Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panova_o.a._zanyatie_predmety_stariny.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»
Панова О.А., воспитатель
первой квалификационной категории
МКДОУ «Ручеёк» г. Бородино
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма мероприятия: интегрированное занятие.
Методическая цель: формировать представление о жизни и быте русского народа, приобщать детей к народным традициям и обычаям.
Обучающие задачи:
- формировать представление детей о предметах старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;
- познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением;
- научить играть в русскую народную игру «Паучок».
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, память, внимание;
- активизировать употребление в речи названия материалов, из которых изготовлены предметы;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа
к народным традициям и играм.
Словарная работа: изба, лучина, рушник, рукомойник, колыбель, сундук, прялка, веретено, коромысло, самовар, чугунок, ухват, кувшин, корыто, рубель, ступа, телега, серп, коса.
Материалы и оборудование: женский русский народный сарафан, платок, мультимедийная установка, презентация «Предметы старины», рубель, веретено, фонограмма русских народных мелодий, раскраски по теме.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; разучивание песен, частушек, народных игр; чтение сказок,
Методы и приемы: сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме); просмотр презентации; отгадывание загадок, подвижная русская народная игра, дидактическая игра, рассказ, показ, беседа.
Ход мероприятия.
Вводная часть.
На экране изображение русской избы (презентация «Предметы старины»), под музыку входит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я пришла сегодня не с пустыми руками, я принесла для вас эти необычные предметы (рубель, веретено). Вы знаете, что это?
Дети: Нет (высказывают свои предположения).
Воспитатель: Хотите, я вам помогу разобраться, что это за предметы и для чего они нужны. Давайте посмотрим на экран.
Основная часть:
(Все смотрят презентацию: «Предметы русского быта». По каждому слайду ведется небольшая беседа).
Воспитатель: Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:
Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. В Красном углу отводилось место для икон.
В избе была одна комната-горница, она была и кухней, и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки.
Изба освещалась при помощи керосиновой лампы или лучины, ведь электрических ламп. Как у нас сегодня, ещё не было.
Центральное место в избе занимала печь. Это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Она обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Русской печки нет добрее все накормит, обогреет варежки сушить поможет, деток спать она уложит! С помощью кочерги, инструмента для печи, сдвигали угли после прогорания поленьев. Еду готовили в чугунах, специальной, прочной, жаростойкой посуде.
Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.
Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Это божья ладонь. «Хлеба ни куска, стол-доска» - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.
Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом
мужа.
Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло.
Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было.
Хлеб пекли сами, замешивая тесто в квашне - деревянной посуде. Похожей на наше современное ведро.
В кувшины и крынки, сделанные из глины, наливали молочные продукты и напитки.
Для размельчения льняного и конопляного семени, изготовления круп использовали ступу, сейчас для этого мы используем блендер и кофемолку.
Сливочное масло и сметану тоже делали своими руками в маслобойке.
Незаменимая вещь - корыто. Его использовали для стирки, купания, из него кормили скот и птицу, применяли для сбора урожая яблок, капусты. Маленькие дети катались на корыте с горки зимой.
Рубель использовали для глажки белья. Это деревянная доска с поперечными желобками.
Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг .
Прядение — это обязательное занятие крестьянской женщины. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.
В каждом доме были прялки. Их делали из дерева (береза, липа). Коврики ткали на ткацком станке.
Мужчины на Руси занимались сельским хозяйством: заготавливали сено при помощи косы, плели корзины да лапти из лыка и бересты, своими руками убирали пшеницу, используя серпы.
Незаменимым помощниками в хозяйстве были лошади, на которых перевозили тяжелые грузы. Вместо привычных нам грузовиков всё возили на телегах.
Воспитатель: Ребята, а теперь, вы можете мне сказать, что за предметы я принесла вам в начале занятия и для чего они нужны?
Дети: Рубель. Веретено. (Рассказывают о назначении и использовании рубеля и веретена).
Воспитатель: Может быть, вы знаете некоторые, увиденные на экране, предметы домашней утвари, видели их у своих бабушек и дедушек. Расскажите.
Дети: рассказывают о знакомых предметах (воспитатель открывает нужный слайд презентации).
Воспитатель: После работы и на праздники народ развлекал себя хороводами, песнями, частушками и народными играми. Я предлагаю вам поиграть также, как играли в старину на Руси. Научу вас новой русской народной игре «Паучок».
Проводятся подвижные игры:
- «Бой петухов». (Игроки, держа подушки в руках встают на скамейку напротив друг друга. Удерживая равновесие, пытаются сбить соперника подушкой);
- «Паучок». (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):
- Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!
(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока, игра повторяется).
Все проходят на свои места.
Воспитатель: В свободное время не только играли, но и загадывали загадки. Отгадайте, что это:
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
что дают - глотает...
(печь)
Не бык, а бодает,
не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
а сам в угол идет...
(ухват)
Он, как круглая кастрюля.
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
кашу сварит...
(чугунок)
Выпускает жаркий пар,
жаркий чайник...
(самовар)
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны...
(стол)
Сама не ест, а людей кормит.
(ложка)
Ходит коток по паре порток.
(утюг)
Эту обувь не забыли,
хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
у печи оставят...
(лапти)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, мы с вами многое узнали, как жили люди в старину, познакомились с предметами быта и утвари, которые теперь можно найти только в музее. А сейчас посмотрим, что вы запомнили. Давайте поиграем в игру: «Что было, что стало?».
Сейчас носят туфли и ботинки, а раньше носили (лапти).
Сейчас кушать готовят на электрической плите, а раньше (в печи).
Сейчас спят на кроватях, а раньше спали (на лавках).
Сейчас хранят одежду в шкафах, а раньше складывали (в сундуках).
Сейчас вода льется из крана, а раньше набирали воду (из колодца).
Воспитатель: Какие вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
На память о нашем занятии я хочу вам подарить раскраски (по теме «Предметы старины»). Рисуйте в своё удовольствие и не забывайте историю жизни своего народа (раздаёт детям раскраски). Спасибо! До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Предметы старинного русского быта"
Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель: Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...
Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"
Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об устно...
Знакомство детей с предметами старинного русского быта
Знакомство детей с предметами старинного русского быта...
«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....
Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы
Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...