Конспект занятия для детей 6-7 лет "Знакомство детей с предметами старинного русского быта"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Панова Ольга Анатольевна

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, приобщение детей к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panova_o.a._zanyatie_predmety_stariny.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

Панова О.А., воспитатель

первой квалификационной категории

 МКДОУ «Ручеёк» г. Бородино

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма мероприятия: интегрированное занятие.

Методическая цель: формировать представление о жизни и быте русского народа, приобщать детей к народным традициям и обычаям.

Обучающие задачи:

- формировать представление детей о предметах старинного русского быта, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас;

- познакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением;

- научить играть в русскую народную игру «Паучок».

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, память, внимание;

- активизировать употребление в речи названия материалов, из которых изготовлены предметы;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа

к народным традициям и играм.

Словарная работа: изба, лучина, рушник, рукомойник, колыбель, сундук, прялка, веретено, коромысло, самовар, чугунок, ухват, кувшин, корыто, рубель, ступа, телега, серп, коса.

Материалы и оборудование: женский русский народный сарафан, платок, мультимедийная установка, презентация «Предметы старины», рубель, веретено, фонограмма русских народных мелодий, раскраски по теме.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; разучивание песен, частушек, народных игр; чтение сказок,

Методы и приемы: сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме); просмотр презентации; отгадывание загадок, подвижная русская народная игра, дидактическая игра, рассказ, показ, беседа.

Ход мероприятия.

Вводная часть.

На экране изображение русской избы (презентация «Предметы старины»), под музыку входит воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я пришла сегодня не с пустыми руками, я принесла для вас эти необычные предметы (рубель, веретено). Вы знаете, что это?

Дети: Нет (высказывают свои предположения).

Воспитатель: Хотите, я вам помогу разобраться, что это за предметы и для чего они нужны. Давайте посмотрим на экран.

Основная часть:

(Все смотрят презентацию: «Предметы русского быта». По каждому слайду ведется небольшая беседа).                                                                           

Воспитатель: Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. В Красном углу отводилось место для икон.

В избе была одна комната-горница, она была и кухней, и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - столлавкиколыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки

Изба освещалась при помощи керосиновой лампы или лучины, ведь электрических ламп. Как у нас сегодня, ещё не было.

Центральное место в избе занимала печь. Это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Она обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Русской печки нет добрее все накормит, обогреет варежки сушить поможет, деток спать она уложит! С помощью кочерги, инструмента для печи, сдвигали угли после прогорания поленьев. Еду готовили в чугунах, специальной, прочной, жаростойкой посуде.                                                                                                         

 Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.

Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья.  Это божья ладонь. «Хлеба ни куска, стол-доска» - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы. 

Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом

мужа.

Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло.

Ложки раньше были деревяннымиа вилок вообще не было.

Хлеб пекли сами, замешивая тесто в квашне - деревянной посуде. Похожей на наше современное ведро.

В кувшины и крынки, сделанные из глины, наливали молочные продукты и напитки.

Для размельчения льняного и конопляного семени, изготовления круп использовали ступу, сейчас для этого мы используем блендер и кофемолку.

Сливочное масло и сметану тоже делали своими руками в маслобойке.

Незаменимая вещь - корыто. Его использовали для стирки, купания, из него кормили скот и птицу, применяли для сбора урожая яблок, капусты. Маленькие дети катались на корыте с горки зимой.

Рубель использовали для глажки белья. Это деревянная доска с поперечными желобками.

 Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг .

 Прядение это обязательное занятие крестьянской женщины. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

  В каждом доме были прялки.  Их делали из дерева (береза, липа). Коврики ткали на ткацком станке.

Мужчины на Руси занимались сельским хозяйством: заготавливали сено при помощи косы, плели корзины да лапти из лыка и бересты, своими руками убирали пшеницу, используя серпы. 

Незаменимым помощниками в хозяйстве были лошади, на которых перевозили тяжелые грузы. Вместо привычных нам грузовиков всё возили на телегах.

 Воспитатель: Ребята, а теперь,  вы можете мне сказать, что за предметы я принесла вам в начале занятия и для чего они нужны?

Дети: Рубель. Веретено. (Рассказывают о назначении и использовании рубеля и веретена).

Воспитатель: Может быть, вы знаете некоторые, увиденные на экране, предметы домашней утвари, видели их у своих бабушек и дедушек. Расскажите.

Дети: рассказывают о знакомых предметах (воспитатель открывает нужный слайд презентации).

Воспитатель: После работы и на праздники народ развлекал себя хороводами, песнями, частушками и народными играми. Я предлагаю вам поиграть также, как играли в старину на Руси. Научу вас новой русской народной игре «Паучок».                

Проводятся подвижные игры:

  • «Бой петухов». (Игроки, держа подушки в руках встают на скамейку напротив друг друга. Удерживая равновесие, пытаются сбить соперника подушкой);
  • «Паучок». (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):

- Паучок, паучок, тоненькие ножки.

Паучок, паучок, красные сапожки.

Мы тебя кормили, мы тебя поили.

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока, игра повторяется).

Все проходят на свои места.

Воспитатель: В свободное время не только играли, но и загадывали загадки. Отгадайте, что это:                

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

что дают - глотает...

(печь)

Не бык, а бодает,

не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

а сам в угол идет...

(ухват)

Он, как круглая кастрюля.

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

кашу сварит...

(чугунок)

Выпускает жаркий пар,

жаркий чайник...

(самовар)

Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны...

(стол)

Сама не ест, а людей кормит.

(ложка)

Ходит коток по паре порток.

(утюг)

Эту обувь не забыли,

хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

у печи оставят...

(лапти)

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, мы с вами многое узнали, как жили люди в старину, познакомились с предметами быта и утвари, которые теперь можно найти только в музее. А сейчас посмотрим, что вы запомнили. Давайте поиграем в игру: «Что было, что стало?».

Сейчас носят туфли и ботинки, а раньше носили (лапти).

Сейчас кушать готовят на электрической плите, а раньше (в печи).

Сейчас спят на кроватях, а раньше спали (на лавках).

Сейчас хранят одежду в шкафах, а раньше складывали (в сундуках).

Сейчас вода льется из крана, а раньше набирали воду (из колодца).

Воспитатель: Какие вы молодцы, хорошо справились с заданиями!
На память о нашем занятии я хочу вам подарить раскраски
(по теме «Предметы старины»). Рисуйте в своё удовольствие и не забывайте историю жизни своего народа (раздаёт детям раскраски). Спасибо! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Предметы старинного русского быта"

Непостедственно образовательная деятельность в старшей группеЦель:  Способствовать развитию у детей патриотических чувств.Побуждать детей к использованию в речи фольклора(загадки, пословицы, пого...

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...

Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"

Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об   устно...

Знакомство детей с предметами старинного русского быта

Знакомство детей с предметами старинного русского быта...

«Знакомство детей с предметами старинного русского быта».

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему:«Знакомство детей с предметами старинного русского быта»....

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...