речевая:

Развивать связную речь детей, активизировать словарь ( потешки, пословицы и поговорки, загадки).

 

Ø Художественно – эстетическая:

Развивать умение создавать куклу «Оберег».

 

Ø Познавательная:

Способствовать проявлению интереса детей, любознательности. Развивать представление детей о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Материал к занятию:

Русская народная изба, где находится утварь старинного быта (глиняные чугунки, кочерга, ухват, печка).

 

Иллюстрации к пословицам и поговоркам о народной кухне.

Лоскутки прямоугольной формы белого цвета, лоскутки квадратной формы красного цвета , нитка 30см, узкие цветные ленточки 30см (для изготовления куклы оберега) на каждого ребенка.

Русские народные костюмы на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Разучивание  пословиц  «Щи да каша, пища наша». Разучивание поговорок «Где блины – тут и мы!», «Бог на стене – хлеб на столе», «Ешь – не кроши, а съешь - не проси». Разучивание  потешки «Каша из гречки, -  где варилась? В печке».  Подвижная  народная игра «Гончары». Экскурсия в школьный краеведческий музей, беседа с детьми о том, что мы видели в музее.

Подготовка к НОД:

Занятие проводится в русской народной избе, где предварительно сделана влажная уборка, хорошо проветренное помещение, стульчики расставлены дугообразно, в центре избы большой круглый стол, где приготовлен материал для изготовления кукол.

Условия и средства реализации:

Методы: словесные, наглядные;

Приемы: рассматривание, разговор, показ, игра;

Форма: создание педагогической ситуации.

Форма записи результатов  хода НОД

Структурные компоненты занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало занятия

9-35

Организационный момент

 

 

 

 

Создание мотивации

 

 

 

 

 

 

 

Загадываю загадку

 

 

Дети и педагог в народных костюмах, заходят в избу.

- Ребята посмотрите,  сейчас на ваших глазах произойдет, небольшое чудо (покружусь, покружусь и в бабушку Заботушку превращусь).

- Проходите, гости дорогие, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая! Теплый дух идет от печки. А на полках в тишине чугунки стоят, как огонь горят.

 

 

Бабушка седа, бела, зимой всем мила. А как лето наступает, про нее все забывают?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассаживаются на стулья.

 

 

 

 

Это печка!

 

 

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучиваем потешку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра «Гончары»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение пословиц и поговорок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление куколок оберегов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ деятельности

10-05 начало анализа

10-10 конец анализа

 

 

 

 

 

- Да ребята это печка! Это сейчас для нас с вами созданы все условия. Наши жилища обогреваются батареями, которые отапливает газ, а раньше  во времена наших предков жилища отапливались печками.

Кто знает, что такое печка?

 

 

- Правильно в каждой избе была русская печь

( подходим к печке рассматриваем ее)  печка  -матушка, печка –кормилица, которая не только обогревала но и кормила и лечила людей(почему?)

 

 

 

 

 

 

 

А я предлагаю вам послушать уже знакомую потешку  и попробовать запомнить ее.

 

 

 

А еда ребята раньше готовилась в глиняных чугунках (объясняю, что чугунки они глиняные и очень хрупкие, по этому с ними надо обращаться очень осторожно, беречь ).

- А я предлагаю вам немножко развлечься гости дорогие!

Ты гончар не ленись!

А чугун быстрей катись!

Быстро, быстро по рукам!

У кого остановился?

Тот сейчас станцует нам!

 

 

А кто знает, что это такое? Показываю ухват.

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, а сам в угол идет?

- Ребята это ухват, раньше в печке очень вкусную еду готовили (щи, кашу, пекли хлеб, блины)

- А давайте вспомним пословицы и поговорки про русскую пищу!

Рассматриваем иллюстрации о пословицах и поговорках.

 

 

- А еще раньше  на печку прятали куклу  « Оберег», чтобы в доме всегда было тепло и уютно.

 И мы с вами сегодня сделаем такую куколку «Оберег»

 

- ребята у нас для каждого припасены два лоскутка белого и красного цвета и лямочка и лентой

Возьмите белый лоскуток  прямоугольной формы, сверните из этого лоскутка трубочку  (показываю действия) сложим трубочку пополам,  отметим зрительно, где будет голова, это место перевяжем ниточкой. Лишнюю нить отрежем ножницами. А теперь возьмем красный лоскуток квадратной формы и как младенца завернем и перевяжем ленточкой (показываю действия).

 

 

 Ну а теперь нам с вами пора вернуться в нашу группу, а свои куколки  обереги вы оставите себе на память о нашем интересном путешествии.

 

 

Ребята, а кто запомнил, о чем мы с вами сегодня беседовали?

 

 

 

А кто  мне скажет, в чем готовили кашу, щи?

 Какие вы ребята молодцы, выучили потешку, отгадали загадки и узнали много интересного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок:

У моей бабушки в деревне есть печка, она сделана из кирпичей и смазана глиной и топится дровами!

 

Ребенок:

-А я знаю, почему печка лечит!

У меня дедушка говорит, полезай на печь, косточки свои прогревай, да здоровье поправляй. Я сразу кашлять перестал.

 

 

Каша из гречки!

Где варилась?

 В печке!

Сварилась, упрела.

Что детка ела!

 

 

Дети подходят к глиняным чугункам, рассматривают их, берут в руки.

 

 

 

 

Дети играют в народную игру «Гончары»

Дети стают в круг, чугунок двигается  по кругу со словами, у кого остановился тот выходит в середину и танцует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети:

«Щи да каша, пища наша»,

«Где блины – тут и мы!»,

«Бог на стене – хлеб на столе», «Ешь – не кроши, а съешь - не проси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют за воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы беседовали о русской избе, печке, ухвате. Чугунке!

 

 

 

 

 

 

В глиняных чугунках!

 

 

Итоги деятельности:

 

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности – проявляет интерес к пословицам и поговоркам, потешкам, загадкам. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развивается чувство патриотизма, бережное отношение к вещам, традициям, русским обрядам.

         Данную работу рекомендую применять в ДОУ. Но, ни одна даже самая хорошая разработка, не может быть использована механически. Педагоги получат положительный результат, только учитывая реальные условия, создавшиеся в детском саду, хорошо предоставляя план действий, избегая шаблонов, подходя к делу творчески и включая в работу всю группу детей, а не только активную ее часть.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

Конспект ООД «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта....

Знакомство детей с предметами старинного русского быта

Знакомство детей с предметами старинного русского быта...

«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....

Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям....

Презентация к занятию "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"

Демонстрационный материал к интегрированному занятию. Может быть использован, как наглядное методическое пособие для ознакомления детей с предметами старинного русского быта....

Конспект занятия «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Конспект занятия «Знакомство детейс предметами старинного русского быта»Цель: продолжать формировать представления детей о жизни и быте русского народа.Задачи:Образовательные:-...